Цитаты со словом «велик»
Я говорю о внешней свободе, потому что внутренняя свобода была у нас
велика.
Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие органических связей с
великими культурами прошлого?
Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали, что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность сил русского народа и есть залог его
великого будущего.
Характерно исчезновение святых князей после перенесения греховной власти на
великих князей московских.
Церковь была подчинена государству не только со времен Петра
Великого, но и в Московской России.
Раскол внушал русскому народу ожидание антихриста, и он будет видеть явление антихриста и в Петре
Великом, и в Наполеоне, и во многих других образах.
Реформа Петра
Великого была и совершенно неизбежна, подготовлена предшествующими процессами и вместе с тем насильственна, была революцией сверху.
Петр
Великий, ненавидевший весь стиль Московского царства и издевавшийся над московскими обычаями, был типичный русак.
Между тем как Петр
Великий говорил, что русский народ способен к науке и умственной деятельности, как все народы.
Но в нем было что-то ренессанское, и в этом на него не походит вся
великая русская литература XIX в., совсем не ренессанская по духу.
Великие русские писатели XIX в. будут творить не от радостного творческого избытка, а от жажды спасения народа, человечества и всего мира, от печалования и страдания о неправде и рабстве человека.
«Я люблю мое отечество, как Петр
Великий научил меня любить его».
Вот наиболее замечательные места из его письма: «Мы не принадлежим ни к одному из
великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того ни другого.
И сам Чаадаев в «Апологии сумасшедшего» придет к утверждению
великой миссии России.
Неактуализированность сил русского народа в прошлом, отсутствие величия в его истории делаются для Чаадаева залогом возможности
великого будущего.
«Может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышла могучая натура Петра
Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина».
Славянофилы не поняли неизбежности реформы Петра для самой миссии России в мире, не хотели признать, что лишь в петровскую эпоху стали возможны в России мысль и слово, и мысль самих славянофилов, стала возможна и
великая русская литература.
Они верили в
великое призвание России и русского народа, в скрытую в нем правду, и они пытались характеризовать некоторые оригинальные черты этого призвания.
В
великом сближении Запада и Востока Россия, соединяющая в себе черты этих двух культур, призвана сыграть роль посредника, который предотвратит гибельные последствия их столкновения.
Герцен не соглашался жертвовать личностью человеческой для истории, для ее
великих якобы задач, не хотел превращать ее в орудие нечеловеческих целей.
Он думал, что Россия существует и
велика исключительно благодаря навязанному сверху русскому народу византийскому православию и византийскому самодержавию.
Он любил Петра
Великого и Екатерину Великую и в екатерининской эпохе видел цветущую сложность русской государственной и культурной жизни.
Одно время К. Леонтьев верил, что на Востоке, в России, возможны еще культуры цветущей сложности, но это не связано у него было с верой в
великую миссию русского народа.
Знаете ли вы, как дороги нам эти „чудеса“ и как любим и чтим, более чем братски любим и чтим мы
великие племена, населяющие ее, и все великое и прекрасное, совершенное ими?
Он думал, как и большая часть мысливших на тему — Россия и Европа, что в Европе начинается разложение, но что у нее есть
великое прошлое и что она внесла великие ценности в историю человечества.
Россия есть
Великий Востоко-Запад, она есть целый огромный мир, и в русском народе заключены великие силы.
Общественный разврат так
велик, что понятия о чести, о справедливости считаются или слабодушием, или признаком романтической восторженности…
Зачем заботиться о приобретении познаний, когда наша жизнь и общество в противоборстве со всеми
великими идеями и истинами, когда всякое покушение осуществить какую-нибудь мысль о справедливости, о добре, о пользе общей клеймится и преследуется, как преступление?» «Везде насилия и насилия, стеснения и ограничения, — нигде простора бедному русскому духу.
Он проповедует смирение разума перед историческими силами, признает особую нравственность для завоевателей, для
великих художников и пр.
Это с наибольшей силой будет развито в «Легенде о
Великом Инквизиторе» [См. мою книгу «Миросозерцание Достоевского».].
В 40-е годы уже начинали писать
великие русские писатели, которые принадлежат последующей эпохе.
Религиозная тема мучила
великую русскую литературу.
И вдруг
великий русский писатель отказывается от всего, что было дорого и свято Белинскому.
„Человекобог, — отвечает Кириллов, — в этом разница“.» Путь человекобожества ведет, по Достоевскому, к системе Шигалева и
Великого Инквизитора, т. е. к отрицанию человека, который есть образ и подобие Божье, к отрицанию свободы.
Гуманизм должен быть преодолен (Aufhebung), но не уничтожен, в нем была правда и иногда большая правда по сравнению с неправдой исторического христианства, в нем была
великая правда против бестиализма [Макс Шелер ошибочно противополагает христианство и гуманизм (гуманитаризм), который связывает с ressentiment (злопамятство), см. его «L’homme du ressentiment».].
«Легенда о
Великом Инквизиторе».].
В экономической отсталости России он видел ее
великое преимущество для решения социального вопроса.
Великие русские писатели, столь противоположные по своему типу, представители религиозного народничества, оба верили в правду простого трудового народа.
Толстой был
великий правдолюбец.
«Легенда о
Великом Инквизиторе» одно из самых революционных, можно даже сказать, анархических произведений мировой литературы.
В профетической «Легенде о
Великом Инквизиторе» есть гениальное прозрение не только об авторитарном католичестве, но и об авторитарном коммунизме и фашизме, о всех тоталитарных режимах.
«Легенда о
Великом Инквизиторе» и многие места в «Бесах» могут быть истолкованы, главным образом, как направленные против католичества и революционного социализма.
Но этот народ подстерегают и
великие соблазны.
Великие русские писатели чувствовали конфликт между совершенной культурой и совершенной жизнью, и они стремились к совершенной, преображенной жизни.
Искренность и правдивость его были так
велики, что его назвали «хрустальной коробочкой».
Вл. Соловьев, который не любил Толстого, сказал, что его религиозная философия есть лишь феноменология его
великого духа.
Толстой был менее всего националистом, но он видел
великую правду в русском народе.
Он прошел через отрицание своего собственного
великого творчества, но в этом мы менее всего можем следовать за ним.
И, поистине, все
великое просто.
К. Леонтьев, принявший тайный постриг в монашество, не сомневается в оправданности цветущей культуры, хотя бы купленной ценой
великих страданий, страшных неравенств и несправедливостей.
Цитаты из русской классики со словом «велик»
Такой заряд, пригодный только для ружей небольшого малопульного калибра, бывает иногда с первого раза впору, по большей части несколько маловат, но никогда
велик; для широкоствольного же ружья он будет чрезмерно
велик, а для узенького — слишком мал; но по заряду в ружье среднего калибра уже сделать приблизительно заряд и для широкого и для узенького ствола.
Допустим, однако ж, что жизнь какого-нибудь простеца не настолько интересна, чтоб вникать в нее и сожалеть о ней. Ведь простец — это незаметная тля, которую высший организм ежемгновенно давит ногой, даже не сознавая, что он что-нибудь давит! Пусть так! Пусть гибнет простец жертвою недоумений! Пусть осуществляется на нем
великий закон борьбы за существование, в силу которого крепкий приобретает еще
большую крепость, а слабый без разговоров отметается за пределы жизни!
— Всенепременно. У него теперь приращенье должно идти с быстротой невероятной. Это ясно. Медленно богатеет только тот, у кого какие-нибудь сотни тысяч; а у кого миллионы, у того радиус
велик: что ни захватит, так вдвое и втрое противу самого себя. Поле-то, поприще слишком просторно. Тут уж и соперников нет. С ним некому тягаться. Какую цену чему ни назначит, такая и останется: некому перебить.
Все эти слухи и вести проникают в училище. Юнкера сами не знают, чему верить и чему не верить. Как-то нелепо странна, как-то уродливо неправдоподобна мысль, что государю, вершинной, единственной точке той
великой пирамиды, которая зовется Россией, может угрожать опасность и даже самая смерть от случайного крушения поезда. Значит, выходит, что и все существование такой необъятно
большой, такой неизмеримо могучей России может зависеть от одного развинтившегося дорожного болта.
Можно признать, что рождаемость на Сахалине в 1889 г. была относительно так же
велика, как вообще в России, и если была разница в коэффициентах, то небольшая, не имеющая, вероятно, особенного значения.
Ассоциации к слову «велик»
Предложения со словом «велик»
- Одновременно и князья власть великого князя над собой принимали от случая к случаю, непрерывно враждуя с ним и между собой.
- Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей изображённые всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостию разрушаются.
- – Однако царь сгубил ради моря столь великое множество народа и не добился ничего…
- (все предложения)
Сочетаемость слова «велик»
Афоризмы русских писателей со словом «велик»
- Любой народ, велик ли он числом, мал ли, всегда талантлив, и о величии его мы в конечном счете судим по духовным ценностям, накопленным им на протяжении веков.
- В страдании человек велик, а без него он часто просто мал.
- Не подражай: своеобразен гений
И собственным величием велик…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно