Неточные совпадения
Диалектика, за которой нет никакого
нравственного опыта, лишена
ценности и является умственной игрой.
Этика должна быть не только теоретической, но и практической, т. е. призывать к
нравственному преобразованию жизни, не только к усвоению
ценностей, но и к переоценке
ценностей.
Постулируя атеизм как
нравственное требование, укрепляющее свободу человека в осуществлении
ценностей, Н. Гартман неизбежно должен прийти к утверждению бессилия
ценности и добра, т. е. в конце концов к идеализму нормативному.
Нравственный же акт, который совершается относительно всей жизни, всех ее
ценностей, связан с полнотой духовной жизни человека.
Но также можно сказать, что несоединимо со свободой и
нравственной жизнью и учение Гартмана об идеальных
ценностях, которые человек должен свободно реализовать в мире.
Нравственная свобода есть свобода личности, а не
ценности.
Личность есть по преимуществу
нравственный принцип, из нее определяется отношение ко всякой
ценности.
Поразительно, что в XIX и XX веках человек позволил убедить себя в том, что он получил свою
нравственную жизнь, свое различение между добром и злом, свою
ценность целиком от общества.
Философская этика в отличие от социологии изучает не нравы, не
нравственные мнения и обычаи, но само добро и зло, самые первоначальные оценки и
ценности.
И
нравственная задача жизни заключается не в том, чтобы истребить и уничтожить половую энергию, а в том, чтобы ее сублимировать и превратить в энергию, творящую
ценности.
Прав Н. Гартман, что телеологическая точка зрения в этике ведет к отрицанию
нравственной свободы человека и утверждает необходимость, хотя сам он не вполне преодолевает телеологическую точку зрения в своем учении об идеальных
ценностях.
Искупление означает революционный переворот в
нравственных оценках, переоценку всех
ценностей.
Творчество познавательное или творчество художественное имеет
нравственное значение, ибо все, что творит высшие
ценности, имеет
нравственное значение.
Для нее
нравственная цель жизни не самоспасение, не искупление вины, а творческое осуществление правды и создание
ценности, хотя бы
ценность эта была не
нравственного порядка.
Не страх наказания и ада, а бескорыстная и отрешенная любовь к Богу и божественному в жизни, к правде и совершенству, к положительной
ценности должна быть признана положительным
нравственным мотивом.
Личность, неповторимая, единичная личность, есть высшая
ценность, она не есть средство для торжества общего, хотя бы это общее было общеобязательным
нравственным законом.
И человеческая личность есть верховная
ценность не потому, что она является носителем общеобязательного
нравственного закона, как у Канта, а именно потому, что она есть Божья идея и Божий образ, носитель божественного начала жизни.
Только личность есть подлинно творческое и пророческое начало в
нравственной жизни, она выковывает новые
ценности.
И вот трагизм
нравственной жизни, как было уже сказано, совсем не в столкновении добра и зла, божественного и дьявольского, трагизм прежде всего в столкновении одного добра с другим добром, одной
ценности с другой
ценностью — любви к Богу и любви к человеку, любви к отечеству и любви к близким, любви к науке или искусству и любви и жалости к человеку и т. п.
Ценность нравственная в узком смысле слова сталкивается с
ценностью познавательной или эстетической,
ценности жизни личной с
ценностью жизни сверхличной, исторической.
Проблема очень запутывается для этики тем, что происходит как бы столкновение
ценностей, которые признаются
нравственными, с
ценностями, которых не хотят именовать
нравственными, напр.
ценностями познавательными, эстетическими или эротическими.
Законническая этика решает вопрос очень просто: если происходит столкновение
нравственного долга с любовью, хотя бы и обладающей высшей
ценностью, то нужно пожертвовать любовью во имя
нравственного долга, если происходит столкновение
ценности чисто
нравственной с творческим призванием в познании или искусстве, то нужно пожертвовать творческим призванием во имя
ценности чисто
нравственной.
Трагические конфликты жизни разрешаются для нее творческой свободой человека, и область «
нравственного» расширяется, т. е. приобретает
нравственное значение и то, что не относится обычно к
ценностям нравственного порядка, что связано с
ценностями иного порядка.
Личности как высшей
ценности в
нравственной жизни не существует без сверхличного, без универсального, без
ценности идеи, которую она в себе несет и осуществляет.
Но то, к чему человек принужден пыткой, страхом адских мук, лишается
ценности и значения, не есть
нравственное и духовное достижение.
Ада нельзя допустить, он неприемлем для
нравственного сознания, и ада нельзя просто отрицать, ибо отрицание это покупается игнорированием несомненных
ценностей.
Идея второго добра ведет к переоценке
ценностей и к более высокому
нравственному уровню.
Неточные совпадения
Но совсем неверно было бы сказать, что постановка такой исторической задачи и борьба за такую историческую
ценность есть требование отвлеченной справедливости и определяется исключительными
нравственными преимуществами Англии и России перед Германией.
Я могу признавать правоту своего народа в мировой войне, но это не есть правота исключительных
нравственных преимуществ, это — правота творимых исторических
ценностей и красота избирающего Эроса.
Если допустить существование вечности адских мук, то вся моя духовная и
нравственная жизнь лишается всякого смысла и всякой
ценности, ибо протекает под знаком террора.
Ложная установка
ценностей, порабощающая человека, неотвратимо ведет к извращению
нравственного чувства.
В те годы ветер стал дуть, как и теперь, в сторону"переоценки всех
ценностей": и государственно-общественных устоев, и экономических, и
нравственных идеалов, и мышления, и литературно-художественных идей, запросов и вкусов.