Неточные совпадения
Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до
конца, до последней глубины.
Значение левого крыла раскола — беспоповства — в том, что он сделал русскую мысль свободной и дерзновенной, отрешенной и обращенной к
концу.
То же самое думал Победоносцев в
конце XIX в. и в начале XX в.
Сен-Мартен имел огромное влияние у нас в
конце XVIII в. и был рано переведен в масонских изданиях.
О
конце его жизни создалась легенда о том, что он стал странником Федором Кузьмичом, легенда очень русская и очень правдоподобная.
Нигилисты 60-х годов с другого
конца нападали на философию, видели в ней метафизику, отводящую от реального дела и от долга служения народу.
Есть два преобладающих мифа, которые могут стать динамическими в жизни народов — миф о происхождении и миф о
конце.
Он был наиболее близок к Оптиной Пустыни, духовному центру православия, и в
конце жизни окончательно погрузился в восточную мистику, изучал святоотеческую литературу.
Лишь в последний период, под
конец жизни, у Белинского выработалось совершенно определенное миросозерцание, и он стал представителем социалистических течений второй половины XIX в.
Когда же этому
конец?» «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?» В последней записи «Дневника» написано: «Страшная эпоха для России, в которой мы живем и не видим никакого выхода».
Вот как выражает Белинский свою социальную утопию, свою новую веру: «И настанет время, — я горячо верю этому, настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе
конца, и не будет ему казни, но жизнь останется ему в казнь, как теперь смерть; когда не будет бессмысленных форм и обрядов, не будет договоров и условий на чувства, не будет долга и обязанностей, и воля будет уступать не воле, а одной любви; когда не будет мужей и жен, а будут любовники и любовницы, и когда любовница придет к любовнику и скажет: „я люблю другого“, любовник ответит: „я не могу быть счастлив без тебя, я буду страдать всю жизнь, но ступай к тому, кого ты любишь“, и не примет ее жертвы, если по великодушию она захочет остаться с ним, но, подобно Богу, скажет ей: хочу милости, а не жертв…
Но он же провозглашает
конец гуманистического царства.
На Западе
концом этого гуманистического царства было явление Ницше, который немного читал Достоевского и на которого он оказал влияние.
Лишь под
конец жизни им овладевают пессимистические апокалиптические настроения и ожидание скорого пришествия антихриста.
Лишь в
конце 70-х годов, когда образовалась партия Народной Воли, социалистическое движение становится политическим и переходит к террористической борьбе.
Толстой совсем не был последователен, он не умел осуществить своей веры в жизни и сделал это лишь в
конце жизни своим гениальным уходом.
Лишь под
конец жизни он разочаровался в теократии и возможности Царства Божьего на земле.
Под
конец жизни, разочаровавшись в возможности в России органической цветущей культуры, отчасти под влиянием Вл. Соловьева, К. Леонтьев даже проектировал что-то вроде монархического социализма и стоял за социальные реформы и за решение рабочего вопроса, не столько из любви к справедливости и желания осуществить правду, сколько из желания сохранить хоть что-нибудь из красоты прошлого.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура
конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
Мы апокалиптики или нигилисты потому, что устремлены к
концу и плохо понимаем ступенность исторического процесса, враждебны чистой форме.
Русский народ есть народ
конца, а не середины исторического процесса.
В максимализме этом был неосознанный, выраженный в жалкой философии русский эсхатологизм, устремленность к
концу, к конечному состоянию.
Только культура
конца может преодолеть обе опасности.
Русская интеллигенция с
конца XVIII в., с Радищева, задыхалась в самодержавной государственности и искала свободы и правды в социальной жизни.
Он хотел до
конца принять в сердце Нагорную проповедь.
«От востока земли сия воссияет», — говорит отец Паисий. «Сие и буди, буди, хотя бы в
конце веков».
Уже в
конце века и в начале нового века странный мыслитель Н. Федоров, русский из русских, тоже будет обосновывать своеобразный анархизм, враждебный государству, соединенный, как у славянофилов, с патриархальной монархией, которая не есть государство, и раскроет самую грандиозную и самую радикальную утопию, какую знает история человеческой мысли.
Они провозглашают
конец отвлеченной философии и стремятся к целостному знанию.
Проблема свободы не продумана до
конца.
Об его эсхатологических настроениях под
конец жизни речь будет в следующей главе.
Чего-то в христианстве он до
конца не мог понять, но вина в этом лежит не на нем, не только на нем.
Так, например, книга Несмелова «Догматическая система св. Григория Нисского» была искажена духовной цензурой, его заставили изменить
конец книги в смысле неблагоприятном для учения св.
Это значит, что русский народ по метафизической своей природе и по своему призванию в мире есть народ
конца.
Христианское откровение есть откровение эсхатологическое, откровение о
конце этого мира, о Царстве Божьем.
Это —
конец этого мира, мира неправды и уродства, и начало нового мира, мира правды и красоты.
Но это и есть эсхатологическая устремленность, есть ожидание, что всему конечному наступит
конец, что окончательная правда откроется, что в грядущем будет какое-то необычайное явление.
Но стихия есть исток, прошлое, сила жизни, эсхатологичность же есть обращенность к грядущему, к
концу вещей.
В эту колонию стекались искатели Бога и Божьей правды со всех
концов России.
В более глубоком слое, не нашедшем себе выражения в сознании, в русском нигилизме, социализме была эсхатологическая настроенность и напряженность, была обращенность к
концу.
Можно подумать, что у Л. Толстого нет эсхатологии, что его религиозная философия, монистическая и близкая к индусской, не знает проблемы
конца мира.
Но странник устремлен к
концу.
Это есть устремление к
концу, к тысячелетнему царству.
Л. Толстой не был эволюционистом, который хотел бы постепенного движения истории к вожделенному
концу, к Царству Божьему.
Творчество Достоевского насквозь эсхатологично, оно интересуется лишь конечным, лишь обращенным к
концу.
Он, во всяком случае, верил в великую богоносную миссию русского народа, верил, что русскому народу надлежит сказать свое новое слово в
конце времен.
Атмосфера разговора Кириллова и Ставрогина совершенно эсхатологическая, разговор идет о
конце времен.
К
концу XIX в. в России возникли апокалиптические настроения, связанные с чувством наступления
конца мира и явления антихриста, т. е. окрашенные пессимистически.
Некоторые склонны объяснять это ожидание
конца мира предчувствием
конца русской империи, русского царства, которое почиталось священным.
Леонтьев слишком натурализировал
конец мира.
Это предчувствие неотвратимости мировой революции принимает апокалиптическую форму, и она представляется наступлением
конца мира.