Неточные совпадения
Верят, что критерий истины — интеллектуальный и что истина воспринимается
интеллектом пассивно, что познание истины есть честное и совестливое послушание.
Это обычное, с ложным пафосом благородства провозглашаемое мнение обостряет вопрос о том, есть ли познание истины пассивность, послушность
интеллекта или активность, творчество духа?
Не есть ли «истина» пассивного
интеллекта с его чисто интеллектуальной совестью лишь призрак, самогипноз угнетенного, подавленного, раздробленного духа?
Послушание «истине» пассивного
интеллекта есть рабство и расслабленность, а не честность и совестливость.
«Истины» пассивного
интеллекта просто не существует, она есть лишь интеллектуальное выражение духовной подавленности и зависимости.
У Достоевского есть потрясающие слова о том, что если бы на одной стороне была истина, а на другой Христос, то лучше отказаться от истины и пойти за Христом, т. е. пожертвовать мертвой истиной пассивного
интеллекта во имя живой истины целостного духа.
То, что есть, что дано и навязано
интеллекту, то совсем еще не есть истина и то не обязательно, ибо, быть может, это есть, это дано и навязано лишь по рабской угнетенности духа и исчезнет как мираж по его освобождении.
[ «Это значит, что и здесь наш
интеллект упускает из виду существенную сторону жизни, как будто он не создан для того, чтобы мыслить такой объект».]
Интеллект не в силах постигнуть жизни, так как жизнь есть чистая длительность, динамика, творчество.
Неточные совпадения
«Таково свойство интеллигенции вообще. Вернее — это качество
интеллекта… не омраченного, не подавленного впечатлениями бытия».
«Искусство и
интеллект»; потом, сообразив, что это слишком широкая тема, приписал к слову «искусство» — «русское» и, наконец, еще более ограничил тему: «Гоголь, Достоевский, Толстой в их отношении к разуму». После этого он стал перечитывать трех авторов с карандашом в руке, и это было очень приятно, очень успокаивало и как бы поднимало над текущей действительностью куда-то по косой линии.
Лекция была озаглавлена «
Интеллект и рок», — в ней доказывалось, что
интеллект и является выразителем воли рока, а сам «рок не что иное, как маска Сатаны — Прометея»; «Прометей — это тот, кто первый внушил человеку в раю неведения страсть к познанию, и с той поры девственная, жаждущая веры душа богоподобного человека сгорает в Прометеевом огне; материализм — это серый пепел ее».
«К чему сводится социальная роль домашней прислуги? Конечно — к освобождению нервно-мозговой энергии
интеллекта от необходимости держать жилище в чистоте: уничтожать в нем пыль, сор, грязь. По смыслу своему это весьма почетное сотрудничество энергии физической…»
— История относится к человеку суровее, жестче природы. Природа требует, чтоб человек удовлетворял только инстинкты, вложенные ею в него. История насилует
интеллект человека.