Цитаты со словом «относительный»

Область
поиска
Область
поиска
Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворимость ничем временным, относительным и условным.
И это было вполне осознано католичеством, хотя и скреплено с относительными телесно-историческими явлениями (папизм).
Но в природно-историческом процессе царит относительное и среднее.
И потому русская жажда абсолютной свободы на практике слишком часто приводит к рабству в относительном и среднем и русская жажда абсолютной любви — к вражде и ненависти [Русская революция наглядно показала всю опасность русской абсолютности.].
Для русских характерно какое-то бессилие, какая-то бездарность во всем относительном и среднем.
А история культуры и общественности вся ведь в среднем и относительном; она не абсолютна и не конечна.
Так как царство Божие есть царство абсолютного и конечного, то русские легко отдают все относительное и среднее во власть царства дьявола.
Добыть себе относительную общественную свободу русским трудно не потому только, что в русской природе есть пассивность и подавленность, но и потому, что русский дух жаждет абсолютной Божественной свободы.
Поэтому же трудно русским создавать относительную культуру, которая всегда есть дело предпоследнее, а не последнее.
Русские постоянно находятся в рабстве в среднем и в относительном и оправдывают это тем, что в окончательном и абсолютном они свободны.
По-иному, но та же русская черта сказалась и у наших революционеров-максималистов, требующих абсолютного во всякой относительной общественности и не способных создать свободной общественности.
Русский дух, устремленный к абсолютному во всем, не овладевает мужественно сферой относительного и серединного, он отдается во власть внешних сил.
То же и в государственности, по существу серединной и относительной.
Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться с звериным государством в относительном.
Он хочет святости в жизни абсолютной, и только святость его пленяет, и он же готов мириться с грязью и низостью в жизни относительной.
Но с не меньшим основанием можно было бы утверждать, что русская душа — мятежная, ищущая, душа странническая, взыскующая нового Града, никогда не удовлетворяющаяся ничем средним и относительным.
Абсолютное неприменимо к относительному, к исторически-телесному, не вместимо в нем.
«Общественное» миросозерцание русской интеллигенции, подчиняющее все ценности политике, есть лишь результат великой путаницы, слабости мысли и сознания, смешения абсолютного и относительного.
Этот уклон всегда есть в русской жажде абсолютного, в русском отрицании всего относительного, всего исторического.
Русский народ в своих низах погружен в хаотическую, языческую еще земляную стихию, а на вершинах своих живет в апокалиптических чаяниях, жаждет абсолютного и не мирится ни с чем относительным.
К сфере относительного не применимо абсолютное.
Возможна абсолютная жизнь, но невозможно применить абсолютное к жизни относительной.
Убийство, насилие, война есть знак жизни относительной, исторически-телесной, не божественной.
Законническое применение абсолютного к относительному и есть субботничество, заклейменное Христом.
Навязывание абсолютного закона относительной жизни есть доктринерство, лишенное всякого внутреннего смысла.
Нельзя достаточно сильно подчеркивать, что абсолютная Христова любовь есть новая благодатная жизнь духа, а не закон для относительной материальной жизни.
В исторической жизни всякое движение вперед начинается с нарушения установившейся системы приспособления и равновесия, с всегда мучительного выхода из состояния относительной гармонии.
Социал-демократы не верят в абсолютное, — в философии, в религии они всегда за относительное.
Но политика их есть сплошное применение абсолютного к относительному, абсолютизация относительных и материальных вещей этого мира, пользование отвлеченными категориями для конкретной действительности.
Германские социал-демократы давно уже делают реальную, конкретную и относительную политику, хотя раньше и они были абсолютистами.
Сектантская психология и в религиозной жизни есть уклон и ведет к самоутверждению и самопогруженности, а в жизни политической она не имеет никаких прав на существование, так как всегда является сотворением себе кумира из относительных вещей мира, подменой Абсолютного Бога относительным миром.
Политика всегда погружена в относительное.
Прямолинейное применение абсолютных ценностей духовной жизни к относительной исторической жизни и относительным историческим задачам основано на совершенно ложном сознании.
Но само социальное дело есть обращение к относительному, есть сложное, требующее чуткости и гибкости взаимоотношение с относительным миром, всегда бесконечно сложным.
Перенесение абсолютности в объективную социальную и политическую жизнь есть пленение духовной жизни у исторически относительного и социально-материального.
Вместе с тем это есть и порабощение всей относительной исторической жизни извне навязанными абсолютными и отвлеченными началами.
Это всегда есть нежелание признать свободу многообразной, относительной жизни.
Дух, свободный в своем внутреннем опыте, становится навязчивым и насильническим; он открывается относительной, внешней жизни не как живой опыт, а как извне навязанный, безжизненный принцип или норма.
С философской точки зрения относительная историческая жизнь может быть признана самостоятельной сферой самой абсолютной жизни, одним из явлений ее разыгрывающейся драмы.
И потому абсолютное не должно быть насильственным, внешним и формальным навязыванием относительному трансцендентных начал и принципов, а может быть лишь имманентным раскрытием высшей жизни в относительном.
Мы не должны относительному воздавать то, что надлежит воздавать лишь абсолютному, т. е. мы должны кесарево воздавать кесарю, а Божье — Богу.
Было уже сказано об относительной правде дуализма в условиях нашего мира.
Павла никакого религиозного значения не имеют, их характер чисто исторический и относительный, вызванный положением христиан в Римской империи.
Освобождение человека находилось лишь в отрицательном фазисе и было очень относительным, распространялось на некоторые отдельные сферы, а не на целостного человека.
Первый ответ делает марксизм преходящей и относительной теорией, полезной в борьбе классов, но не могущей претендовать на истинность, он уравнивает марксизм со всеми остальными теориями и идеологиями.
Они скажут, что марксистская теория есть относительная истина, как и все истины, и вместе с тем истина очень полезная в социальной борьбе.
Но помимо логической слабости такого ответа, он нисколько не оправдывает и не объясняет исключительного значения марксизма, выделяемого из всех других относительных истин.
Если в прошлом война могла быть относительным злом и если война наступательная никогда не может быть оправдана, то война защитительная и освободительная оправдана.

Неточные совпадения

В сознании религиозном это означает абсолютизацию и обожествление телесно-относительного, довольство животной теплотой национальной плоти.
Национализм же есть пребывание в природно-относительном, в историческом развитии.
 

Цитаты из русской классики со словом «относительный»

Бог не был бы Богом, и Абсолютное было бы не абсолютным, а относительным, если бы наряду с Ним, но вне Его был бы вне-бог или противобог.
Никакого вечного и абсолютного по своему значению социального строя не существует, он создается и изменяется людьми, он находится в состоянии текучести и имеет лишь временную и относительную устойчивость.
Логическая же и грамматическая противоположность между абсолютным и относительным никакого реального соотношения за собою не скрывает.] не есть иное бытие и не есть часть того же бытия, а есть небытие, в духе небытия зачалось и пребывает.
Абсолютное утверждается в глубине духовной жизни, а не во внешнем относительном мире, к которому неприменимо ничто абсолютное.
Личность реализует своё существование и свою судьбу в противоречиях и сочетаниях конечного с бесконечным, относительного и абсолютного, единого и многого, свободы и необходимости, внутреннего и внешнего.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «относительный»

Предложения со словом «относительный»

Значение слова «относительный»

  • ОТНОСИ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. к чему. Устар. Относящийся к чему-л., связанный с чем-л. [Фигнер] был мало сведущ в науках, даже относительных к военному делу. Д. Давыдов, Письмо М. Н. Загоскину, 6 марта 1830. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ

Афоризмы русских писателей со словом «относительный»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «относительный»

ОТНОСИ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. к чему. Устар. Относящийся к чему-л., связанный с чем-л. [Фигнер] был мало сведущ в науках, даже относительных к военному делу. Д. Давыдов, Письмо М. Н. Загоскину, 6 марта 1830.

Все значения слова «относительный»

Предложения со словом «относительный»

  • Однако это “состояние относительной безопасности прерывается редкими периодами крайне высокого риска”.

  • Через пару-тройку часов я навела относительный порядок, но до идеального состояния было ещё очень и очень далеко.

  • Обучение рассматривается как способ служения отечеству, а дворянская вольность становится понятием относительным, т. к. обязательная служба заменилась обязательным образованием.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «относительный»

Что (кто) бывает «относительным»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я