Цитаты со словом «коли»

Область
поиска
Область
поиска
Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва — Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
Таким веком я буду считать XIX в., век мысли и слова и вместе с тем век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий.
История русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Московская Россия шла к расколу, который стал неизбежен при низком уровне просвещения.
И вместе с тем в этом тоталитарном царстве не было цельности, оно было чревато разнообразными расколами.
Раскол XVII в. имел для всей русской истории гораздо большее значение, чем принято думать.
В действительности, то был век смуты и раскола.
Щапов думает, что Стенька Разин был порождением раскола.
Но наибольшее значение имел наш церковный раскол.
Ошибочно думать, как это часто раньше утверждали, что религиозный раскол XVII в. произошел из-за мелочных вопросов обрядоверия, из-за единогласия и многогласия, из-за двуперстия и пр.
Бесспорно, немалую роль в нашем расколе играл низкий уровень образования, русский обскурантизм.
Главный герой раскола, протопоп Аввакум, несмотря на некоторые богословские познания, был, конечно, обскурантом.
И в расколе сказалось и то и другое.
Тема раскола была темой историософической, связанной с русским мессианским призванием, темой о царстве.
В основу раскола легло сомнение в том, что русское царство, Третий Рим, есть истинное православное царство.
Сознание богооставленности царства было главным движущим мотивом раскола.
Отсюда на крайних пределах раскола — «нетовщина», явление чисто русское.
Раскол был уходом из истории, потому что историей овладел князь этого мира, антихрист, проникший на вершины церкви и государства.
Левое крыло раскола, наиболее интересное, принимает резко апокалиптическую окраску.
Раскол внушал русскому народу ожидание антихриста, и он будет видеть явление антихриста и в Петре Великом, и в Наполеоне, и во многих других образах.
Раскол подорвал силы русской церкви, умалил авторитет иерархии и сделал возможной и объяснимой церковную реформу Петра.
Но в расколе было два элемента — религиозный и революционный.
Значение левого крыла раскола — беспоповства — в том, что он сделал русскую мысль свободной и дерзновенной, отрешенной и обращенной к концу.
Историки сейчас признают, что уже XVII век был веком раскола и началом западного образования, началом критической эпохи.
Раскол, отщепенство, скитальчество, невозможность примирения с настоящим, устремленность к грядущему, к лучшей, более справедливой жизни — характерные черты интеллигенции.
Психологически она — наследие раскола.
Все были в расколе с империей, и мучителен был вопрос об отношении к «действительности».
Так раздвоение, раскол все усиливались в России.
Это непринятие злого мира было в православном аскетизме и эсхатологизме, в русском расколе.
Тема о власти. Анархизм. Русское отношение к власти. Русская вольница. Раскол. Сектантство. Отношение интеллигенции к власти: у либералов, у славянофилов. Анархизм. Бакунин. Страсть к разрушению есть творческая страсть. Кропоткин. Религиозный анархизм: религиозный анархизм Л. Толстого. Учение о непротивлении. Анархия и анархизм. Анархический элемент у Достоевского. Легенда о Великом Инквизиторе.
Русский раскол — основное явление русской истории.
На почве раскола образовались анархические течения.
Но через русскую историю проходит дуализм, раскол.
Я говорил также о роли, которую играла эсхатологическая настроенность в русском расколе и сектантстве.
Я вспоминаю яркий образ разрыва и раскола в русской жизни.
Это тоже было одно из проявлений разрыва и раскола, проходившего через всю русскую жизнь.
 

Цитаты из русской классики со словом «коли»

Смотреть все цитаты из русской классики со словом «коли»

Предложения со словом «коли»

Значение слова «коли»

  • КОЛИ и коль [оба без удар., кэли и кэль, см. § 23, п. 1], союз условный. Если (обл. и нар.-поэт.). Коли спорить, так уж смело, коль карать, так уж за дело. А. К. Тлстй. ◊ Коль скоро [ коль] (книжн. устар.) — если, как только. Коль скоро вы согласитесь, я готов примириться. (Толковый словарь Ушакова)

    Все значения слова КОЛИ

Афоризмы русских писателей со словом «коли»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «коли»

КОЛИ и коль [оба без удар., кэли и кэль, см. § 23, п. 1], союз условный. Если (обл. и нар.-поэт.). Коли спорить, так уж смело, коль карать, так уж за дело. А. К. Тлстй. ◊ Коль скоро [ коль] (книжн. устар.) — если, как только. Коль скоро вы согласитесь, я готов примириться.

Все значения слова «коли»

Предложения со словом «коли»

  • Я не понимаю, зачем вы вообще сюда пришли, и какой вам прок участвовать в этом соревновании, но уж коли пришли, стойте тихо, не гогочите и не издавайте диких воплей!

  • В первые дни его выводили лишь по утрам на общую молитву и на хозяйственный двор, где позволяли колоть дрова.

  • Мы не стали полякам в глаза колоть вчерашним днём. Тот вчерашний день и нам был неприятен.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «коли»

Ассоциации к слову «колоть»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я