Можно установить четыре периода
в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Неточные совпадения
Но духовная культура России, то ядро жизни, по
отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения
в мире.
Наши левые и революционные направления не так уже глубоко отличаются
в своем
отношении к государству от направлений правых и славянофильских, —
в них есть значительная доза славянофильского и аскетического духа.
И
в этом всегда был один из духовных источников ложного
отношения к польскому вопросу.
Россия, столь своеобразная, столь необычайного духа страна, постоянно находилась
в сервилистическом
отношении к Западной Европе.
И я хочу верить, что нынешняя мировая война выведет Россию из этого безвыходного круга, пробудит
в ней мужественный дух, покажет миру мужественный лик России, установит внутренне должное
отношение европейского Востока и европейского Запада.
Есть что-то неприятное и мучительное
в слишком легком, благодушном, литературно-идеологическом
отношении к войне.
В традиционном интеллигентском сознании господствовало распределительное, а не производительное
отношение к жизни, бойкотирующее, а не созидающее.
Даже Бюхнер, третьестепенный популяризатор поверхностных идей, превратился
в катехизис, внушающий религиозное к себе
отношение.
В этом
отношении в русском религиозном сознании есть коренной дуализм.
И мы всего более нуждаемся
в развитии
в себе мужественного религиозного начала во всех
отношениях.
По-своему он любит Россию, но он не привык чувствовать себя ответственным перед Россией, не воспитан
в духе свободно-гражданского к ней
отношения.
Жизнь идей признается у нас роскошью, и
в роскоши этой не видят существенного
отношения к жизни.
На свободе, без крайней необходимости, мы были
в этом
отношении очень беспечны.
Если мировая война окончательно выведет Россию
в мировую ширь, на путь осуществления ее мирового призвания, то прежде всего должна измениться политика по
отношению ко всем населяющим ее народностям.
Именно
в русском империализме должна была быть всечеловеческая широта и признание всякой народной индивидуальности, бережное и щедрое
отношение ко всякой народности.
Но
отношение славянофилов к самому больному и самому важному для нас, русских, славянскому вопросу — к вопросу польскому — было
в корне своем ложным и не славянским.
И хотелось бы обратить особое внимание на то, что
в польско-русских
отношениях есть более глубокая, духовная сторона.
В сложном
отношении к «германской идее» стоит Ницше, который по духу своему и по крови не был чистым германцем.
Кажется, что война есть исключительное погружение
в материю и не имеет никакого
отношения к духу.
Христианство есть сплошное противоречие. И христианское
отношение к войне роковым образом противоречиво. Христианская война невозможна, как невозможно христианское государство, христианское насилие и убийство. Но весь ужас жизни изживается христианином, как крест и искупление вины. Война есть вина, но она также есть и искупление вины.
В ней неправедная, грешная, злая жизнь возносится на крест.
В результате наших поспешных оправданий войны, или, точнее, наших самооправданий, получился один вывод: мы лучше немцев, нравственная правота на нашей стороне, мы защищаемся и защищаем, немцы же
в нравственном
отношении очень плохи, они — насильники,
в них — дух антихристов.
Справедливое и джентльменское
отношение к дьяволу может лишь укрепить
в борьбе со злом.
На Западе проблема демократии
в ее
отношении к проблеме личности давно уже ставится очень сложно.
Никогда еще так остро не стоял вопрос об
отношении духа и машины, как
в наши дни.
Критика Канта разрывает с такого рода объективизмом и видит истину
в соответствии разума с самим собой, она определяется
отношением к законам разума и согласованием мыслей между собой.
Поминание Бога, как самодостаточного и бездвижного существа, есть ограниченная и отвлеченная рациональная мысль, такое понимание не дано
в духовном опыте,
в котором
отношения с Богом всегда драматичны.
Отношения человека и Бога парадоксальны и совсем не поддаются выражению
в понятии.
Тайна христианства, рационализированно раскрывающаяся
в теологических системах, связана с этим парадоксальным и драматическим
отношением божественного и человеческого.
Это достаточно выяснено Кантом, хотя он был непоследователен, признавая причинные
отношения между вещью
в себе и явлением.
Человек живет
в природном мире и должен определять свое
отношение к нему.
Вместе с тем
отношение человека к космосу определяется тем, что он есть микрокосм, он заключает
в себе космос или заключает
в себе историю.
В этом
отношении работа над разложением атома имеет огромное значение.
Тоталитаризм есть религиозная трагедия, и
в нем обнаруживается религиозный инстинкт человека, его потребность
в целостном
отношении к жизни.
Марксистский оптимизм не ставит
в глубине ни вопроса об
отношении человека к космосу, ни вопроса о внутренней жизни человека, которая просто отрицается.
Человек
в своей исторической судьбе проходит не только через радикальные изменения социальной жизни, которые должны создать новую структуру общества, но и через радикальное изменение
отношения к жизни космической.
В этом
отношении совершенно ложна метафизика коллективизма, которая
в социальном коллективе видит реальность, стоящую над человеком.
Маркс
в этом
отношении противоречив, но у него,
в противоречии с материализмом, есть схоластический реализм понятий.
Только новое сознание
в христианстве, только понимание его как религии не только личного, но и социального и космического преображения, т. е. усиление
в христианском сознании мессианства и пророчества, может привести к разрешению мучительной проблемы
отношений человека и общества.
Проблема
отношения человека и общества очень обострилась из-за роли, которую играет социализм
в мировой жизни.
В этом
отношении показательна фигура Томаса Мюнцера.
В этом
отношении XIX век был великим веком.
Отношения церкви и государства есть одна из форм
отношения духа и кесаря, но уже
в форме исторической объективации.
В этом
отношении особенное значение имело дело Константина.
Она стоит
в прямом
отношении к нашим современным диктаторам, они даже более священные особи, чем цари и кесари.
Причинные
отношения находятся
в объективированном мире феноменов.
Очень труден и драматичен вопрос об
отношении двух великих символов
в жизни общества: символа «хлеба» и символа «свободы».
В этом
отношении очень показательно его замечательное учение о фетишизме товаров.
Капитал есть не вещь, вне человека находящаяся, а
отношение людей
в производстве.