Как созданный из земли, человек имеет в себе тварное все, но. будучи создан после всех творений, он стоит выше их всех [По
учению Каббалы, до создания человека земля еще не давала плодов: «лишь когда создан был человек, рождающая сила земли стала видима миру… все произведения, как неба, так и земли, не появлялись ранее сотворения человека; небо удерживало дождь, а земля удерживала производительную силу, которую имела…
От иерея, совершителя таинств, требуется, если не обязательное нахождение в браке, то половая нормальность; так же было и в ветхозаветной церкви, где многочадие вообще считалось благословением [Неисполнение заповеди о размножении есть, по
учению Каббалы, одно из тяжко караемых преступлений.
Змей отравил своим нечистым семенем экстаз плоти [По
учению Каббалы, грехопадение Евы состояло в том, что она «имела интимное сношение с змеем» (Zohar, II, 636, 299а).
Неточные совпадения
Можно открыть родство бёмевского
учения о Софии с Платоном (
учение об андрогине) и с
Каббалой.
Это
учение Беме глубоко чуждо духу
Каббалы, знакомство с которой у него несомненно, ибо эротическая метафизика
Каббалы, при некотором внешнем сходстве с бемизмом (исходный андрогинизм Адама), проникнута чувством глубочайшей изначальности и реальности пола.
Эти запредельные сущности вещей определялись, как числа у пифагорейцев, как имена в различных мистических
учениях, как идеи у Платона, как творческие формы (энтелехии) у Аристотеля, как буквы еврейского алфавита в
Каббале [В первой книге
Каббалы («Сефер Иецира» — «Книге творения») утверждается, что все мироздание зиждется на 10 цифрах и на 22 буквах еврейского алфавита; это
учение развивается также в книге Зогар (см. прим. 79 к Отделу первому).] [Ср.
учение о сотворении мира и об участии в нем отдельных букв, о небесном и земном алфавите в книге Зогар: Sepher ha Sohar, trad, de Jean de Pauly, tome I, 2 а (и далее).
.B противном случае он получает в супруги душу, ему не соответствующую (поразительна и в этом пункте близость между
Каббалой и
учением А. Н. Шмидт).].
Окончательное суждение об Эн-соф, выражает ли оно трансцендентную сущность Бога или лишь момент его нераскрытости в творении, чрезвычайно затруднительно: кто знаком с подлинной
Каббалой, с характером ее изложения и методом, тот поймет, насколько трудно поддаются ее
учения окончательным формулировкам. Поэтому мы намеренно заставили, вместо собственной характеристики, говорить самые тексты.