Неточные совпадения
Когда славянофилы говорили, что
община и земщина — основы русской истории, то это нужно понимать так, что
община и земщина для них идеал русской жизни.
Крестьянскую
общину славянофилы считали как бы вечной основой России и гарантией ее своеобразия.
Но можно считать доказанным, что
община не была исключительной особенностью России и была свойственна всем формам хозяйствования на известной ступени развития.
Община была для них не исторической, а внеисторической величиной, как бы «иным миром» в этом мире.
«Личность в русской
общине не подавлена, но только лишена своего буйства, эгоизма, исключительности…
Это, конечно, не значит, что призвание России в мире, мессианизм русского народа связаны с отсталой формой экономической
общины.
Разочарованный в Западной Европе, Герцен верит в русскую крестьянскую
общину.
Это связано было, главным образом, с русскими традиционными формами крестьянской
общины и рабочей артели.
Можно сказать, что славянофильская социальная философия заменяет церковь
общиной и
общину церковью.
Поразительно, что скептический и критический Герцен искал спасения в сельской
общине.
Социализм Чернышевского был близок народническому социализму Герцена, он тоже хотел опираться на крестьянскую
общину и на рабочую артель, так же хотел избежать капиталистического развития для России.
Но он, как и все социалисты-народники, противник либеральной борьбы за конституцию и хочет опереться на
общину и артель.
Славяне жили братствами и
общинами.
Неточные совпадения
Левин был несогласен ни с Песцовым, ни с братом, который как-то по своему и признавал и не признавал значение русской
общины.
— Как же новые условия могут быть найдены? — сказал Свияжский, поев простокваши, закурив папиросу и опять подойдя к спорящим. — Все возможные отношения к рабочей силе определены и изучены, сказал он. — Остаток варварства — первобытная
община с круговою порукой сама собой распадается, крепостное право уничтожилось, остается только свободный труд, и формы его определены и готовы, и надо брать их. Батрак, поденный, фермер — и из этого вы не выйдете.
Разговор зашел об
общине, в которой Песцов видел какое-то особенное начало, называемое им хоровым началом.
Он слушал и химию, и философию прав, и профессорские углубления во все тонкости политических наук, и всеобщую историю человечества в таком огромном виде, что профессор в три года успел только прочесть введение да развитие
общин каких-то немецких городов; но все это оставалось в голове его какими-то безобразными клочками.
— Ну, насчет
общины, — промолвил он, — поговорите лучше с вашим братцем. Он теперь, кажется, изведал на деле, что такое
община, круговая порука, трезвость и тому подобные штучки.