Цитаты со словом «история»
Бьет тот час мировой
истории, когда славянская раса во главе с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества.
Но осуществление мировых задач России не может быть предоставлено произволу стихийных сил
истории.
Вся парадоксальность и антиномичность русской
истории отпечатлелась на славянофилах и Достоевском.
В основе русской
истории лежит знаменательная легенда о призвании варяг-иностранцев для управления русской землей, так как «земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет».
Пассивная, рецептивная женственность в отношении государственной власти — так характерна для русского народа и для русской
истории [Это вполне подтверждается и русской революцией, в которой народ остается духовно пассивным и покорным новой революционной тирании, но в состоянии злобной одержимости.].
Очень характерно, что в русской
истории не было рыцарства, этого мужественного начала.
Этого личного закала не создавала русская
история.
Все эти свойства России были положены в основу славянофильской философии
истории и славянофильских общественных идеалов.
Но славянофильская философия
истории не хочет знать антиномичности России, она считается только с одним тезисом русской жизни.
Славянофильская философия русской
истории не объясняет загадки превращения России в величайшую империю в мире или объясняет слишком упрощенно.
Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской
истории.
Классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, какую играли в
истории западных стран.
Эта особенность русской
истории наложила на русскую жизнь печать безрадостности и придавленности.
Здесь скрыта тайна русской
истории и русской души.
Никакая философия
истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?
И справедливость мировых задач России предопределена уже духовными силами
истории.
Русская
история явила совершенно исключительное зрелище — полнейшую национализацию церкви Христовой, которая определяет себя, как вселенскую.
Весь петербургский период русской
истории стоял под знаком внутреннего и внешнего влияния немцев.
Это совпадает с периодами особенного духовного подъема, когда судьбами
истории данный народ призывается совершить что-либо великое и новое для мира.
В христианской
истории нет одного избранного народа Божьего, но разные народы в разное время избираются для великой миссии, для откровений духа.
В России давно уже нарождалось пророческое чувствование того, что настанет час
истории, когда она будет призвана для великих откровений духа, когда центр мировой духовной жизни будет в ней.
А
история культуры и общественности вся ведь в среднем и относительном; она не абсолютна и не конечна.
Такой склад природы принуждает Розанова всегда преклоняться перед фактом, силой и
историей.
Это замечательное описание дает ощущение прикосновения если не к «тайне мира и
истории», как претендует Розанов, то к какой-то тайне русской истории и русской души.
История образования русской государственности, величайшей в мире государственности, столь непостижимая в жизни безгосударственного русского народа, может быть понята из этой тайны.
Подобного поклонения государственной силе, как мистическому факту
истории, еще не было в русской литературе.
Неужели мировые события, исключительные в мировой
истории, ничему нас не научат, не приведут к рождению нового сознания и оставят нас в прежних категориях, из которых мы хотели вырваться до войны?
Розанова же война вдохновила лишь на повторение в тысячный раз старых слов, потерявших всякий вкус и аромат: вся русская
история есть тихая, безбурная; все русское состояние — мирное, безбурное.
Мнение славянофилов о безгосударственности русского народа требует больших корректоров, так как оно слишком не согласуется с русской
историей, с фактом создания великого русского государства.
Они (славянофилы) были именно малодушны о Русской
истории, твердя, но отвлеченно, о ней, что она святая…
«Несчастье, ошибка и порок славянофилов заключался именно в таком воздушном представлении своей якобы воздушной
истории, якобы без — материальной истории» (с. 125).
Но вряд ли он захочет остаться в
истории в таком качестве.
Он захочет остаться в
истории знаменитым литератором и ни от одной строчки, написанной им, не откажется.
Но война — явление глубоко трагическое, антиномическое и страшное, а нынешняя война более, чем какая-либо из войн мировой
истории.
Мы, волей судьбы, выводимся в ширь всемирной
истории.
Многими это изменение сознания переживается трагически и сопровождается чувством выброшенности за борт
истории.
Вынужденное всемирной
историей обращение к интересам международным, к историческим судьбам народов и их взаимоотношениям обращает также и внутрь жизни каждого народа, повышает и укрепляет национальное самочувствие и самосознание.
Ведь последовательно проведенная точка зрения блага людей ведет к отрицанию смысла
истории и исторических ценностей, так как ценности исторические предполагают жертву людским благам и людскими поколениями во имя того, что выше блага и счастья людей и их эмпирической жизни.
История, творящая ценности, по существу трагична и не допускает никакой остановки на благополучии людей.
Ценность национальности в
истории, как и всякую ценность, приходится утверждать жертвенно, поверх блага людей, и она сталкивается с исключительным утверждением блага народа, как высшего критерия.
Сознание нашей интеллигенции не хотело знать
истории, как конкретной метафизической реальности и ценности.
Русское сознание имеет исключительную склонность морализировать над
историей, т. е. применять к истории моральные категории, взятые из личной жизни.
Можно и должно открывать моральный смысл исторического процесса, но моральные категории
истории существенно отличаются от моральных категорий личной жизни.
Русская душа не мирится с поклонением бессмысленной, безнравственной и безбожной силе, она не принимает
истории, как природной необходимости.
А всемирную
историю нельзя втиснуть ни в какие отвлеченно-социологические или отвлеченно-моральные категории, она знает свои оценки.
Традиционное применение русской интеллигенции отвлеченно-социологических категорий к исторической жизни и историческим задачам всегда было лишь своеобразной и прикрытой формой морализирования над
историей.
Русские социал-демократы или народники также упрощенно морализовали над
историей при помощи своих социологических схем, как и славянофилы, как и толстовцы, при помощи схем религиозно-онтологических и религиозно-моральных.
Душа не раскрывается перед многообразной исторической действительностью, и энергия мысли не работает над новыми творческими задачами, поставленными жизнью и
историей.
Славянофильские, народнические или социал-демократические доктринерские схемы совершенно не приспособлены для новых событий мировой
истории, ибо они выработаны для более простой и элементарной действительности.
Нужно начать мыслить не по готовым схемам, не применять традиционные категории, а мыслить творчески над раскрывающейся трагедией мировой
истории.
Цитаты из русской классики со словом «история»
Еще во времена Бородавкина летописец упоминает о некотором Ионке Козыре, который, после продолжительных странствий по теплым морям и кисельным берегам, возвратился в родной город и привез с собой собственного сочинения книгу под названием:"Письма к другу о водворении на земле добродетели". Но так как биография этого Ионки составляет драгоценный материал для
истории русского либерализма, то читатель, конечно, не посетует, если она будет рассказана здесь с некоторыми подробностями.
Он думал, как и большая часть мысливших на тему — Россия и Европа, что в Европе начинается разложение, но что у нее есть великое прошлое и что она внесла великие ценности в
историю человечества.
Приступая к описанию недавних и столь странных событий, происшедших в нашем, доселе ничем не отличавшемся городе, я принужден, по неумению моему, начать несколько издалека, а именно некоторыми биографическими подробностями о талантливом и многочтимом Степане Трофимовиче Верховенском. Пусть эти подробности послужат лишь введением к предлагаемой хронике, а самая
история, которую я намерен описывать, еще впереди.
— Я ему стала рассказывать, что про себя выдумала: ведь мы сочиняем себе разные
истории, и от этого никому из нас не верят; а в самом деле есть такие, у которых эти
истории не выдуманные: ведь между нами бывают и благородные и образованные.
Между тем писать выучился Райский быстро, читал со страстью
историю, эпопею, роман, басню, выпрашивал, где мог, книги, но с фактами, а умозрений не любил, как вообще всего, что увлекало его из мира фантазии в мир действительный.
Ассоциации к слову «история»
Синонимы к слову «история»
Предложения со словом «история»
- Когда же началось систематическое изображение событий русской исторической жизни и когда русская история стала наукой?
- Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!
- И рассказывая историю собственной жизни, мы делимся не просто цепочкой событий, но и показываем, что эти события для нас значили, как они изменили наш духовный мир.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «история»
Значение слова «история»
ИСТО́РИЯ, -и, ж. 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИСТОРИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «история»
- История литературы — это история не того, что написано в книгах, а история того, что прочитано в них.
- Если мы знаем, что история человеческого общества — это история войн, то, в конечном счете, история народов — это борьба за правду.
- История человечества всегда ведь складывается из отдельных жизней. А каждая человеческая жизнь сама по себе <…> равноправна.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно