Неточные совпадения
Нравственная жизнь совсем не есть явление
природы, и она неуловима, как явление
природы.
Парадокс в том, что свобода человека, без которой нет творчества и нет
нравственной жизни, не от Бога и не от тварной
природы.
Всякое допущение телеологии в мире, в
природе разрушает свободу и
нравственную жизнь человека.
Нужно признать аксиомой, что закон бессилен изменить человеческую
природу и не может разрешить никакой индивидуальной
нравственной задачи.
Нравственное сознание, формулирующее законы и нормы, сталкивается не только с инстинктом, с подсознательным, с древней
природой, но и с благодатью, с сверхсознанием, с божественным.
Родовая месть есть самый характерный
нравственный феномен древнего человечества, и она остается в христианском человечестве, поскольку древняя
природа в нем не просветлена и не преображена.
Этика Канта есть законническая этика потому, что она интересуется общеобязательным
нравственным законом, нравственно-разумной
природой человека, одинаковой у всех, и совершенно не интересуется самим живым человеком, его
нравственным опытом, его духовной борьбой, его судьбой.
Природа нравственной жизни и добра таковы, что они предполагают дуализм и борьбу, т. е. мучительный и трудный путь.
Инстинкт в
нравственной жизни человека играет двоякую роль: он унаследован от древней
природы, от человека архаического, в нем говорит древний ужас и страх, рабство и суеверие, жестокость и звериность, и в нем же есть напоминание о рае, о древней свободе, о древней силе человека, о древней связи его с космосом, о первобытной стихии жизни.
Христианское сознание слишком отталкивалось от
природы в своих
нравственных настроениях.
Родовому процессу, принадлежащему непросветленной
природе и не знающему личности, придается характер высшего религиозного и
нравственного принципа.
С возвращением в Уфу к обыденной, праздной, городской жизни, вероятно, всё бы это усилилось; но тяжкое, страдальческое положение уже действительно умирающего отца поглотило все тревоги, наполнило собою ум и чувства Софьи Николавны, и она предалась вся безраздельно, согласно закону своей
нравственной природы, чувству дочерней любви.
Так на Кольцове оправдалось то замечание, что чем больше в человеке внутренней силы, чем выше собственная
нравственная природа его, тем легче и скорее он освободится от всякого чужого влияния.
Ясно следует из этого, как дважды два — четыре ясно, что в вопросе о скучных людях, необходимо принимать в соображение, не только способности, познания, и вообще, большую или меньшую степень умственной занимательности, но также характер, наклонности, стремления, вкусы, — словом,
нравственную природу человека.
Неточные совпадения
А у него этого разлада не было. Внутреннею силою он отражал внешние враждебные притоки, а свой огонь горел у него неугасимо, и он не уклоняется, не изменяет гармонии ума с сердцем и с волей — и совершает свой путь безупречно, все стоит на той высоте умственного и
нравственного развития, на которую, пожалуй, поставили его
природа и судьба, следовательно, стоит почти бессознательно.
— Она? — Марья Павловна остановилась, очевидно желая как можно точнее ответить на вопрос. — Она? — Видите ли, она, несмотря на ее прошедшее, по
природе одна из самых
нравственных натур… и так тонко чувствует… Она любит вас, хорошо любит, и счастлива тем, что может сделать вам хоть то отрицательное добро, чтобы не запутать вас собой. Для нее замужество с вами было бы страшным падением, хуже всего прежнего, и потому она никогда не согласится на это. А между тем ваше присутствие тревожит ее.
То, что в продолжение этих трех месяцев видел Нехлюдов, представлялось ему в следующем виде: из всех живущих на воле людей посредством суда и администрации отбирались самые нервные, горячие, возбудимые, даровитые и сильные и менее, чем другие, хитрые и осторожные люди, и люди эти, никак не более виновные или опасные для общества, чем те, которые оставались на воле, во-первых, запирались в тюрьмы, этапы, каторги, где и содержались месяцами и годами в полной праздности, материальной обеспеченности и в удалении от
природы, семьи, труда, т. е. вне всех условий естественной и
нравственной жизни человеческой.
Мало того: правосудие и земная казнь даже облегчают казнь
природы, даже необходимы душе преступника в эти моменты как спасение ее от отчаяния, ибо я и представить себе не могу того ужаса и тех
нравственных страданий Карамазова, когда он узнал, что она его любит, что для него отвергает своего „прежнего“ и „бесспорного“, что его, его, „Митю“, зовет с собою в обновленную жизнь, обещает ему счастье, и это когда же?
Но и этого мало, он закончил утверждением, что для каждого частного лица, например как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое,
нравственный закон
природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до злодейства не только должен быть дозволен человеку, но даже признан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении.