Цитаты со словом «народные»
Есть очень большая трудность в определении национального типа,
народной индивидуальности.
Всякая
народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени.
История русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность
народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с языческой мифологией и
народной поэзией, объясняет многие противоречия в русском народе.
То же мы видим в
народных мистических сектах, например в хлыстовстве.
Русский народ не только был покорен власти, получившей религиозное освящение, но он также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в
народных песнях, и Пугачева.
Но в них чувствуется
народный пессимизм.
В
народном понимании спасения милостыня имеет первостепенное значение.
Если, с одной стороны, русская
народная религиозность связывала божественный и природный мир, то, с другой стороны, апокрифы, книги, имевшие огромное влияние, говорили о грядущем приходе Мессии.
Ив. Аксаков даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить русский
народный характер.
Русские — раскольники, это глубокая черта нашего
народного характера.
Смутная эпоха, которая потрясла всю русскую жизнь, меняет
народную психику.
В ней обнаружилась глубокая социальная вражда, ненависть к боярам в
народном слое, которая нашла себе выражение в народной вольнице.
Казацкая вольница была очень замечательным явлением в русской истории, она наиболее обнаруживает полярность, противоречивость русского
народного характера.
Произошел разрыв между высшими руководящими слоями русского общества и
народными массами, в которых сохранились старые религиозные верования и упования.
Но насильнический характер Петра ранил
народную душу.
Это был замечательный человек,
народный мудрец, но он не имел прямого влияния на наши умственные течения XIX в.
Интересно, что в начале XIX в., когда у нас было мистическое движение и в культурном слое и в народе, Я. Бёме проник и в
народный слой, охваченный духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
Интеллигенция и была раздавлена между двумя силами — силой царской власти и силой
народной стихии.
Народная стихия представлялась интеллигенции таинственной силой.
Щапов, увлеченный естественными науками в соответствии со своей эпохой, особенно подчеркивал, что нашему
народному мышлению свойственно реальное, а не гуманистическое направление [См. цитированную книгу Щапова.].
В конце концов, в 1850 г. министр
народного просвещения, кн. Ширинский-Шихматов, совсем запретил преподавание философии в университетах.
Как объяснить, с точки зрения славянофильской философии русской истории, возникновение огромной империи военного типа и гипертрофии государства на счет свободной
народной жизни?
Славянофилы стремились к органическому пониманию истории и дорожили
народными традициями.
Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни
народной, ни на одной эпохе утешительной».
У них было органическое понимание
народной жизни, органическое понимание отношения между царем и народом.
Они очень преуменьшили элемент язычества в русском
народном православии, так же как и влияние византизма.
На Западе интеллигенция есть функция
народной жизни, и дворянство было функцией иерархизованной народной жизни.
Исключительный интерес представляет письмо Ф. Баадера к министру
народного просвещения гр. Уварову.
Он говорил, что нельзя подражать
народной вере.
Нужно верить не в
народную веру, а в самые божественные предметы.
Лишь в конце 70-х годов, когда образовалась партия
Народной Воли, социалистическое движение становится политическим и переходит к террористической борьбе.
Обычно народник-интеллигент не чувствовал себя органической частью
народного целого, исполняющей функцию в народной жизни.
Но, видя правду в простом народе, в крестьянстве, они пытались подражать
народному быту.
Это наивно выражалось в якобы
народной русской одежде, которую они пробовали носить.
Но во всяком случае славянофилы верили, что пути России особые, что у нас не будет развития капитализма и образования сильной буржуазии, что сохранится общинность русского
народного быта в отличие от западного индивидуализма.
Основной его социальной идеей было противоположение национального богатства и
народного благосостояния.
Но это не помешало ему видеть возможность трагического конфликта личности и
народных масс, он как бы предвидел конфликт, который случится в разгар русской революции.
Убийство Александра II партией
Народной Воли проводит резкую грань в наших социальных течениях.
Партия
Народной Воли была последним сильным проявлением старых революционных течений.
Я говорил уже, что русская литература не была ренессансной, что она была проникнута болью о страданиях человека и народа и что русский гений хотел припасть к земле, к
народной стихии.
Ненависть к условной жизни цивилизации привела к исканию правды в
народной жизни.
Любопытно, что классическое образование в той форме, в какой его насаждал министр
народного просвещения гр. Д. Толстой, носило явно реакционный характер, в то время как на Западе оно носило прогрессивный характер и поддерживало гуманистическую традицию.
Курьез в печальной истории русского просвещения, что министр
народного просвещения кн. Ширинский-Шихматов, упразднивший в 50-е годы преподавание философии, рекламировал естественные науки, которые представлялись ему политически нейтральными, философские же науки представлялись источником вольномыслия.
Там уже утверждалась правда первичной
народной жизни и ложь цивилизации, ложь, на которой покоится жизнь нашего общества.
Царь царствует не в силу божественного права, а в силу
народного избрания, изъявления воли народа.
Самодержавная монархия, основанная на
народном избрании и народном доверии, есть минимум государства, минимум власти, так, по крайней мере, должно быть.
Идея царя не государственная, а
народная.
Подобно славянофилам, он верит в правду, скрытую в
народной стихии.
Личность остается подчиненной коллективу, и она тонет в
народной стихии.
Цитаты из русской классики со словом «народные»
Ассоциации к слову «народные»
Синонимы к слову «народные»
Предложения со словом «народный»
- Это на вид парадоксальное явление станет совершенно понятным, если мы проследим историю русского народного хозяйства, ход русской торговли и развитие русской промышленности.
- Мы отстали от жизни и не хотим с нею считаться, иначе мы должны были бы признать, что с момента одновременного провала белых фронтов сознание русской народной массы изменилось.
- Сначала исполнял главным образом русские народные песни, но потом также вальсы и польки.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «народный»
Что (кто) бывают «народными»
Значение слова «народный»
НАРО́ДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно. 1. только полн. ф. Прил. к народ (в 1, 2 и 3 знач.). Народные массы. Народное творчество. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НАРОДНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «народный»
- Для того, чтоб заслужить название народного писателя в этом исключительном значении, нужен не столько личный, своеобразный талант, сколько сочувствие к народу, родственное к нему расположение, нужна наивная и добродушная наблюдательность.
- Материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корня. Нет материнской судьбы без народной судьбы.
- Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно