Цитаты со словом «мессианский»
И не случайно именно у этих народов сильно
мессианское сознание.
Мы тут прикасаемся к двойственности русского
мессианского сознания и к его главному срыву.
После народа еврейского, русскому народу наиболее свойственна
мессианская идея, она проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма.
Для истории русского
мессианского сознания очень большое значение имеет историософическая идея инока Филофея о Москве, как Третьем Риме.
Империалистический соблазн входит в
мессианское сознание.
Это кризис русской
мессианской идеи.
Тема раскола была темой историософической, связанной с русским
мессианским призванием, темой о царстве.
Московское царство не осуществило
мессианской идеи Москвы — Третьего Рима.
Словом, Чаадаев проникается русской
мессианской идеей.
Но, во всяком случае, славянофилы хотели «России Христа», а не «России Ксеркса» [Слова из стихотворения Вл. Соловьева: «Каким ты хочешь быть Востоком, Востоком Ксеркса иль Христа?»], как хотели наши националисты и империалисты. «Идея» России всегда обосновывалась пророчеством о будущем, а не тем, что есть, — да и не может быть иным
мессианское сознание.
При таком философском миросозерцании трудно было оправдать
мессианскую веру в русский народ, трудно было обосновать философию истории и этику Герцена.
Достоевский наиболее яркий выразитель русского
мессианского сознания.
Профетизм его не имеет обязательной связи с его теократической схемой и даже опрокидывает ее, Вл. Соловьев верил в возможность новизны в христианстве, он был проникнут
мессианской идеей, обращенной к будущему, и в этом он нам наиболее близок.
Но это был лишь момент его внутренней судьбы, он принадлежал к типу
мессианских религиозных мыслителей, родственных польскому мессианисту Чешковскому.
Устремленность к грядущему свету,
мессианское ожидание противоречат педагогическому, социально-устроительному характеру католичества, вызывают опасение, что ослабится возможность водительства душами.
Поэтому в христианстве остается
мессианское упование, эсхатологическое ожидание, и оно сильнее в русском христианстве, чем в христианстве западном.
Но русское
мессианское сознание, как и русский эсхатологизм, было двойственно.
В русском мессианизме, столь свойственном русскому народу, чистая
мессианская идея Царства Божьего, царства правды, была затуманена идеей империалистической, волей к могуществу.
И в русском коммунизме, в который перешла русская
мессианская идея в безрелигиозной и антирелигиозной форме, произошло то же извращение русского искания царства правды волей к могуществу.
Я назвал бы это
мессианской чувствительностью, одинаково свойственной людям из народа и людям высшей культуры.
Именно у Достоевского наиболее остро русское
мессианское сознание, оно гораздо острее, чем у славянофилов.
Но в образе Шатова обнаруживается и двойственность
мессианского сознания, — двойственность, которая была уже у еврейского народа.
Он отлично понимал, что
мессианское сознание — универсально, говорил об универсальном призвании народа.
Интересно сопоставить русские
мессианские и эсхатологические идеи с идеями величайшего философа польского мессианизма Чешковского, который до сих пор недостаточно еще оценен.
И Москва — Третий Рим, и Москва — Третий Интернационал связаны с русской
мессианской идеей, но представляют ее искажение.
Коммунизм как извращение русской
мессианской идеи.
Мессианская идея марксизма, связанная с миссией пролетариата, соединилась и отожествилась с русской мессианской идеей.
Русский коммунизм есть извращение русской
мессианской идеи.
Неточные совпадения
Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Человек, личность, свобода, творчество, эсхатологически-мессианское разрешение дуализма двух миров — таковы мои основные темы.
Цитаты из русской классики со словом «мессианский»
Религиозные корни мессианизма — в
мессианском сознании еврейского народа, в его сознании себя избранным народом Божиим, в котором должен родиться Мессия, Избавитель от всех зол, создающий блаженное царство Израиля.
Этот «ортодоксальный» марксизм, который в действительности был по-русски трансформированным марксизмом, воспринял прежде всего не детерминистическую, эволюционную, научную сторону марксизма, а его
мессианскую, мифотворческую религиозную сторону, допускающую экзальтацию революционной воли, выдвигающую на первый план революционную борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством, вдохновленным сознательной пролетарской идеей.
И
мессианское сознание внутри христианского мира есть всегда реюдаизация христианства, возвращение к древнееврейскому отождествлению религиозно-вселенского с национальным.
Но был сильный элемент языческого возрождения, дух эллинский был сильнее библейского
мессианского духа.
Евангелие есть книга
мессианская, если хотите, революционно-мессианская, а не аскетическая.
Синонимы к слову «мессианский»
Предложения со словом «мессианский»
- Взяв на себя мессианскую роль, сторонники религиозного сионизма волей-неволей вступили в конфликт с ведущими раввинами.
- Тем не менее секта продолжала своё подпольное существование, доказывая, что мессианские настроения не были случайным всплеском, а затрагивали какие-то фундаментальные основы еврейской культуры.
- Совокупность базовых тезисов марксизма, его претензия на обладание знанием законов истории вместе с преобразовательной нацеленностью историко-философской доктрины придают учению мессианский характер.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мессианский»
Что (кто) бывает «мессианским»
Значение слова «мессианский»
Дополнительно