Цитаты со словом «назвать»
В определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я
назову выбором эсхатологическим по конечной цели.
То, что
называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в русском народе.
Иоанн Грозный, производя себя от Пруста, любил
называть себя немцем.
Интересно, что в начале XIX в., когда у нас было мистическое движение и в культурном слое и в народе, Я. Бёме проник и в народный слой, охваченный духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже
называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
Александра I можно
назвать русским интеллигентом на троне.
Масоны и декабристы подготовляют появление русской интеллигенции XIX в., которую на Западе плохо понимают, смешивая с тем, что там
называют intellectuels.
Достоевский более всего интересовался судьбой русского интеллигента, которого он
называет скитальцем петербургского периода русской истории.
То, что о. Г. Флоровский неверно
называет выходом из истории — «просвещение», утопизм, нигилизм, революционность, — есть также историческое [См.: о. Г. Флоровский.
Он
назвал их «двуликим Янусом».
Хомякова и славянофилов нельзя
назвать в точном смысле мессианистами.
Достоевский тут условно
называет себя славянофилом.
Но если России не был свойствен гуманизм в западноевропейском ренессансном смысле, то ей была очень свойственна человечность, т. е. то, что иногда условно
называют гуманитаризмом, и в русской мысли раскрывалась диалектика самоутверждения человека.
Не случайно
назвали его «жестоким талантом».
Достоевского все же можно
назвать христианским гуманистом в сопоставлении с христианским или, вернее, лжехристианским антигуманизмом К. Леонтьева.
Толстого нельзя
назвать гуманистом в западном смысле.
Святоотеческая антропология была ущербна, в ней не было соответствия истине христологической, не было того, что я
назвал христологией человека в своей книге «Смысл творчества».
Но высшее сознание о человеке проходит у нас через раздвоение, через то, что Гегель
называл несчастным сознанием.
В 1849 г. петрашевцы, как их
называли, были арестованы, двадцать один человек были приговорены к смертной казни, в том числе Достоевский, с заменой каторгой.
Свое миросозерцание он
называет субъективно-антропоцентрическим и противополагает его метафизическому (эксцентрическому) миросозерцанию.
Его можно было бы
назвать православным социалистом.
Его всю жизнь беспокоил вопрос о возможности христианского общества, и он обличал ложь общества, которое лжеименно
называло себя христианским.
Соловьева есть своя утопия, которую он
называет свободной теократией.
Русский нигилизм имеет мало общего с тем, что иногда
называют нигилизмом на Западе.
Нигилистом
называют Ницше.
Нигилистами можно
назвать таких людей, как Морис Баррес.
Искренность и правдивость его были так велики, что его
назвали «хрустальной коробочкой».
Поэтому его и можно
назвать гениальным писателем, единственным гениальным писателем Франции.
Единственным философом либерализма можно было бы
назвать Б. Чичерина, да и он скорее был либеральным консерватором или консервативным либералом, чем чистым либералом.
Его можно было бы
назвать правым западником.
Ложная теократия и ее обратное безбожное подобие и есть то, что сейчас
называют тоталитарным строем, тоталитарным государством.
Намечается очень оригинальная гносеология, которую можно было бы
назвать соборной, церковной гносеологией.
Догматическое богословие митрополита Макария, которое Хомяков
назвал восхитительно-глупым, выражавшее официальную церковность, было снимком с католической схоластики.
В известном смысле Хомякова можно
назвать православным модернистом, у него есть некоторое родство с католическим модернизмом — борьба против схоластики и против интеллектуалистического понимания догматов, сильный модернистический элемент защиты свободной критической мысли.
Но совершенно верна была его мысль, что нельзя рассматривать то, что он
называл «отвлеченными началами», как зло, грех и заблуждение.
Преодоление «отвлеченных начал» и есть то, что Гегель
называет Aufhebung.
Подруга вечная, тебя не
назову я.
В XIX в. можно
назвать немного людей из духовной среды, которые представляют интерес, хотя они остаются вне основных духовных течений.
Понимание Бухаревым христианства можно было бы
назвать панхристизмом.
Архиепископа Иннокентия можно
назвать скорее философом, чем богословом.
Я
назвал бы это мессианской чувствительностью, одинаково свойственной людям из народа и людям высшей культуры.
Трактир этот тогда
называли «Яма».
Этот гнойник русского народа, осмеливавшийся
называть себя союзом русского народа, ненавидел все, что есть великого в русском народе, все творческое, все, что свидетельствовало о высоком призвании русского народа в мире.
Но только никак нельзя его
назвать розовым, оно — трагическое.
Он
называл сынов блудными сынами, потому что они забыли могилы отцов, увлеклись женами, капитализмом и цивилизацией.
Н. Федорову принадлежит совершенно оригинальное истолкование апокалиптических пророчеств, которое можно
назвать активным, в отличие от обычного пассивного истолкования.
Он стремится к тому, что
называет Révélation de la Révélation.
А. Белый
называет «нашими» только тех, которые видели «зори» и предчувствовали зоревое откровение.
Мысль его все же нельзя
назвать творческим словом в христианстве.
Его направление
называют софиологическим, и его софиология вызывает резкие нападки правоортодоксальных кругов.
О. С. Булгаков
называет свою точку зрения панентеизмом (термин Краузе), в отличие от пантеизма.
Цитаты из русской классики со словом «назвать»
Лаврецкого тотчас окружили: Леночка, как старинная знакомая, первая
назвала себя, уверила его, что еще бы немножко — и она непременно его бы узнала, и представила ему все остальное общество, называя каждого, даже жениха своего, уменьшительными именами.
— Нет, ради Бога, — прервал он меня, — не спрашивайте моего имени ни у меня, ни у других. Пусть я останусь для вас неизвестным существом, пришибленным судьбою Васильем Васильевичем. Притом же я, как человек неоригинальный, и не заслуживаю особенного имени… А уж если вы непременно хотите мне дать какую-нибудь кличку, так
назовите…
назовите меня Гамлетом Щигровского уезда. Таких Гамлетов во всяком уезде много, но, может быть, вы с другими не сталкивались… Засим прощайте.
— Но ты мне скажи про себя. Мне с тобой длинный разговор. И мы говорили с… — Долли не знала, как его
назвать. Ей было неловко называть его и графом и Алексей Кириллычем.
Какое они имели право говорить и плакать о ней? Некоторые из них, говоря про нас, называли нас сиротами. Точно без них не знали, что детей, у которых нет матери, называют этим именем! Им, верно, нравилось, что они первые дают нам его, точно так же, как обыкновенно торопятся только что вышедшую замуж девушку в первый раз
назвать madame.
— Новая грубость; что вы расстройству приписываете? Бьюсь об заклад, что если б я сказала
назвать его… тем ужасным именем, так вы бы тотчас же согласились, даже бы не заметили! О, неблагодарные, низкие, все, все!
Ассоциации к слову «назвать»
Синонимы к слову «назвать»
Предложения со словом «назвать»
- Конечно, чем ближе к нашим дням, тем больше можно назвать имён и рассказать о большем числе событий и случаев, связанных с этими местами.
- Известно, что небольшое количество людей могут назвать адрес и имя человека, с которым никогда не знакомились или только видели.
- Верх не ясен, низ не тёмен. О, бесконечное! Его нельзя назвать именем.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «назвать»
Значение слова «назвать»
НАЗВА́ТЬ1, -зову́, -зовёшь; прош. назва́л, -ла́, -ло; прич. страд. прош. на́званный, -зван, -а́ и -а, -о; сов., перех. (несов. называть1). 1. Дать название, имя и т. п. кому-, чему-л.
НАЗВА́ТЬ2, -зову́, -зовёшь; прош. назва́л, -ла́, -ло; прич. страд. прош. на́званный, -зван, -а́ и -а, -о; сов., перех. (что и кого-чего) (несов. называть2). Созвать, пригласить в каком-л. (обычно большом) количестве. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НАЗВАТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «назвать»
- Вельможа ль он, мужик, вития,
Купец иль воин — всё равно:
Всех назовёт детьми Россия,
Всем имя братское одно.
- Вкус можно назвать самым тонким рассудком.
- Нельзя отрицать влияние нравственных качеств на чувство любви, но когда любят человека, любят его всего, не как идею, а как живую личность, любят в нем особенно то, чего не умеют ни определить, ни назвать.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно