Цитаты со словом «реальность»
Когда ваше познание есть познание «о чем-то», об объекте, то невозможно поставить в глубине вопрос об онтологической
реальности и ценности.
Этой практической плодотворности не могло бы быть, если бы они не имели отношения к
реальности.
В познании духа, которое и есть философия, должно быть внутреннее родство познающего со своим предметом, должно быть признание
реальности духа, должен быть творческий духовный опыт.
В объективировании же, которое мы видим в историзме и психологизме,
реальность духа исчезает.
При такой установке совершенно исчезает та нравственная
реальность, которую я хочу познать.
Феноменологический метод возвышается над психологизмом и историзмом, он хочет прорваться к
реальностям, к сущностям.
Он требует той особенной зоркости к
реальности, при которой раскрывается смысл явлений.
И вся проблема в том, как от символов перейти к
реальностям.
Но не имеет никакого смысла образовывать понятия и идеи о добре, которое не существует, как не имеет смысла беспредметное познание, не связанное ни с какой
реальностью.
Дюркгейм все же ищет религиозную
реальность, соответствующую религиозным представлениям, и находит ее в обществе.]
В познании бытия человек есть совсем особая
реальность, не стоящая в ряду других реальностей.
Это есть миф, всегда ведь заключающий в себе глубокую
реальность, о древней борьбе в человеке за преобладание солнечного мужского начала и женственного начала земли.
Воображение магически творит
реальности.
Есть очень большие основания верить в
реальность мифа об Атлантиде, в которой очень высокая цивилизация подверглась нравственной порче и погибла.
Это мы видим в творчестве познания, в философии, которая предполагает бытие и сотворенный Богом мир, предметные
реальности, без которых мышление происходит в пустоте.
И вот из духовной глубины человеческой природы поднимается протест против условной лжи, риторики, ложной идеализации во имя чистой правды, во имя
реальности.
И пробуждается жажда онтологической правдивости и
реальности, прорыва к чистоте и свободе суждений, к тому, что я назвал бы оригинальной и девственной совестью.
С этого начинается реальная нравственная жизнь, т. е. различение нравственных
реальностей, жизнь в реальностях, а не в фикциях.
И разница между ними та, что, в то время как творческая фантазия созидательна и поднимает душу вверх, не отрицает и не извращает
реальностей, а преображает их и прибавляет к ним новые реальности, т. е. есть путь возрастания бытия, фантазмы разрушительны по своим результатам, отрицают и извращают реальности, и есть путь от бытия к небытию.
Человек, одержимый фантазмами и порождающий фантазмы, не имеет перспективы мира, в которой все
реальности стоят на месте и находятся в соотношении, соответствующем бытию, структуре бытия.
В мире фантасмагорическом все
реальности смещены со своих мест и извращены, структура бытия нарушена и все отнесено к эгоцентрическому существу, одержимому теми или иными страстями.
И вот все греховные страсти создают свои миры фантазм, нарушают и разрушают первичное чувство
реальности, делают человека антиреалистом, идеалистом в дурном смысле слова.
Но если воображение искажает самое первичное восприятие
реальностей, то бытие разрушается для человека и подменяется фантазмами небытия.
Всякая страсть, всякий порок создает свое дурное воображение, препятствующее восприятию бытия, искажающее перспективу
реальностей.
Когда человек стал одержим и допустил власть над собой болезненного самолюбия, честолюбия, зависти, ревности, сладострастия, болезненного эротизма, корыстолюбия, скупости, ненависти и жестокости, то он находится в мире фантазм, и
реальности не предстают уже ему в соответствии со структурой бытия.
Самолюбие — главная рана, нанесенная человеку первородным грехом, — мешает надлежащему восприятию
реальностей, ибо самолюбие при всякой встрече с реальностью или хочет защитить себя от боли при помощи фантазма, или получить удовлетворение, всегда непрочное, от другого фантазма.
Из самолюбия одного человека возвышают, другого унижают, и ни один не воспринимается в его
реальности.
Самолюбие всегда ищет компенсации и для этого насилует
реальности.
Из самолюбия человек принимает за
реальность тот мир идей, который дает ему наибольшую компенсацию, в котором самолюбие испытывает наименьшую боль.
Из самолюбия человек может усвоить себе революционное миросозерцание, потому что оно дает компенсацию самолюбию и при нем
реальности менее ранят.
Из самолюбия человек примыкает к тем или иным партиям, идеологическим направлениям, общественным группировкам и в них видит наибольшую
реальность, потому что эти партии, направления, группировки менее ранят его самолюбие и дают ему большее удовлетворение.
Из самолюбия человек дружит с одними людьми и враждует с другими и определяет их
реальность и удельный вес в зависимости от того, компенсируют ли эти люди его самолюбие или причиняют ему боль.
Самолюбие создает свой фантасмагорический мир, в котором все
реальности смещены.
Смирение в глубоком смысле слова есть не что иное, как освобождение от фантазмов, созданных эгоцентризмом, раскрытие души для
реальностей.
Все состояния, производные от радикального греха самолюбия и эгоцентризма, — разнообразные формы ressentiment, честолюбие, властолюбие, зависть, ревность, обида — создают свои фантасмагорические миры и разрушают
реальности.
Очень трудно вернуть к
реальностям человека, допустившего себя до одержимости завистью, ревностью, жаждой славы и власти.
Функция
реальности нарушена, что П. Жанэ считает источником сумасшествия.
Люди, одержимые завистью и ревностью, — больные люди, для которых
реальности Божьего мира угасают и исчезают, они повсюду видят фантазмы, питающие их чувство зависти и ревности.
И он перестает различать
реальности и делать оценки, соответствующие реальностям.
Вокруг похоти наживы, вокруг самодовлеющей любви к деньгам создается один из самых фантасмагорических миров, наиболее оторванных от мира
реальностей, от бытия.
Мир финансовый, мир денежный есть страшная фантасмагория, наиболее отдаленная от мира, сотворенного Богом, и Божий мир не совершенствующая, не прибавляющая к нему
реальности.
Совершенно так же похоть пола, похоть сладострастия создает свой фантасмагорический мир, отрывающий человека от
реальности и порабощающий его.
Она есть создание дурного, злого воображения, дурной, злой фантазии, она есть мир выдуманный, фантасмагорический, отрицающий
реальность Божьего мира.
В то время как любовь обращена на личность человека, на образ Божий в нем и стремится утвердить ее для вечности, похоть знает лишь себя, она эгоцентрична и не видит никакой
реальности в мире.
Фантазм есть все, что не выводит человека из себя к другому, не преодолевает эгоцентризма, ищет лишь для себя, не хочет знать
реальностей, не вкоренено в бытии.
Страх мешает различению и восприятию
реальностей.
А так как страх в той или иной степени и в том или ином отношении свойствен всем людям, то можно сказать, что человек в этом грешном мире вообще неверно распознает
реальности и все его перспективы жизни искажены фантазмами.
Страх, и особенно страх, переходящий в трусость, — плохой путь познания вещей, установки
реальностей.
Самая высокая форма страха, страх вечных адских мук, страх религиозный, очень неблагоприятна для познания, для чистого предметного созерцания, для видения соотношения
реальностей в мире.
Религиозная вера по смыслу своему обращает греховного человека, растерзанного миром, к раскрытию
реальности и освобождает от фантазмов, порожденных страхами мира.
Цитаты из русской классики со словом «реальность»
Все более и более теряется различие между «я» и «не-я», между
реальностью и иллюзорностью, между бытием и призраком.
Объективной
реальности не существует, это лишь иллюзия сознания, существует лишь объективация
реальности, порожденная известной направленностью духа.
Мир как творение получает в своей относительности
реальность и самобытность, противостоит Богу не как призрак, иллюзия или майя, как бы лишь закрывающая Абсолютное от самого себя; он получает свою realitas как дар от Ens realissimum [
Реальность, бытие; вещь реальнейшая, Бог (лат.).].
Если мы отвергаем так называемый объективный критерий истины, и в смысле реализма наивного, и в смысле реализма рационалистического, и в смысле идеализма трансцендентально-критического, то совсем не для того, чтобы утверждать «субъективность» произвольную, «психологизм» в гуссерльском смысле слова, в противоположность глубокой
реальности.
С тем вместе наше воззрение на сущность возвышенного признает его фактическую
реальность, между тем как обыкновенно полагают, будто бы возвышенное в действительности только кажется возвышенным от вмешательства нашей фантазии, расширяющей до безграничности объем или силу возвышенного предмета или явления.
Ассоциации к слову «реальность»
Синонимы к слову «реальность»
Предложения со словом «реальность»
- Новая реальность требует нового осмысления, новой философии, нового стиля жизни, новых принципов взаимодействия.
- Объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает.
- Мы можем ощущать реальность происходящего и нереальность в один момент, так наш мозг смягчает удар.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «реальность»
Какой бывает «реальность»
Значение слова «реальность»
Афоризмы русских писателей со словом «реальность»
- Мы говорим, что ныне в мире господствуют точные науки… Мы знаем многое и в то же время наше познание об объективной реальности, о человеке в ней — еще лишь шаг к полуоткрытой двери, за которой лежит не один пласт неоткрытых возможностей.
- Современность мешает человеку видеть сны. Но стоит ему остаться наедине с собой, и его дневная жизнь пополняется жизнью сна: разноцветная бахрома сновидений волочится за каждым его душевным жестом.
Земля, как и человек, способна видеть сны. Не растревоженная суетой современности, она неторопливо грезит о минувшем, о несбывшемся и о возможном, и сновидения ее достигают зрительной реальности миража.
- Мне глубоко симпатичен великий в своих страданиях еврейский народ; я преклоняюсь перед силой его, измученной веками тяжких несправедливостей души, измученной, но горячо и смело мечтающей о свободе. Мне говорят, что сионизм — утопия: не знаю, может быть. Но поскольку в этой утопии я вижу непобедимую, страстную жажду свободы, для меня — это реальность, для меня — это великое дело жизни.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно