Цитаты со словом «мессианизм»
Мировая война жизненно подводит нас к проблеме русского
мессианизма.
В этом есть аналогия с идеей римской империи, которая также универсальна и сверхнациональна, как и древнееврейский
мессианизм.
Но, после явления Христа,
мессианизм в древнееврейском смысле становится уже невозможным для христианского мира.
И в христианском мире возможен пророческий
мессианизм, сознание исключительного религиозного призвания какого-нибудь народа, возможна вера, что через этот народ будет сказано миру слово нового откровения.
Но христианский
мессианизм должен быть очищен от всего не христианского, от национальной гордости и самомнения, от сбивания на путь старого еврейского мессианизма, с одной стороны, и нового исключительного национализма — с другой.
А ныне мы присутствуем при конце германского
мессианизма, при полном исчерпании его духовных сил.
Это не еврейский
мессианизм.
Для русского
мессианизма нужен мужественный дух, без него опять и опять будет провал в эту пленительную и затягивающую первородную стихию русской земли, которая ждет своего просветления и оформления.
Истинный русский
мессианизм предполагает освобождение религиозной жизни, жизни духа от исключительной закрепощенности у начал национальных и государственных, от всякой прикованности к материальному быту.
Русский
мессианизм опирается прежде всего на русское странничество, скитальчество и искание, на русскую мятежность и неутолимость духа, на Россию пророческую, на русских — града своего не имеющих, града грядущего взыскующих.
Русский
мессианизм не может быть связан с Россией бытовой, инертно-косной, Россией, отяжелевшей в своей национальной плоти, с Россией, охраняющей обрядоверие, с русскими — довольными своим градом, градом языческим, и страшащимися града грядущего.
Русская мистика, русский
мессианизм связаны со вторым образом России, с ее духовным голодом и жаждой божественной правды на земле, как и на небе.
Национализм и
мессианизм соприкасаются и смешиваются.
Национализм в своем положительном утверждении, в моменты исключительного духовного подъема переливается в
мессианизм.
Так в Германии в начале XIX века духовный национальный подъем у Фихте переступил свои границы и превратился в германский
мессианизм.
И национализм славянофилов незаметно переходил в
мессианизм.
Но национализм и
мессианизм глубоко противоположны по своей природе, по своему происхождению и задачам.
Такого рода националистам всякий
мессианизм со своим безумием и жертвенностью должен представляться не только враждебным, но и опасным.
Мессианизм же мыслим лишь на религиозной почве, и обосновать его можно лишь мистически.
Мессианизм не терпит сосуществования, он — единственный, всегда вселенский по своему притязанию.
Но
мессианизм никогда не отрицает и биологически не истребляет другие национальности, он их спасает, подчиняет своей вселенской идее.
Религиозные корни
мессианизма — в мессианском сознании еврейского народа, в его сознании себя избранным народом Божиим, в котором должен родиться Мессия, Избавитель от всех зол, создающий блаженное царство Израиля.
Древнееврейский
мессианизм — исключительный, прикованный к одной национальности и извергающий все другие национальности.
В еврейском
мессианизме нет еще идеи всечеловечности.
Еврейский
мессианизм невозможен в христианском мире.
С явлением Христа-Мессии религиозная миссия еврейского народа кончилась и кончился еврейский
мессианизм.
И хотя невозможен в христианском человечестве исключительный национальный
мессианизм, отрицающий саму идею человечества, мессианизм ветхозаветный, но возможен преображенный новозаветный мессианизм, исходящий от явления Мессии всему человечеству и всему миру.
И чисто религиозный, чисто христианский
мессианизм всегда приобретает апокалиптическую окраску.
Мессианизм русский, если выделить в нем стихию чисто мессианскую, по преимуществу апокалиптический, обращенный к явлению Христа Грядущего и его антипода — антихриста.
Апокалиптичностью запечатлен и
мессианизм польский, и это обнаруживает духовную природу славянской расы.
Так германский
мессианизм по преимуществу расовый, с сильно биологической окраской.
Но германское сознание у Фихте, у старых идеалистов и романтиков, у Р. Вагнера и в наше время у Древса и Чемберлена с такой исключительностью и напряженностью переживает избранность германской расы и ее призванность быть носительницей высшей и всемирной духовной культуры, что это заключает в себе черты
мессианизма, хотя и искаженного.
Всякое смешение национализма с
мессианизмом, всякое выдавание национализма за мессианизм порождается темнотой сознания и несет в мире зло.
И необходимо строго различать национализм и
мессианизм.
Мессианизм принадлежит к совершенно другому духовному порядку.
Мессианизм относится к национализму, как второе рождение мистиков относится к первому природному рождению.
Благоразумного
мессианизма, хорошо устраивающего земные дела, быть не может.
Национализм и
мессианизм нимало не отрицают друг друга, так как находятся в разных порядках.
Но возможно допустить подмены
мессианизма национализмом, выдавания явления этого мира за явление мира иного.
Внутри самого мессианского сознания происходит смешение
мессианизма христианского с мессианизмом еврейским.
И если пагубна подмена
мессианизма национализмом, универсализма — партикуляризмом, то не менее пагубна подмена христианского мессианизма — еврейским.
Еврейский
мессианизм навеки невозможен после Христа.
Но еврейский
мессианизм проникает в христианский мир, и там подменяет он служение — притязанием, жертвенность — жаждой привилегированного земного благополучия.
Но слишком скоро жертвенный
мессианизм в Польше заменился крайним национализмом.
Но в русском сознании произошло смешение христианского
мессианизма с мессианизмом еврейским и с преступившим свои пределы национализмом.
Наш национализм слишком часто претендовал быть
мессианизмом древнееврейского типа, яростного, исключительного и притязательного.
Но самый чистый, самый положительный национализм не есть еще
мессианизм.
И я думаю, что в России, в русском народе есть и исключительный, нарушивший свои границы национализм, и яростный исключительный еврейский
мессианизм, но есть и истинно христианский, жертвенный мессианизм.
Крайнее утверждение национализма у нас нередко соединяется с отрицанием русского
мессианизма, с абсолютным непониманием мессианской идеи и отвращением от нее…
Мессианизм, переходящий в отрицание всякого национализма, хочет, чтобы русский народ жертвенно отдал себя на служение делу избавления всех народов, чтобы русский человек явил собой образ всечеловека.
Цитаты из русской классики со словом «мессианизм»
Это приводит нас к идее религиозного
мессианизма, с которым связаны положительные религиозно-общественные идеи Достоевского, к русскому религиозному народничеству.
Но исторически, снизу, христианство впитало в себя не только еврейский
мессианизм, но и все античные религии, в которых были предчувствия явления Христа-Искупителя.
Национальный
мессианизм есть соблазн, он не совместим с христианским универсализмом.
Русский коммунизм, если взглянуть на него глубже, в свете русской исторической судьбы, есть деформация русской идеи, русского
мессианизма и универсализма, русского искания царства правды, русской идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые формы.
Германизм хочет быть чистым арийством и не приемлет семитической религиозной прививки [Германское национальное сознание и германский
мессианизм можно встретить сейчас у Древса, который хочет раскрыть германскую религию, и у Чемберлена.].
Синонимы к слову «мессианизм»
Предложения со словом «мессианизм»
- Римская угроза укрепляла внутреннюю веру в национальный мессианизм.
- Эра мессианизма окончательно и бесповоротно кончилась для европейских народов.
- Всякий мессианизм заранее недобросовестен, лжив и рассчитан на невозможный резонанс в сознании тех, к кому он обращается с подобным предложением.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мессианизм»
Каким бывает «мессианизм»
Значение слова «мессианизм»
МЕССИАНИ́ЗМ, -а, м. Книжн. В некоторых религиях учение о пришествии на землю божественного избавителя (мессии). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МЕССИАНИЗМ
Дополнительно