Цитаты со словом «самый»
На пепелище старой христианской Европы, истощенной, потрясенной до
самых оснований собственными варварскими хаотическими стихиями, пожелает занять господствующее положение иная, чужая нам раса, с иной верой, с чуждой нам цивилизацией.
Мы должны почувствовать и в Западной Европе ту же вселенскую святыню, которой и мы
сами были духовно живы, и искать единения с ней.
На Западе еще не почувствовали, что духовные силы России могут определять и преображать духовную жизнь Запада, что Толстой и Достоевский идут на смену властителям дум Запада для
самого Запада и внутри его.
Но духовная культура России, то ядро жизни, по отношению к которому
сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения в мире.
И если народы Запада принуждены будут, наконец, увидеть единственный лик России и признать ее призвание, то остается все еще неясным, сознаем ли мы
сами, чт́о есть Россия и к чему она призвана?
Для нас
самих Россия остается неразгаданной тайной.
Это яснее всего видно на
самой характерной нашей национальной идеологии — славянофильстве и на величайшем нашем национальном гении — Достоевском — русском из русских.
Лик Достоевского так же двоится, как и лик
самой России, и вызывает чувства противоположные.
Не такова ли и
сама Россия?
Россия —
самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире.
И русский народ —
самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю.
Как характерно это для роковой неспособности и нежелания русского народа
самому устраивать порядок в своей земле.
И
самым коренным грехом славянофильства было то, что природно-исторические черты русской стихии они приняли за христианские добродетели.
Россия —
самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, все в России превращается в орудие политики.
Великие жертвы понес русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но
сам остался безвластным в своем необъятном государстве.
Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему
самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?
Россия —
самая не шовинистическая страна в мире.
Россия —
самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обреченное на гибель.
Самый смиренный и есть самый великий, самый могущественный, единственный призванный.
Тот же Достоевский, который проповедовал всечеловека и призывал к вселенскому духу, проповедовал и
самый изуверский национализм, травил поляков и евреев, отрицал за Западом всякие права быть христианским миром.
Русское национальное самомнение всегда выражается в том, что Россия почитает себя не только
самой христианской, но и единственной христианской страной в мире.
Сама христианская любовь, которая существенно духовна и противоположна связям по плоти и крови, натурализировалась в этой религиозности, обратилась в любовь к «своему» человеку.
Россия —
самая не буржуазная страна в мире; в ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе.
Странник —
самый свободный человек на земле.
Не раз уже указывали на то, что
сам русский атеизм религиозен.
Россия — страна купцов, погруженных в тяжелую плоть, стяжателей, консервативных до неподвижности, страна чиновников, никогда не переступающих пределов замкнутого и мертвого бюрократического царства, страна крестьян, ничего не желающих, кроме земли, и принимающих христианство совершенно внешне и корыстно, страна духовенства, погруженного в материальный быт, страна обрядоверия, страна интеллигентщины, инертной и консервативной в своей мысли, зараженной
самыми поверхностными материалистическими идеями.
Мужественное начало всегда ожидается извне, личное начало не раскрывается в
самом русском народе.
Россия как бы бессильна
сама себя оформить в бытие свободное, бессильна образовать из себя личность.
Из этого безвыходного круга есть только один выход: раскрытие внутри
самой России, в ее духовной глубине мужественного, личного, оформляющего начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного, светоносного сознания.
Но конец славянофильства есть также конец и западничества, конец
самого противоположения Востока и Запада.
Западничество означало какое-то нездоровое и немужественное отношение к Западу, какую-то несвободу и бессилие почувствовать себя действенной силой и для
самого Запада.
Так и
само пророческое мессианское в русском духе, его жажда абсолютного, жажда преображения, оборачивается какой-то порабощенностью.
Россия дорога и любима в
самих своих чудовищных противоречиях, в загадочной своей антиномичности, в своей таинственной стихийности.
Недостаток мужественного характера и того закала личности, который на Западе вырабатывался рыцарством, —
самый опасный недостаток русских, и русского народа и русской интеллигенции.
Сама любовь русского человека к родной земле принимала форму, препятствующую развитию мужественного личного духа.
Но антиномия русского бытия должна быть перенесена внутрь русской души, которая станет мужественно-жертвенной, в себе
самой изживающей таинственную свою судьбу.
Для него
сам жизненный поток в своей мощи и есть Бог.
Многих пленяет в Розанове то, что в писаниях его, в своеобразной жизни его слов чувствуется как бы
сама мать-природа, мать-земля и ее жизненные процессы.
Православные христиане,
самые нетерпимые и отлучающие, простили Розанову все, забыли, что он много лет хулил Христа, кощунствовал и внушал отвращение к христианской святыне.
В
самых недрах русского характера обнаруживается вечно бабье, не вечно женственное, а вечно бабье.
И это «бабье» чувствуется и в
самой России.
Сам Розанов на протяжении всей книги остается этим трепещущим «я на тротуаре».
И
сам он повторяет славянофильские зады, давно уже отвергнутые не «западнической» мыслью, а мыслью, продолжавшей дело славянофилов.
В государственности Розанова, которая для него
самого является неожиданностью, ибо в нем самом всего менее было государственности и гражданственности, — он всегда был певцом частного быта, семейного родового уклада, — чувствуется приспособление к духу времени, бабья неспособность противостоять потоку впечатлений нынешнего дня.
«Ему было любо государство в
самих казнях, — ибо, казня, государство видело в нем душу и человека, а не игрушку, с которой позабавиться.
Но до чего все это литература у
самого Розанова.
Он
сам насквозь литератор, и литератор болтливый.
Как много литературы в
самом чувстве народной жизни у Розанова, как далек он от народной жизни и как мало ее знает.
Само преклонение Розанова перед фактом и силой есть лишь перелив на бумагу потока его женственно-бабьих переживаний, почти сексуальных по своему характеру.
Он
сам изобличил свою психологию в гениальной книге «Уединенное», которая должна была бы быть последней книгой его жизни и которая навсегда останется в русской литературе.
Цитаты из русской классики со словом «самый»
Ассоциации к слову «самый»
Предложения со словом «самый»
- Когда он делал это, то отпускал несколько непристойных шуточек, благодаря этому раненый начинал думать, что на самом деле дела его не так уж и плохи, как он сам полагал.
- Они уже начали сдавать зачёты и экзамены, но в эти нежные дни самого начала лета выдалась достаточная передышка, чтобы немного отдохнуть.
- – Ну да. Она их возит по различным мероприятиям и по юнкоровским делам самая главная. Телефон откуда-то узнала, самолично звонила, ругала за качели.
- (все предложения)
Значение слова «самый»
СА́МЫЙ, -ая, -ое, мест. определит. 1. Употребляется при указательных местоимениях „тот“, „этот“ для их уточнения в значении: именно, как раз. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова САМЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «самый»
- Женщина, даже самая бескорыстная, ценит в мужчине щедрость и широту натуры. Женщина поэтична, а что может быть прозаичнее скупости?
- Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви? Сестра нежности — жалость, и они всегда вместе.
- Самая существенная разница между свадьбой и похоронами та, что на похоронах плачут немедленно, а после свадьбы только через год. Впрочем, иногда плачут и на другой день.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно