Неточные совпадения
На вершинах культуры ставится
вопрос, есть ли культура путь к иному
бытию или культура есть задержка в середине и нет из нее трансцендентного выхода.
Если допустить божественность
бытия, в котором совершается лишь перераспределение извечно данного, лишь истечение, то о творчестве никогда в мире не могло бы возникнуть и
вопроса.
Вопрос совсем не в том, что мир и человек внебожественны, а в том, что каждое лицо, каждое существо имеет
бытие свободное и самостоятельное.
Вопрос об отношении творчества к
бытию ведет к другому коренному
вопросу — об отношении творчества к свободе.
Женщина, страдающая от неразделенной любви, на
вопрос, что такое
бытие, всегда ответит:
бытие есть неразделенная любовь.
Но знаем также, что средние века были эпохой религиозной до преимуществу, были охвачены тоской по небу, которая делала народы одержимыми священным безумием, что вся культура средневековья направлена на трансцендентное и потустороннее, что в эти века было великое напряжение мысли в схоластике и мистике для решения последних
вопросов бытия, равного которому не знает история нового времени, что средние века не растрачивали своей энергии во вне, а концентрировали ее внутри и выковывали личность в образе монаха и рыцаря, что в это варварское время созрел культ прекрасной дамы и трубадуры пели свои песни.
Неточные совпадения
— Сударыня, — торжествующе взывал Пыльников. — Все-таки, все-таки — как же вы решаете
вопрос о смысле
бытия? Божество или человечество?
Он вдруг остановился среди комнаты, скрестив руки на груди, сосредоточенно прислушиваясь, как в нем зреет утешительная догадка: все, что говорит Нехаева, могло бы служить для него хорошим оружием самозащиты. Все это очень твердо противостоит «кутузовщине». Социальные
вопросы ничтожны рядом с трагедией индивидуального
бытия.
Постепенно начиналась скептическая критика «значения личности в процессе творчества истории», — критика, которая через десятки лет уступила место неумеренному восторгу пред новым героем, «белокурой бестией» Фридриха Ницше. Люди быстро умнели и, соглашаясь с Спенсером, что «из свинцовых инстинктов не выработаешь золотого поведения», сосредоточивали силы и таланты свои на «самопознании», на
вопросах индивидуального
бытия. Быстро подвигались к приятию лозунга «наше время — не время широких задач».
Полупризрачное
бытие Турции, которое долгое время искусственно поддерживалось европейской дипломатией, задерживало Европу в ее замкнутом существовании, предохраняло от слишком острых и катастрофических постановок
вопросов, связанных с движением на Востоке.
До последней степени обострившийся
вопрос об отношении всякого индивидуального национального
бытия к единому и объединенному человечеству должен быть решен, как
вопрос космического размаха.