Неточные совпадения
Но положительно, могут ли дать эти
теории что-нибудь для защиты
личности от порабощения природной и социальной средой, для достижения полноты жизни?
Лучше был принцип развития, который признавали нигилисты, —
личность реализуется в процессе развития, но развитие понималось в духе натуралистической эволюционной
теории.
Неточные совпадения
Но, с другой стороны, не меньшего вероятия заслуживает и то соображение, что как ни привлекательна
теория учтивого обращения, но, взятая изолированно, она нимало не гарантирует людей от внезапного вторжения
теории обращения неучтивого (как это и доказано впоследствии появлением на арене истории такой
личности, как майор Угрюм-Бурчеев), и, следовательно, если мы действительно желаем утвердить учтивое обращение на прочном основании, то все-таки прежде всего должны снабдить людей настоящими якобы правами.
Гуманитарная
теория прогресса приносит всякого человека в жертву своему божку и не может найти оправданий для страданий и жертв человеческой
личности.
Наконец, дошел черед и до «Письма». Со второй, третьей страницы меня остановил печально-серьезный тон: от каждого слова веяло долгим страданием, уже охлажденным, но еще озлобленным. Эдак пишут только люди, долго думавшие, много думавшие и много испытавшие; жизнью, а не
теорией доходят до такого взгляда… читаю далее, — «Письмо» растет, оно становится мрачным обвинительным актом против России, протестом
личности, которая за все вынесенное хочет высказать часть накопившегося на сердце.
Гнет позитивизма и
теории социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение
личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом.
Такова основа всех действий характера, изображенного в «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных
теорий и пафосов, потому что она лежит в самой сущности данного положения, влечет человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры человека. Теперь любопытно, как развивается и проявляется подобный характер в частных случаях. Мы можем проследить его развитие по
личности Катерины.