Неточные совпадения
И так как подлинный пафос философии всегда
был в героической войне
творческого познания против всякой необходимости и всякого данного состояния бытия, так как задачей философии всегда
был трансцензус, переход за грани, то философия никогда не
была наукой и не
могла быть научной.
[ «Форма формы формы
может быть также названа формой формы, но уже «ценности» (нем.).] Geltung в том случае лишь
было бы последним, пресекающим дурной ряд ad infitum, если бы то
была не логическая категория, а
творческий акт целостного духа.
Метафизическое познание не
может быть пассивным послушанием действительности, оно
может быть лишь
творческим актом в подлинной действительности.
Философское познание не
может быть лишь пассивным, послушным отражением бытия, мира, действительности — оно должно
быть активным,
творческим преодолением действительности и преображением мира.
Поэтому
творческая философия не
может быть научной философией.
Рефлектирующий и сомневающийся не
может быть активным в мире, не
может быть воином, он весь погружен в ослабляющее его самораздвоение, он не уверен в той активной,
творческой силе, которой
мог бы воздействовать на мир.
Философы, лишенные эротики,
быть может, более приближаются к наукообразному типу, но в философии их нет таких
творческих прозрений.
Вне-антропологическая и под-антропологическая философия не
может быть названа
творческой философией — в ней нет творца, нет
творческого преодоления творящим человеком мировой необходимости, в ней человек приведен в состояние абсолютного послушания категориям философского познания, стремящегося упразднить человека и себя поставить на его место.
Философия и
есть самопознание человеком его царственной и
творческой роли в космосе [Русская философия, основы которой
были положены в славянофильстве, не
может быть еще названа творчески-активной, антропологической философией.
Благодатная помощь Божья в философском познании, без которой не
может быть постигнута цельная и окончательная истина, не
может быть методом философии — она
может быть лишь даром, посылаемым за
творческий подвиг познания.
Философия творчества
может быть лишь философией творящих, т. е. в
творческом акте переходящих за границы данного мира.
Творческая философия не
может быть философией академической, государственной, буржуазной философией.
В Евангелии нет ни одного слова о творчестве, и никакими софизмами не
могут быть выведены из Евангелия
творческие призывы и императивы.
Творческие ценности не нужны для спасения от гибели,
могут быть даже вредны — в страшный час смерти лучше забыть о них.
Выход из этой трагической для христианства проблемы
может быть один: религиозное осознание той истины, что религиозный смысл жизни и бытия не исчерпывается искуплением греха, что жизнь и бытие имеют положительные,
творческие задачи.
В евангельском образе Христа эта
творческая тайна не
могла быть раскрыта, ибо человек должен
был пройти вместе с Христом через тайну искупления, через Голгофскую жертву.
Человек
творческой мировой эпохи, человек, сознавший себя творцом, всегда революционен по отношению к творчеству подзаконному, нормативному, культурно-дифференцированному, ибо творчество не
может быть ни послушанием закону, ни послушанием искуплению.
В этом,
быть может, положительная миссия германской мысли как выразительницы последнего сознания человека перед вступлением его в
творческую религиозную эпоху.
Философия эта, по духу своему не
творческая и не активная, а послушная и приспособленная, не допускает мысли о том, что греховно-ограниченное состояние человеческой природы, для которой невозможно творчество бытия,
может быть преодолено, что разрыв субъекта и объекта не вечен.
Окончательно опровергнута критическая гносеология
может быть не другой гносеологией, не философской мыслью, а самым
творческим актом, иным бытием.
Возможность
творческого акта, отрицаемого критической гносеологией,
может быть доказана не иной гносеологией, а самым
творческим актом.
И все, что
может сказать научная гносеология о бессилии
творческого акта,
есть лишь бессилие ведомой ей вторичной, рационализированной природы.
И легко
может быть построена философия культуры, не допускающая того, что в
творческом акте субъект выходит в объект, человек динамически обнаруживается в космосе.
Философия
творческой эпохи не
может быть так послушна, она актуальна, она сама
есть творческое преодоление того, что казалось роковым.
Материализм глубоко противоположен теистическому богосознанию, допускающему
творческий акт, но он
может быть сближаем с пантеистическим богосознанием, отвергающим
творческий акт.
Новое познание о
творческой мощи человека и мира
может быть лишь новым бытием.
Творчество тварных существ
может быть направлено лишь к приросту
творческой энергии бытия, к росту существ и их гармонии в мире, к созданию ими небывалых ценностей, небывалого восхождения в истине, добре и красоте, т. е. к созданию космоса и космической жизни, к плероме, к сверхмирной полноте.
Положительная,
творческая цель и содержание свободы и не
могли быть еще сознаны на этой стадии творения, творения семидневного, так как в творении не
было еще откровения Абсолютного Человека — Сына Божьего, откровения восьмого дня.
Индивидуализм по существу своему — не
творческий, отрицательный и пустой, так как лишает человека того вселенского содержания, на которое только и
может быть направлено творчество.
И человек соборного сознания и церковного опыта
может быть одинок в
творческом почине и дерзновении.
Но не
может быть демонично великое творение,
творческая ценность и породивший ее
творческий экстаз.
Рождающаяся в
творческом акте красота
есть уже переход из «мира сего» в космос, в иное бытие, и в ней не
может быть тьмы, которая
была еще в грешной природе творившего.
Оргийность пола
есть положительная
творческая энергия, которая
может как подымать человека, так и низводить и порабощать его.
Это
может быть лишь выявлением нового, творящего пола, откровением
творческой тайны о человеке как существе половом.
Энергия пола, энергия жажды соединения
может быть направлена и на дружбу, как и на любой
творческий акт.
У великих художников
была великая
творческая энергия, но она никогда не
могла адекватно реализоваться в их искусстве.
Творческий акт, рождающий искусство, не
может быть специфически христианским, он всегда дальше христианства.
Сплошная моралистическая возвышенность
может быть грехом против богатства
творческой природы человека, против полноты индивидуальной жизни, против смысла множественности.
Творческая тайна общественности, тайна общения людского и общения космического, не
могла быть открыта до откровения
творческой тайны о человеке и человечестве.
В установленном нами религиозном смысле этого слова старая мистика, на которую современная хаотическая душа смотрит с вожделением, не
может быть названа
творческой.
И время налагает обязанность осознать, какая мистика
может быть обращена к
творческому будущему.
И мистика, которая
есть богообщение, а не природообщение, которая духовна, а не душевно-телесна, в
творческую мировую эпоху
может быть лишь творчески активной.
Богочеловеческая природа откровения должна
быть обнаружена до конца, и она
может быть обнаружена лишь в
творческом акте откровения самого человека.
Творческая мировая эпоха
может быть лишь сверхкультурной, а не докультурной и не внекультурной — она принимает положительный религиозный смысл культуры, признает великую правду всякой культуры против всякого нигилизма.
Ибо жизнь в Духе
может быть лишь вечно
творческой, и всякая остановка и застой в
творческой динамике церкви
есть уже грех против Духа.
Но пророчественный религиозный опыт не
может быть опытом пассивного ожидания, это опыт активного,
творческого устремления, великого антропологического напряжения и усилия.