Неточные совпадения
Н. Гартман мог написать свою во многих
отношениях замечательную «
Этику» только потому, что он производит творческие духовные акты, что он ведет нравственную борьбу.
[См. N. Hartmann «Ethik».] Но Н. Гартман прав, расширяя сферу
этики и вводя в нее всякое
отношение к ценности, хотя бы это была ценность познавательная или эстетическая.
Трагичность и парадоксальность
этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о нравственной норме и нравственном законе, о добре, а вопрос об
отношениях между свободой Бога и свободой человека.
Этика может быть совершенно равнодушной к проблеме зла и нимало ей не мучиться, потому что она остается замкнутой и самодовольной в своих законах и нормах и верит, что «добро» всегда право по
отношению к самому факту существования «зла».
Дюркгейм, Леви-Брюль делают интересные и важные исследования, но они не имеют прямого
отношения к
этике, проходят мимо основной этической проблемы.
На почве законнической
этики,
этики социальной обыденности и общеобязательности, возникает рабство человека у государства и общества, рабье
отношение к монарху, к начальнику, к богатому, знатному, как и рабье
отношение к толпе, к массе, к большинству.
Законническая, социально обыденная
этика дает преобладание
отношению к иерархическому чину, к носителю власти, к иерарху церкви, к монарху, к главе семьи, к начальнику над
отношением к человеку, к человеческому качеству, к творцу, к доброму человеку, к таланту, к ученому и поэту.
Этика закона не знает внутреннего человека, она регулирует жизнь внешнего человека в его
отношении к обществу людей, она покоится на том, что я называю внешним иерархизмом в отличие от внутреннего иерархизма.
Монашески-аскетическая вражда к жизни, ressentiment по
отношению к жизни, есть реакция
этики закона внутри религии искупления и благодати, в ней нет силы, помогающей просветлению жизни.
Так определяется
отношение между
этикой закона и
этикой искупления.
Прежде всего,
этика должна поставить вопрос о значении всякого творчества, хотя бы творчество это не имело прямого
отношения к нравственной жизни.
Поэтому
отношение этики творчества к инстинктам сложное и двойственное — она и освобождает инстинкты, подавленные законом, и преодолевает их, борется с ними во имя высшей жизни.
Вот как можно формулировать принцип творческой
этики о соотношении свободной совести и социальности: совесть твоя никогда не должна определяться социальностью, социальными группировками, мнением общества, она должна определяться из глубины духа, т. е. быть свободной, быть стоянием перед Богом, но ты должен быть социальным существом, т. е. из духовной свободы определить свое
отношение к обществу и к вопросам социальным.
Христианство укрепилось и победило через аскетическое
отношение к космической жизни, через отталкивание от природного и тварного, хотя бы то был природный, тварный человек, и совсем не выработало
этики любви к космическому, к тварному, ко всему живому.
Но
отношение этики к явлению революции может быть лишь очень сложным.
В
отношении этики к социальному вопросу мы встречаемся с трагическим конфликтом ценности свободы и ценности равенства.
И потому необходима
этика техники, этизация всего нашего
отношения к технике.
Вечным в христианской
этике является
отношение к богатым и бедным.
Основной принцип
этики может быть формулирован так: поступай так, чтобы всюду во всем и в
отношении ко всему и ко всем утверждать вечную и бессмертную жизнь, побеждать смерть.
Неточные совпадения
В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского мирового духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и борьба Л. Шестова против необходимых законов логики и
этики, хотя и при ином
отношении к познанию.
Содержа в себе всю полноту бытия, абсолютное не подчиняется законам противоречия и исключенного третьего не в том смысле, чтобы оно отменяло их, а в том смысле, что они не имеют никакого
отношения к абсолютному, подобно тому как теоремы геометрии не отменяются
этикой, но не имеют никакого применения к ней».
Но что получается, если перевернуть
отношение между религией и моралью вверх ногами и провозгласить, что Добро (в этическом смысле) и есть Бог, иначе говоря, что религия исчерпывается
этикой?
Потом заспорили с Ленькой и Мишкой о бытовой
этике и о безобразном
отношении парней к девчатам.
Социализм как проблема социальной политики и социальной
этики, как социальный реформизм, как реальное улучшение положения трудящихся, дающее хлеб насущный, религиозно нейтрален и может составить неотъемлемую часть христианского
отношения к жизни.