Цитаты со словосочетанием «нравственный акт»

Область
поиска
Область
поиска
Но есть нравственный акт в отношении к познавательному и художественному акту.
Свободный нравственный акт может совершаться не только относительно так наз. нравственной жизни, но и относительно всей жизни человека.
Нравственный акт есть прежде всего акт духовный и нравственный первофеномен духовного происхождения.
Первобытная родовая месть, которая была нравственным актом по преимуществу, была направлена не на виновника, а на родственника виновника или на первого попавшегося.
И с особенной силой это можно видеть в творчестве моральном, в нравственных актах человека.
Важно, откуда вытекает нравственный акт человека, а не к какой цели он направлен.
А это значит, что в основе нравственной оценки и нравственного акта лежит грехопадение, потеря первоначальной райской цельности, невозможность непосредственно, без рефлексии и различения, вкушать от древа жизни.
И месть, как нравственный акт, есть акт родовой, она совершается родом и по отношению к роду, а не личностью и по отношению к личности.
Нравственный акт был сначала как бы формой оперативной магии.
Социальная этика делает невозможным первородный и девственный нравственный акт и оценку.
Нравственный акт и оценка личности окутаны социальными наслоениями групп, семейств, классов, партий, направлений, верований, предвзятых идей, и до свободного и чистого нравственного суждения тут невозможно добраться.
Величайшая задача нравственной жизни и заключается в том, чтобы дойти до первородного, девственного нравственного акта, не растленного социальными внушениями.
Огромную роль в наших нравственных актах играет государство.
В нравственном акте действует не только человек, но и Бог, не только Бог, но и человек, нет разрыва и противоположения, установленного законом.
Тогда всякий нравственный акт должен быть основан на бесконечном внимании к человеку, от которого он исходит, и к человеку, на которого он направлен.
[Очень тонкие есть замечания в книге М. Шелера «Wesen und Formen der Sympatie».] Руководиться в своих нравственных актах любовью к добру, а не к человеку, к живым существам и значит практиковать этику, противоположную христианской, евангельской, быть фарисеем и законником.
И во-вторых, этика должна поставить вопрос о творческом значении нравственного акта.
Этика закона и нормы не понимает еще творческого характера нравственного акта, и потому неизбежен переход к этике творчества, этике истинного призвания и назначения человека.
Творчески-индивидуальный характер нравственных актов.
Я давно уже в своей книге «Смысл творчества» утверждал творчески-индивидуальный характер нравственных актов.]
Человек всегда должен поступать индивидуально и индивидуально разрешать нравственную задачу жизни, должен обнаруживать творчество в нравственных актах своей жизни, ни одно мгновение не должен превращаться в нравственного автомата.
Она совсем не знает того, что добро творится, что в каждом неповторимо индивидуальном нравственном акте творится новое добро, не бывшее еще в мире, которое является изобретением совершающего нравственный акт.
Но этим и открывается чистая, бескорыстная нравственная стихия, ибо всякий страх искажает нравственное переживание и нравственный акт.
Прежде всего нравственная оценка и нравственный акт должны исходить от конкретной, единичной личности и быть индивидуальными и неповторимыми в своей индивидуальности нравственными актами и оценками.
Каждый индивидуальный человек должен нравственно поступать, как он сам, а не как другой человек, его нравственный акт должен вытекать из глубины его нравственной совести.
Нравственный акт человеческой личности имеет не только личное, но и общественное, и даже космическое значение.
Человек, лишенный воображения, не способен к творческим нравственным актам, к созданию лучшей жизни.
Жизнь в себе, первожизнь есть лишь в первородных, свободных нравственных актах и суждениях.
Ее нет в тех нравственных актах и суждениях, которые определяются наслоениями социальной среды, наследственности, общественного мнения, партии и пр., т. е. нет в значительной части нравственной жизни.
Лишь нравственный акт, как творческий акт, есть настоящая жизнь.
Нравственные оценки и нравственные акты основаны на нравственном и духовном опыте.
Нравственная жизнь и нравственный акт человека есть стремление к совершенной жизни.
Чистота нравственного акта предполагает совершенную свободу человека от внешнего принуждения и насилия.
Это связано с самыми первоосновами нравственного восприятия и нравственного суждения, с отсутствием того, что я назвал первородностью нравственных актов.
Это есть борьба за оригинальность, первородность нравственных актов.
Сама церковь тут может быть понята двояко — с одной стороны, она есть духовная соборность, с которой я соединяюсь в свободе и с которой предстою перед Богом, с другой стороны, она есть социально организованная историческая группировка, способная внешне насиловать мою совесть и лишать мои нравственные акты характера чистоты, свободы и первородности, т. е. быть «общественным мнением».
Нравственное различение, нравственная оценка и нравственный акт, которые совершаются лишь под влиянием страха и в аффекте страха, не могут иметь нравственного значения и быть выражением духовности человека.
Человек совершает нравственные акты в качестве двух различных субъектов — в качестве личности и в качестве государства, т. е. в качестве судьи, воина и пр.
И личность не может совершать чистых нравственных актов так, как будто бы она стояла одна перед абсолютным добром.
Воля, определяемая нравственной совестью, не может совершать чистых и абсолютных нравственных актов потому, что она стоит перед противодействующей злой волей в мире.
Нравственный акт был бы чистым и абсолютным лишь в том случае, если бы в мире не было злой воли и ему навстречу шли столь же чистые и абсолютные нравственные акты.

Неточные совпадения

Н. Гартман мог написать свою во многих отношениях замечательную «Этику» только потому, что он производит творческие духовные акты, что он ведет нравственную борьбу.
Акт познавательный и акт художественный сам по себе не есть акт нравственный.
Нравственный же акт, который совершается относительно всей жизни, всех ее ценностей, связан с полнотой духовной жизни человека.
Самая большая трудность нравственных конфликтов жизни заключается совсем не в столкновении ясного добра с ясным злом, а в отсутствии одного, законом данного, нравственно-должного выхода, в неизбежности каждый раз совершать индивидуальный творческий акт.
Творческое напряжение в познавательных и художественных актах имеет нравственную ценность.
Быть до конца личностью и личности не изменять, быть индивидуальностью и индивидуальным во всех актах своей жизни есть абсолютный нравственный императив, который формулируется парадоксально.
Большая часть нравственных суждений и актов вытекает не из этого первоисточника.
Это не значит, что для того, чтобы нравственное суждение было правдивым, свободным и первородным, личность должна себя изолировать от всех социальных, сверхличных образований и целостей, от своей семьи, своего народа, своей церкви и т. д., но это значит, что личность должна в первородном акте своей совести отделить правду от лжи в оценках давящих ее социальных группировок.
И нужно освободиться от аффекта страха, чтобы совесть совершала нравственные оценки и акты.
Человек, окончательно запуганный, теряет способность к актам, имеющим чисто нравственный смысл.
Человек, совершающий нравственные оценки или акты под влиянием страха временных или вечных мук, совсем не совершает чисто нравственных оценок и актов.
Тут личное нравственное сознание еще не пробудилось, тут все нравственные оценки и акты носят неличный, родовой, полковой, сословный характер, и все достоинство этих оценок и актов определяется степенью их безличности.
Страшнее всего то, что в революции подавляется и гибнет личность, источник нравственных суждений и актов, и потому свободные и оригинальные нравственные суждения и акты делаются невозможными.
Это предполагает очень существенное изменение нравственных оценок и актов.
 

Цитаты из русской классики со словосочетанием «нравственный акт»

Неточные совпадения

Хороши должны быть нравственные понятия критика, который полагает, что Большов в последнем акте выведен автором для того, чтобы привлечь к нему сочувствие зрителей…
«Для нас дорог не столько акт отказа от вина, сколько то нравственное побуждение к самоусовершенствованию, то сознание вреда от вина, которое служило поводом к этому акту».
Смотреть все цитаты из русской классики со словосочетанием «нравственный акт»

Предложения со словосочетанием «нравственный акт»

Значение слова «нравственный»

  • НРА́ВСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна, -венно. 1. только полн. ф. Относящийся к нормам поведения человека в обществе. Нравственные правила. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова НРАВСТВЕННЫЙ

Значение слова «акт»

  • АКТ, -а, м. 1. Единичное проявление какой-л. деятельности; действие. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова АКТ

Афоризмы русских писателей со словом «нравственный»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «нравственный»

НРА́ВСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна, -венно. 1. только полн. ф. Относящийся к нормам поведения человека в обществе. Нравственные правила.

Все значения слова «нравственный»

Значение слова «акт»

АКТ, -а, м. 1. Единичное проявление какой-л. деятельности; действие.

Все значения слова «акт»

Предложения со словосочетанием «нравственный акт»

  • Свободный нравственный акт может совершаться не только относительно так наз. нравственной жизни, но и относительно всей жизни человека.

  • Так, свободный нравственный акт может совершаться не только относительно так называемой нравственной жизни, но и относительно всей жизни человека.

  • Всякий нравственный акт исходит, по сути, из желания утвердить то, чего не достаёт в действительности, он как бы восполняет отсутствие или нарушение истинного состояния.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «нравственный»

Синонимы к слову «акт»

Ассоциации к слову «нравственный»

Ассоциации к слову «акт»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я