Цитаты со словом «истории»
Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской
истории. Русская религиозность. Москва — Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
Эмпирически столь многое отталкивает в русской
истории.
Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой
истории — Восток и Запад.
Для русской
истории характерна прерывность.
В русской
истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы.
Московский период был самым плохим периодом в русской
истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу, и по недоразумению его идеализировали свободолюбивые славянофилы.
Нужно признать характерным свойством русской
истории, что в ней долгое время силы русского народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии.
Общепринято мнение, что татарское иго имело роковое влияние на русскую
историю и отбросило русский народ назад.
История русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Иосиф Волоцкой и Нил Сорский являются символическими образами в
истории русского христианства.
Иосиф Волоцкой — роковая фигура не только в
истории православия, но и в истории русского царства.
После народа еврейского, русскому народу наиболее свойственна мессианская идея, она проходит через всю русскую
историю вплоть до коммунизма.
Для
истории русского мессианского сознания очень большое значение имеет историософическая идея инока Филофея о Москве, как Третьем Риме.
«Очерки по
истории русской культуры», т. III.
Раскол XVII в. имел для всей русской
истории гораздо большее значение, чем принято думать.
Консерваторам, обращенным к прошлому, XVII век представляется органическим веком русской
истории, которому они хотели бы подражать.
Казацкая вольница была очень замечательным явлением в русской
истории, она наиболее обнаруживает полярность, противоречивость русского народного характера.
Но вместе с тем казацкая вольница, в которой было несколько слоев, представляла анархический элемент в русской
истории, в противовес государственному абсолютизму и деспотизму.
С него начинается глубокое раздвоение в русской жизни и русской
истории, внутренняя расколотость, которая будет продолжаться до русской революции.
Раскол был уходом из
истории, потому что историей овладел князь этого мира, антихрист, проникший на вершины церкви и государства.
Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой
истории и не могла бы сказать свое слово.
Весь петровский период русской
истории был борьбой Запада и Востока в русской душе.
Для интересующей нас
истории русского самосознания он имел мало значения.
Трагическим моментом в
истории масонства XVIII в. был арест Новикова и закрытие его типографии.
Начало XIX в., Александровская эпоха — одна из самых интересных в петербургском периоде русской
истории.
Но самодержавный монарх в этот период
истории уже не мог оставаться верен этим стремлениям своей молодости, это было психологически невозможно.
Одиночество молодежи 30-х годов будет более ужасно, чем одиночество поколения декабристов, и оно приведет к меланхолии [См. книгу М. Гершензона «
История молодой России».].
Интеллигенция чувствовала свободу от тяжести
истории, против которой она восставала.
Достоевский более всего интересовался судьбой русского интеллигента, которого он называет скитальцем петербургского периода русской
истории.
То, что о. Г. Флоровский неверно называет выходом из
истории — «просвещение», утопизм, нигилизм, революционность, — есть также историческое [См.: о. Г. Флоровский.
История не есть только традиция, не есть только охранение.
Беспочвенность имеет свою почву, революционность есть движение
истории.
Мы увидим, что наша философия будет прежде всего философией
истории, именно историософическая тема придает ей тоталитарный характер.
В. Ф. Одоевский [См.: П. Сакулин. «Из
истории русского идеализма.
Проблема философии
истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.
Может ли Россия пойти своим особым путем, не повторяя всех этапов европейской
истории?
Такова была философия
истории Чаадаева.
Для
истории русской мысли, для ее нерегулярности характерно, что первый русский философ истории Чаадаев был лейб-гусарский офицер, а первый оригинальный богослов Хомяков был конно-гвардейский офицер.
Вся наша философия
истории будет ответом на вопросы в письме Чаадаева.
Но он был потрясен и пленен универсализмом католичества и его активной ролью в
истории.
Как выразил Чаадаев свое восстание против русской
истории?
Мысли Чаадаева о русской
истории, о прошлом России выражены с глубокой болью, это крик отчаяния человека, любящего свою родину.
Чаадаев думал, что силы русского народа не были актуализированы в его
истории, они остались как бы в потенциальном состоянии.
Это он думал и тогда, когда взбунтовался против русской
истории.
Неактуализированность сил русского народа в прошлом, отсутствие величия в его
истории делаются для Чаадаева залогом возможности великого будущего.
Он очень русский человек высшего слоя петровского периода русской
истории.
Печерин верил, что Россия вместе с Соединенными Штатами начнет новый цикл
истории.
Русская философия
истории должна была прежде всего решить вопрос о смысле и значении реформы Петра, разрезавшей русскую историю как бы на две части.
Они применяли к русской
истории принципы гегелевской философии.
Они пытались раскрыть первоосновы западной
истории.
Цитаты из русской классики со словом «истории»
Ассоциации к слову «истории»
Синонимы к слову «истории»
Предложения со словом «история»
- Когда же началось систематическое изображение событий русской исторической жизни и когда русская история стала наукой?
- Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!
- И рассказывая историю собственной жизни, мы делимся не просто цепочкой событий, но и показываем, что эти события для нас значили, как они изменили наш духовный мир.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «история»
Значение слова «история»
ИСТО́РИЯ, -и, ж. 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИСТОРИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «история»
- История литературы — это история не того, что написано в книгах, а история того, что прочитано в них.
- Если мы знаем, что история человеческого общества — это история войн, то, в конечном счете, история народов — это борьба за правду.
- История человечества всегда ведь складывается из отдельных жизней. А каждая человеческая жизнь сама по себе <…> равноправна.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно