Цитаты со словом «идеи»
Эти новые реакции нужны и для духа, оставшегося верным своей вере, своей
идее.
Не вера, не
идея изменилась, но мир и люди изменили этой вере и этой идее.
Значит ли это, что
идея России и миссия России, как я ее мыслю в этой книге, оказалась ложью?
Идея России остается истинной и после того, как народ изменил своей идее, после того, как он низко пал.
Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять
идею России, определить ее задачу и место в мире.
Идет это от старой
идеи Москвы как Третьего Рима, через славянофильство — к Достоевскому, Владимиру Соловьеву и к современным неославянофилам.
К
идеям этого порядка прилипло много фальши и лжи, но отразилось в них и что-то подлинно народное, подлинно русское.
Русская интеллигенция, хотя и зараженная поверхностными позитивистическими
идеями, была чисто русской в своей безгосударственности.
Героически настроенная интеллигенция шла на смерть во имя материалистических
идей.
Россия — страна купцов, погруженных в тяжелую плоть, стяжателей, консервативных до неподвижности, страна чиновников, никогда не переступающих пределов замкнутого и мертвого бюрократического царства, страна крестьян, ничего не желающих, кроме земли, и принимающих христианство совершенно внешне и корыстно, страна духовенства, погруженного в материальный быт, страна обрядоверия, страна интеллигентщины, инертной и консервативной в своей мысли, зараженной самыми поверхностными материалистическими
идеями.
Русская радикально-демократическая интеллигенция, как слой кристаллизованный, духовно консервативна и чужда истинной свободе; она захвачена скорее
идеей механического равенства, чем свободы.
В этом есть аналогия с
идеей римской империи, которая также универсальна и сверхнациональна, как и древнееврейский мессианизм.
Русское национальное самосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский народ по духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный народ, по
идее своей не любящий «мира» и того, что в «мире», но ему дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия.
Он презирает всякие «
идеи», всякий логос, всякую активность и сопротивляемость духа в отношении к душевному и жизненному процессу.
Славянофилы, действительно, преклонялись больше перед русской «
идеей», чем перед фактом и силой.
Презрение Розанова к
идеям, мыслям, литературе не имеет пределов.
Розанов хочет с художественным совершенством выразить обывательскую точку зрения на мир, тот взгляд старых тетушек и дядюшек, по которому государственная служба есть дело серьезное, а литература,
идеи и пр. — пустяки, забава.
Для такого сознания не существовало национальности и расы, исторической судьбы и исторического многообразия и сложности, для него существовали лишь социологические классы или отвлеченные
идеи добра и справедливости.
В сознании народов расслабляющая
идея блага и благополучия должна быть побеждена укрепляющей идеей ценности.
Даже Бюхнер, третьестепенный популяризатор поверхностных
идей, превратился в катехизис, внушающий религиозное к себе отношение.
Идея святой Руси имела глубокие корни, но она заключала в себе и нравственную опасность для русского человека, она нередко расслабляла его нравственную энергию, парализовала его человеческую волю и мешала его восхождению.
И одним из самых печальных фактов нужно признать равнодушие к
идеям и идейному творчеству, идейную отсталость широких слоев русской интеллигенции.
Жизнь
идей признается у нас роскошью, и в роскоши этой не видят существенного отношения к жизни.
Разложение старых
идей в полуравнодушной массе — ядовито.
Русская нелюбовь к
идеям и равнодушие к идеям нередко переходят в равнодушие к истине.
Мысль, жизнь
идей всегда подчинялась русской душевности, смешивающей правду-истину с правдой-справедливостью.
Идея, смысл раскрывается в личности, а не в коллективе, и народная мудрость раскрывается на вершинах духовной жизни личностей, выражающих дух народный.
Жизнь
идей есть обнаружение жизни духа.
Это — корень русского народничества, враждебного мысли и
идеям.
На этой почве рождается недоверие, равнодушие и враждебное отношение к мысли, к
идеям.
Идеи, которые многим еще продолжают казаться «передовыми», в сущности очень отсталые идеи, не стоящие на высоте современной европейской мысли.
Она верит в
идеи, которые господствовали на Западе более пятидесяти лет тому назад, она все еще серьезно способна исповедовать позитивистическое миросозерцание, старую теорию социальной среды и т. п.
Но когда происходит крах старой рассудочной мысли, особенно нужно призывать к творческой мысли, к раскрытию
идей духа.
Борьба идет на духовных вершинах человечества, там определяется судьба человеческого сознания, есть настоящая жизнь мысли, жизнь
идей.
В середине же царит старая инертность мысли, нет инициативы в творчестве
идей, клочья старого мира мысли влачат жалкое существование.
Творческое движение
идей не вызывает к себе сколько-нибудь сильного интереса в широких кругах русского интеллигентного общества.
У нас даже сложилось убеждение, что общественным деятелям вовсе и не нужны
идеи или нужен минимальный их запас, который всегда можно найти в складках традиционной, давно охлажденной, статически-окостеневшей мысли.
Все наше движение 1905 г. не было одухотворено живыми творческими
идеями, оно питалось идеями тепло-прохладными, оно раздиралось горячими страстями и интересами.
За последние пятнадцать лет у нас было высказано много творческих
идей и идей не только отвлеченных, но жизненных, конкретных.
Но вокруг этих
идей все еще не образовалось никакой культурной атмосферы, не возникло еще никакого общественного движения.
Идеи эти остались в кругу немногих.
Мир
идей и мир общественности остались разобщенными.
Со стороны общественников не было спроса на
идеи, не было заказов на идейное творчество, они были довольны жалкими остатками старых идей.
Нельзя было подойти к мировой трагедии с запасом старых просветительных
идей, старых рационалистически-социологических схем.
Традиционные
идеи, десятки лет у нас господствующие, совершенно не пригодны для размеров разыгравшихся в мире событий.
Наша же общественность во время небывалой мировой катастрофы бедна
идеями, недостаточно воодушевлена.
Мы расплачиваемся за долгий период равнодушия к
идеям.
Идеи, на которых покоилась старая власть, окончательно разложились.
Но
идеи русской общественности, призванной перестроить русскую жизнь и обновить власть, охладели и выветрились раньше, чем наступил час для их осуществления в жизни.
Цитаты из русской классики со словом «идеи»
Ассоциации к слову «идеи»
Предложения со словом «идея»
- К лекциям по эстетике. Только новые идеи рождают новое искусство. Только новое искусство рождает новую эстетику.
- Отбросив это, вы станете самим собой, так что сможете очень ясно видеть реальность, а хорошие идеи придут в зависимости от случая.
- Он был первым, кто набросал основные идеи новой географии в их взаимосвязи, хотя в статье это можно было сделать только в предельно обобщённом виде.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «идея»
Значение слова «идея»
ИДЕ́Я, -и, ж. 1. Форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. --- (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИДЕЯ
Афоризмы русских писателей со словом «идея»
- Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
- Идея политическая, как и всякая другая, имеет право гражданства в искусстве.
- Идея поэтического произведения — это основной замысел поэта, это то главное, что хочет сказать поэт своим произведением, ради чего он пишет.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно