Цитаты со словом «прошлые»

Область
поиска
Область
поиска
Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие органических связей с великими культурами прошлого?
Консерваторам, обращенным к прошлому, XVII век представляется органическим веком русской истории, которому они хотели бы подражать.
Раскольники начали жить в прошлом и будущем, но не в настоящем.
Но все же, по мнению Щапова, в силу реалистического склада русского народа в прошлом, у нас преобладало прикладное, механическое естествознание.
И наша историософическая мысль будет протекать в атмосфере глубокого пессимизма в отношении к прошлому и особенно настоящему России и оптимистической веры и надежды в отношении к будущему.
Мысли Чаадаева о русской истории, о прошлом России выражены с глубокой болью, это крик отчаяния человека, любящего свою родину.
Неактуализированность сил русского народа в прошлом, отсутствие величия в его истории делаются для Чаадаева залогом возможности великого будущего.
«Прошлое уже нам не подвластно, — восклицает Чаадаев, — но будущее зависит от нас».
Славянофилы смешали свой идеал России, свою идеальную утопию совершенного строя с историческим прошлым России.
Но они проецировали эту идеальную органичность в историческое прошлое, в допетровскую эпоху, в петровскую эпоху они никак не могли ее увидеть.
Но эта органичность была лишь в их идеальном будущем, а не в действительном историческом прошлом.
Хомякову было в высшей степени свойственно покаяние в грехах России в прошлом.
Перечисляя грехи прошлого и призывая молиться и каяться, он произносит волнующие ныне слова: «Когда враждой упоены, вы звали чуждые дружины на гибель русской стороны».
Обличая грехи прошлого и настоящего, он продолжает верить, что Россия, недостойная избранья, избрана.
Руси не была профетической, она обращена к прошлому и к культу святости у русского народа.
В письме к Мишле, в котором Герцен защищает русский народ, он пишет, что прошлое русского народа темно, его настоящее ужасно, остается вера в будущее.
Вот слова, наиболее характеризующие К. Леонтьева: «Не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Моисей восходил на Синай, что эллины строили себе изящные Акрополи, римляне вели пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арбеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, или немецкий, или русский буржуа в безобразной комической своей одежде благодушествовал бы „индивидуально“ и „коллективно“ на развалинах всего этого прошлого величия?..
К. Леонтьев думал, что для Европы период цветущей сложности — в прошлом, и она фатально идет к упростительному смешению.
Он думал, как и большая часть мысливших на тему — Россия и Европа, что в Европе начинается разложение, но что у нее есть великое прошлое и что она внесла великие ценности в историю человечества.
Мир может прийти к высшей гармонии, к всеобщему примирению, но это не искупит невинных страданий прошлого.
Русские прогрессисты-революционеры сомневались в оправданности прогресса, сомневались в том, что грядущие результаты прогресса могут искупить страдания и несправедливости прошлого.
В прошлом христианстве не было достаточной активности человека, особенно в православии, и человек часто бывал подавлен.
Человек, освобождающийся от идолопоклонства прошлого, впадает в новое идолопоклонство.
Это та же потенциальность, нераскрытость, которая вообще была свойственна русскому народу в прошлом.
Подобно тому, как христианские аскеты прошлого думали, что нужно прежде всего бороться с личным грехом, русские революционеры думали, что нужно прежде всего бороться с социальным грехом.
И это верно относительно исторических теократий прошлого.
Под конец жизни, разочаровавшись в возможности в России органической цветущей культуры, отчасти под влиянием Вл. Соловьева, К. Леонтьев даже проектировал что-то вроде монархического социализма и стоял за социальные реформы и за решение рабочего вопроса, не столько из любви к справедливости и желания осуществить правду, сколько из желания сохранить хоть что-нибудь из красоты прошлого.
Он проповедовал свободу личности и ее право на полноту жизни, он требовал, чтобы личность возвысилась над социальной средой, над традициями прошлого.
Можно понять утверждение материализма и утилитаризма, как орудий отрицания предрассудков прошлого и традиционных мировоззрений, которыми пользовались для порабощения личности.
Наш самый большой христианский философ прошлого века совсем не был уже бытовым человеком, подобно славянофилам.
Его манера философствования принадлежит прошлому, она более устарела, чем философия Гегеля, которой в наше время по-новому увлекаются.
В более далеком прошлом, в IX в., на Западе было ожидание антихриста.
Но стихия есть исток, прошлое, сила жизни, эсхатологичность же есть обращенность к грядущему, к концу вещей.
В «Повести об антихристе» Вл. Соловьев прежде всего сводит счеты со своим собственным прошлым, со своими теократическими и гуманитарными иллюзиями.
По своим теократическим идеям, Вл. Соловьев принадлежит прошлому.
Он от этого отжившего прошлого отказывается, но входит в пессимистическую и апокалиптическую настроенность.
Воскрешение есть обращение времени, активность человека в отношении к прошлому, а не к будущему только.
Он хочет братства людей не только в пространстве, но и во времени, и верит в возможность изменения прошлого.
Первое течение не ставит никаких творческих проблем, и в прошлом оно опирается не столько на греческую патристику, сколько на сирийскую аскетическую литературу.
Он был насыщен великими культурами прошлого, особенно греческой культурой, и жил их отражениями.
Русские мыслили о всех проблемах по существу, как бы стоя перед тайной бытия, западные же люди, отягченные своим прошлым, мыслили о всех проблемах слишком в культурных отражениях, т. е. в русской мысли было больше свежести и непосредственности.
Произошла также острая национализация Советской России и возвращение ко многим традициям русского прошлого.
Все творческие идеи прошлого вновь будут иметь оплодотворяющее значение.
 

Цитаты из русской классики со словом «прошлые»

Смотреть все цитаты из русской классики со словом «прошлые»

Предложения со словом «прошлый»

Значение слова «прошлый»

  • ПРО́ШЛЫЙ, -ая, -ое. 1. Такой, который предшествовал; прошедший, минувший; противоп. будущий. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПРОШЛЫЙ

Афоризмы русских писателей со словом «прошлый»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «прошлый»

ПРО́ШЛЫЙ, -ая, -ое. 1. Такой, который предшествовал; прошедший, минувший; противоп. будущий.

Все значения слова «прошлый»

Предложения со словом «прошлый»

  • Мысли мгновенно перенеслись от событий лета прошлого года в настоящее.

  • Однако в конце 20-х годов прошлого века ошибки были исправлены.

  • Хотя бы потому, что у бессмертной души уже есть опыт прошлой жизни.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «прошлые»

Ассоциации к слову «прошлый»

Что (кто) бывают «прошлыми»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я