Стоицизм и буддизм — высокие типы нехристианских
нравственных учений — боятся страдания и учат, как избежать страдания, как стать к нему нечувствительным, как достигнуть бесстрастия.
Неточные совпадения
Но также можно сказать, что несоединимо со свободой и
нравственной жизнью и
учение Гартмана об идеальных ценностях, которые человек должен свободно реализовать в мире.
Прав Н. Гартман, что телеологическая точка зрения в этике ведет к отрицанию
нравственной свободы человека и утверждает необходимость, хотя сам он не вполне преодолевает телеологическую точку зрения в своем
учении об идеальных ценностях.
Социальная этика строит оптимистическое
учение о силе
нравственного закона, оптимистическое
учение о свободе воли, оптимистическое
учение о наказании и каре злых, которой будто бы подтверждается царящая в мире справедливость.
Учение Христа оказывается рядом
нравственных предписаний, которые человеку легко осуществить, если он признает их разумность.
Но вопрос о религиозном и
нравственном значении и смысле труда совсем не ставится большею частью экономических и социальных
учений.
Таким образом, это
учение сознательно становится на сторону гения рода и видит
нравственную правду в том, что личность делается игралищем интересов рода.
Для большинства научных людей, рассматривающих жизненное
нравственное учение Христа с низшей точки зрения общественного жизнепонимания, учение это есть только весьма неопределенное, нескладное соединение индийского аскетизма, стоического и неоплатонического учения и утопических антисоциальных мечтаний, не имеющих никакого серьезного значения для нашего времени, и всё значение его сосредоточивается для них в его внешних проявлениях: в католичестве, протестантстве, догматах, борьбе с светской властью.
С первых же времен апостолы и первые христиане до такой степени не понимают сущности учения Христа, что учат принимающих христианство прежде всего верить в воскресение Христа, в чудесное действие крещения, в сошествие святого духа и т. п., но ничего или очень мало говорят о
нравственном учении Христа, как это видно по всем речам апостолов, записанным в Деяниях.
Так что казалось бы очевидно, что допущение хотя какого бы то ни было исключения из требования исполнения закона любви уничтожает всё значение, весь смысл, всю благодетельность закона любви, лежащего в основе и всякого религиозного учения и всякого
нравственного учения.
Неточные совпадения
Но помощь Лидии Ивановны всё-таки была в высшей степени действительна: она дала
нравственную опору Алексею Александровичу в сознании ее любви и уважения к нему и в особенности в том, что, как ей утешительно было думать, она почти обратила его в христианство, то есть из равнодушно и лениво верующего обратила его в горячего и твердого сторонника того нового объяснения христианского
учения, которое распространилось в последнее время в Петербурге.
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на духовное развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени
нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные
учения, которые составляют язву нашего времени.
Но даже и тут Прудону удавалось становиться во весь рост и оставлять середь перебранок яркий след. Тьер, отвергая финансовый проект Прудона, сделал какой-то намек о
нравственном растлении людей, распространяющих такие
учения. Прудон взошел на трибуну и с своим грозным и сутуловатым видом коренастого жителя полей сказал улыбающемуся старичишке:
Эта сущность
учения среди моих
нравственных побуждений занимает почетное место.
Л. Толстой будет тоже проповедовать личное
нравственное совершенствование, но он не построит рабьего
учения об обществе, наоборот, он будет обличать ложь этого общества.