В действительности же номинализм этого миросозерцания идет дальше, он разлагает и человека, принужден отвергнуть реальность
души человека, всегда ведь связанной с бесконечной глубиной бытия мирового, и выбрасывает человека на поверхность.
Неточные совпадения
«Ему было любо государство в самих казнях, — ибо, казня, государство видело в нем
душу и
человека, а не игрушку, с которой позабавиться.
Оформление своей
души и оформление своего творчества затруднено было для русского
человека.
В русском
человеке нет узости европейского
человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве
души, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры.
От русской
души необъятные русские пространства требовали смирения и жертвы, но они же охраняли русского
человека и давали ему чувство безопасности.
Западноевропейский
человек чувствует себя сдавленным малыми размерами пространств земли и столь же малыми пространствами
души.
Русский
человек привык думать, что бесчестность — не великое зло, если при этом он смиренен в
душе, не гордится, не превозносится.
Для русской религиозной
души святится не столько
человек, сколько сама русская земля, которую «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя».
Русский
человек может быть отчаянным мошенником и преступником, но в глубине
души он благоговеет перед святостью и ищет спасения у святых, у их посредничества.
Так печально и уныло сложилась русская история и сдавила
душу русского
человека!
Вся духовная энергия русского
человека была направлена на единую мысль о спасении своей
души, о спасении народа, о спасении мира.
Теперь начали убивать тело, — оболочку
человека, но, быть может,
душа, ядро
человека, от этого возродится.
Мещанская жизнь в Париже стала столь душной, столь убийственной для
души, что только великие катастрофы и великие испытания могут очистить и освободить
человека от мещанства.
Но оставить
человека в этой вере в непоколебимую прочность мещанского царства значило бы допустить гибель
человека, смерть его
души.
В русском
человеке так мало подтянутости, организованности
души, закала личности, он не вытягивается вверх, в складе
души его нет ничего готического.
Ждет русский
человек, что сам Бог организует его
душу и устроит его жизнь.
На войне разрушают физическую оболочку
человека, ядро же
человека,
душа его может остаться не только не разрушенной, но может даже возродиться.
Мы чувствуем за этим превращение
человека в механическое орудие для целей государственных, умирание
души в совершенной массовой дисциплине.
Такова уж неотвратимая диалектика: позитивно-гуманитарное отвержение божественных ценностей ведет в конце концов к отвержению
человека, ценности его
души, превосходящей эту видимую эмпирическую жизнь.
Наши максималисты в революционные годы тоже были старыми, не возрожденными
людьми, плохим человеческим материалом для дела освобождения, — клетки их
душ были не подготовлены для выполнения исторической задачи.
Самое ведь важное и существенное —
люди, живые
души, клетки общественной ткани, а не внешние формы, за которыми может быть скрыто какое угодно содержание или полное отсутствие всякого содержания.
Душа и тело
человека формировались, когда человеческая жизнь была еще в соответствии с ритмом природы, когда для него еще существовал космический порядок.
Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению
души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов…
С тайным, захватывающим дыхание ужасом счастья видел он, что работа чистого гения не рушится от пожара страстей, а только останавливается, и когда минует пожар, она идет вперед, медленно и туго, но все идет — и что в
душе человека, независимо от художественного, таится другое творчество, присутствует другая живая жажда, кроме животной, другая сила, кроме силы мышц.
Неточные совпадения
Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у
человека с грубо развитыми склонностями
души.
Городничий. А уж я так буду рад! А уж как жена обрадуется! У меня уже такой нрав: гостеприимство с самого детства, особливо если гость просвещенный
человек. Не подумайте, чтобы я говорил это из лести; нет, не имею этого порока, от полноты
души выражаюсь.
Стародум. И не дивлюся: он должен привести в трепет добродетельную
душу. Я еще той веры, что
человек не может быть и развращен столько, чтоб мог спокойно смотреть на то, что видим.
Тут увидел я, что между
людьми случайными и
людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие
души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.
Софья. Так поэтому надобно, чтоб всякий порочный
человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурно, знав, что делает. Надобно, чтоб
душа его очень была низка, когда она не выше дурного дела.