Неточные совпадения
Тема, поставленная еще Белинским и Герценом, о конфликте между человеческой
личностью, индивидуумом, и природным и
историческим процессом приобретает своеобразный характер в социологических работах Михайловского.
Лавров утверждал антропологизм в философии и основным двигателем
исторического процесса признавал критически мыслящие
личности.
Оценка должна быть связана с его
личностью в целом, с его путем, его исканием, с его критикой злой
исторической действительности, грехов
исторического христианства, с его жаждой совершенной жизни.
Нельзя же двум великим
историческим личностям, двум поседелым деятелям всей западной истории, представителям двух миров, двух традиций, двух начал — государства и личной свободы, нельзя же им не остановить, не сокрушить третью личность, немую, без знамени, без имени, являющуюся так не вовремя с веревкой рабства на шее и грубо толкающуюся в двери Европы и в двери истории с наглым притязанием на Византию, с одной ногой на Германии, с другой — на Тихом океане.
Но их нельзя убедить общими доказательствами в общем сочинении; на них можно действовать только порознь, для них убедительны только специальные примеры, заимствованные из кружка знакомых им людей, в котором, как бы ни был он тесен, всегда найдется несколько истинно-типических личностей; указание на истинно-типические личности в истории едва ли поможет: есть люди, готовые сказать: «
исторические личности опоэтизированы преданием, удивлением современников, гением историков или своим исключительным положением».
Рыбак не знал, конечно, ничего об
исторической личности, — но песня все-таки являлась отголоском действительного события.
В историю активно вступают так называемые
исторические личности, но история, в сущности, не замечает личности, её индивидуальной неповторимости, единичности и незаменимости; она интересуется «общим» и тогда, когда обращена к индивидуальному.
Неточные совпадения
— Весьма любопытно, тетя Лиза, наблюдать, с какой жадностью и ловкостью человеки хватаются за
историческую необходимость. С этой стороны марксизм для многих чрезвычайно приятен. Дескать — эволюция, детерминизм,
личность — бессильна. И — оставьте нас в покое.
Ему припомнились все жестокие
исторические женские
личности, жрицы кровавых культов, женщины революции, купавшиеся в крови, и все жестокое, что совершено женскими руками, с Юдифи до леди Макбет включительно. Он пошел и опять обернулся. Она смотрит неподвижно. Он остановился.
«
Историческое» раскрывает
личность, дает ей движение, «частное» же, хозяйственно-родовое, закрывает
личность и не дает ей хода.
И лишь углубление мировоззрения может привести человеческую
личность, так трагически поставленную перед мировыми проблемами, к сознанию своего мирового
исторического, а не «частного» только призвания.
Идейность в политике связана с духовным углублением
личности, с воспитанием души целого народа, с сознанием великой ответственности, а не с упрощением и схематизацией сложной
исторической жизни.