Цитаты со словом «французские»
В сущности, мать всегда была более француженка, чем русская, она получила
французское воспитание, в ранней молодости жила в Париже, писала письма исключительно по-французски и никогда не научилась писать грамотно по-русски, будучи православной по рождению, она чувствовала себя более католичкой и всегда молилась по французскому католическому молитвеннику своей матери.
Особенно семья моей матери была западного типа, с элементами польскими и
французскими.
Он перешел в бурное наступление и атаковал
французскую армию.
Если бы я не знал с детства
французский и немецкий языки, то, вероятно, с большим трудом овладел бы ими.
В ней всегда чувствовалось что-то
французское, и в ней было больше светскости, чем в отце.
Я восставал против дворянского общества, против революционной интеллигенции, против литературного мира, против православной среды, против коммунизма, против эмиграции, против
французского общества.
Но сейчас я остро сознаю, что, в сущности, сочувствую всем великим бунтам истории — бунту Лютера, бунту разума просвещения против авторитета, бунту «природы» у Руссо, бунту
французской революции, бунту идеализма против власти объекта, бунту Маркса против капитализма, бунту Белинского против мирового духа и мировой гармонии, анархическому бунту Бакунина, бунту Л. Толстого против истории и цивилизации, бунту Ницше против разума и морали, бунту Ибсена против общества, и самое христианство я понимаю как бунт против мира и его закона.
Самая проблема романтизма и классицизма, играющая такую роль во
французском сознании, представляется мне преувеличенной и неверно поставленной.
Мой иррационализм или сверхрационализм прошел через «просвещение», не в смысле
французских течений XVIII века, а в смысле Канта, который формулировал вечную правду «просвещения» и с ней связывал свое учение об автономии.
Мне свойственно переживание мгновений экстаза, это всегда во мне было, несмотря на то, что во мне есть и рассудительность, очевидно, объяснимая моей
французской кровью.
В русской революции разрыв между высшим культурным слоем и низшим интеллигентским и народным слоем был несоизмеримо больший, чем во
Французской революции.
Деятели
Французской революции вдохновлялись идеями Ж.Ж. Руссо и философии XVI-XVII века, были на высоте передовой мысли того времени (это независимо от ее оценки по существу).
Мне всегда неприятна была литературщина, с которой, в годы изгнания, я встретился в Париже уже во
французской среде.
Катастрофа русской революции переживалась мистически, чего совсем нет в катастрофе
французской.
Французское мышление, французскую постановку вопросов я мог также наблюдать по собраниям в «Union pour la vérité».
И вот к какому заключению я пришел о различии между русским отношением к обсуждению вопросов и западноевропейским, особенно
французским.
Западные люди помешаны на культуре (по немецкой терминологии), на цивилизации (по терминологии
французской), они раздавлены ею.
Один очень почтенный и известный
французский писатель сказал на одном интернациональном собрании, на котором я читал доклад: «Из всех народов французы более всего затруднены в своих отношениях к ближнему, в общении с ним, это результат французского индивидуализма.
Во мне всегда это вызывало протест, хотя я очень люблю
французскую культуру, самую утонченную в западном мире, и во мне самом есть французская кровь.
Большая же часть русских с трудом проникает во
французскую культуру.
Более верно, когда меня называли учителем представители новых течений
французской молодежи «Esprit» и «Ordre Nouveau» [«Esprit» — «Дух» (фр.); «Ordre Nouveau» — «Новый порядок» (фр.).], так как они стояли на почве персонализма.
В течение нескольких лет на русской почве, в русском доме на Boulevard Montparnasse происходили встречи православных с
французскими католиками и протестантами.
Интересно, что
французские католики и протестанты впервые встретились и разговаривали лицом к лицу на религиозные темы на русской почве.
Но в конце пережитой эволюции он стал «левым» и даже вождем «левых» течений во
французском католичестве.
И дом Маритена не походил на обычный
французский дом.
Он охотно согласился и взял на себя организовать
французскую часть этих собраний, но поставил условием, чтобы не было протестантов.
Это был цвет
французского католичества того времени.
Совсем особое явление представляет собой провинциализм
французский.
Поэтому
французскому национализму свойственно крайнее самомнение и самозамкнутость, слабая способность проникать в чужие культурные миры, но он не агрессивный и не насильнический.
Из форм общения с
французскими и иностранными кругами наиболее интересными для меня были декады в Pontigny.
Именно в Pontigny я наиболее узнал тип
французской культуры и французской жизни.
Но в нем было и что-то утонченно
французское.
В Понтиньи я особенно чувствовал, как легко мне импровизировать доклады на
французском языке, мне почти не нужно было готовиться, в четверть часа я в голове составлял план доклада.
Но я всегда чувствовал разницу между моим и
французским мышлением и отношением к темам.
Французы же слишком оставались в литературе и литературных отражениях, слишком были закованы в культуре, и притом в своей
французской культуре.
Он не был замкнут во
французской культуре, он также обладал английской и немецкой культурой, в совершенстве владел этими языками.
Но эти журфиксы, как и вообще
французские журфиксы, мне не нравились.
Как у всех лучших
французских intellectuels, у него было отталкивание и даже отвращение к окружающему буржуазно-капиталистическому миру, он хотел новой жизни, хотел омолодиться.
Жид, один из самых прославленных
французских писателей, — человек застенчивый и робкий.
Я ценил Жида как писателя, он один из немногих
французских писателей, в творчестве которых большую роль играли религиозные темы.
Вообще проблематика, занимавшая
французских писателей и мыслителей, мне казалась иной, чем занимавшая меня проблематика.
На этих собраниях я мог изучить характер
французского мышления и французских споров.
Старая и высокая
французская культура склонялась к упадку.
Но во
французской мысли, несмотря на скептицизм, на полную свободу искания истины, было довольно большое единство и даже надоедающее однообразие.
Почти все верили в верховенство разума, все были гуманистами, все защищали универсальность принципов демократии, идущих от
французской революции.
Я обыкновенно вторгался как представитель иного мира, хотя я, может быть, более других русских усвоил себе характер
французского мышления.
Что это течение среди
французской молодежи многим было обязано мне, это не раз заявляли его представители.
Я знал, что среди
французской молодежи этого времени было много сочувствующих мне.
Я чувствовал и значительное различие между мной и более близкой мне
французской молодежью.
Но во все эти годы мыслящая и идейная
французская молодежь считала себя революционной и была враждебна буржуазно-капиталистическому миру.
Цитаты из русской классики со словом «французские»
Предложения со словом «французский»
- В начале XIX века, когда аристократические умы были увлечены галломанией настолько, что знали французский язык лучше русского, общество раскололось на две части.
- Армия французского короля насчитывала в своих рядах более 60 тысяч человек, в том числе 10 тысяч генуэзцев и значительное число пеших солдат, беспорядочно размещённых в войсках.
- В августе-сентябре 1914 года французская армия вновь, как и в период франко-прусской войны, оказалась на грани катастрофы.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «французский»
Что (кто) бывают «французскими»
Значение слова «французский»
Афоризмы русских писателей со словом «французский»
- В истории духовного развития почти всех европейских народов повторяется факт довольно знаменательный, а именно — преобладание французского влияния в первую пору умственного движения в обществе и быстрое падение этого влияния, как только в обществе начинает пробуждаться самостоятельность. Факт этот особенно ясно обозначается в истории литературы; всем хорошо известно, что он повторился и у нас в России.
- В продолжение XVIII века ново-русская литература вырабатывала тот звучный богатый язык, которым мы обладаем теперь; язык гибкий и могучий, способный выражать и самые отвлечённые идеи германской метафизики и лёгкую, сверкающую игру французского остроумия.
- Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским? —
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно