Цитаты со словом «идеи»
Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его
идея.
Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую
идею и русское призвание.
Глеба нет героизма, преобладает
идея жертвы.
После народа еврейского, русскому народу наиболее свойственна мессианская
идея, она проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма.
Для истории русского мессианского сознания очень большое значение имеет историософическая
идея инока Филофея о Москве, как Третьем Риме.
Но если и признать болгарское происхождение
идеи инока Филофея, то это не меняет значения этой идеи для судьбы русского народа.
В чем была двойственность
идеи Москвы — Третьего Рима?
Духовный провал
идеи Москвы, как Третьего Рима, был именно в том, что Третий Рим представлялся, как проявление царского могущества, мощи государства, сложился как Московское царство, потом как империя и, наконец, как Третий Интернационал.
Это кризис русской мессианской
идеи.
Когда Никон сказал: «Я русский, но вера моя греческая», — он нанес страшный удар
идее Москвы, как Третьего Рима.
Московское царство не осуществило мессианской
идеи Москвы — Третьего Рима.
Новиков
идеи равенства выводил из Евангелия, а не из естественного права.
Романтический русский царь был вдохновителем Священного союза, который, по его
идее, должен был быть союзом народов на почве христианского универсализма.
Но эта
идея не была осуществлена, на практике победил Меттерних, более реальный политик, про которого было сказано, что он превратил союз народов в союз князей против народов.
Были «Союз добродетели», «Союз благоденствия» [См.: В. Семевский. «Политические и общественные
идеи декабристов».].
Интеллигенция была идеалистическим классом, классом людей, целиком увлеченных
идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь.
Вынашивалась русская
идея, которой империя, в своей воле к могуществу и насилию, изменяла.
Одоевский популяризовал
идеи любомудров в беллетристике.
Несомненно, некоторое влияние на Чаадаева имели теократические
идеи Ж. де Местра и де Бональда, а также философии Шеллинга.
Для Западной Европы это были
идеи консервативные, для России они казались революционными.
Но Чаадаев мыслитель самостоятельный, он не повторяет западные
идеи, он их творчески перерабатывает.
У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая наша
идея бесследно вытесняет старые».
Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, не научили его; мы не внесли ни одной
идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили».
Русское самосознание должно было пройти через это горькое самоотрицание, это был диалектический момент в развитии русской
идеи.
И, наконец, Чаадаев высказывает мысль, которая будет основной для всех наших течений XIX в.: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть
идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Словом, Чаадаев проникается русской мессианской
идеей.
Славянофилы усвоили себе гегелевскую
идею о призвании народов, и то, что Гегель применял к германскому народу, они применяли к русскому народу.
Самая
идея органичности взята ими у немецких романтиков.
Огромность свободы есть одно из полярных начал в русском народе, и с ней связана русская
идея.
Более поздний славянофил, К. Аксаков, в отличие от Н. Данилевского, признавал
идею общечеловеческой культуры.
Органическое учение об обществе родственно
идеям Фр.
Но на русской почве этот род
идей приобрел резко антиэтатическую окраску.
Мы увидим, что в отличие от католического Запада славянофильское богословие отрицает
идею авторитета в церкви и устами Хомякова провозглашает небывалую свободу.
Хомяковская
идея соборности, смысл которой будет выяснен в другой главе, имеет значение и для учения об обществе.
Хомяков был решительный противник смертной казни и жестоких наказаний, и вряд ли он мог примириться с
идеей вечных адских мук.
Отрицание смертной казни входит в русскую
идею.
Но, во всяком случае, славянофилы хотели «России Христа», а не «России Ксеркса» [Слова из стихотворения Вл. Соловьева: «Каким ты хочешь быть Востоком, Востоком Ксеркса иль Христа?»], как хотели наши националисты и империалисты. «
Идея» России всегда обосновывалась пророчеством о будущем, а не тем, что есть, — да и не может быть иным мессианское сознание.
Не нужно придавать слишком большого значения сознательно утверждаемым
идеям.
Жил он исключительно
идеями и искал правды, «упорствуя, волнуясь и спеша».
Огромное значение, которое приобрела у нас публицистическая литературная критика во вторую половину XIX в., объясняется тем, что, по цензурным условиям, лишь в форме критики литературных произведений можно было выражать философские и политические
идеи.
Во все периоды Белинский, отдаваясь своей
идее целиком, мог жить только этой идеей.
Он был нетерпим и исключителен, как и все увлеченные
идеей русские интеллигенты, и делил мир на два лагеря.
Он разошелся с близким ему Герценом и другими друзьями в период увлечения гегелевской
идеей разумности «действительности» и пережил период мучительного одиночества.
В это же время и будущий анархист Бакунин был увлечен гегелевской
идеей разумности «действительности» и увлек этой идеей Белинского.
Идея, высказанная уже Чаадаевым, что русский народ, более свободный от тяжести всемирной истории, может создать новый мир в будущем, развивается Герценом и народническим социализмом.
Но это не было
идеей лишь народнического социализма, в этой идее была большая глубина, до которой не доходила поверхностная философия самого Герцена, это была общерусская идея, связанная с русским мессианизмом.
Восстание Герцена против западного мещанства связано было с
идеей личности.
Герцен высказывает
идеи по философии истории, которые очень не походят на обычные оптимистические идеи прогрессивного левого лагеря.
Цитаты из русской классики со словом «идеи»
Ассоциации к слову «идеи»
Предложения со словом «идея»
- К лекциям по эстетике. Только новые идеи рождают новое искусство. Только новое искусство рождает новую эстетику.
- Отбросив это, вы станете самим собой, так что сможете очень ясно видеть реальность, а хорошие идеи придут в зависимости от случая.
- Он был первым, кто набросал основные идеи новой географии в их взаимосвязи, хотя в статье это можно было сделать только в предельно обобщённом виде.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «идея»
Значение слова «идея»
ИДЕ́Я, -и, ж. 1. Форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. --- (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИДЕЯ
Афоризмы русских писателей со словом «идея»
- Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
- Идея политическая, как и всякая другая, имеет право гражданства в искусстве.
- Идея поэтического произведения — это основной замысел поэта, это то главное, что хочет сказать поэт своим произведением, ради чего он пишет.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно