Цитаты со словом «парадокс»

Область
поиска
Область
поиска
Нравственная жизнь слагается из парадоксов, в которых добро и зло переплетаются и переходят друг в друга.
Эти нравственные парадоксы непреодолимы в сознании, они должны быть изжиты.
Получается ряд неразрешимых парадоксов.
Приходится признать, что в антиномиях Творца и твари свобода есть парадокс, не вмещающийся ни в какие категории.
Парадокс в том, что свобода человека, без которой нет творчества и нет нравственной жизни, не от Бога и не от тварной природы.
Такой же парадокс представляет отношение свободы и благодати.
Бессильный характер человеческой свободы и нечеловеческий характер благодати составляют неразрешимый парадокс.
Тайна Христа-Богочеловека есть разрешение парадокса свободы и благодати, но она не поддастся рационализации.
Лишь в Христе-Богочеловеке разрешается парадокс отношения твари и Творца.
Творец и тварь, благодать и свобода — неразрешимая проблема, трагическое столкновение, парадокс.
Явление Христа есть ответ на вопрошание, на трагическое столкновение и парадокс.
Это и есть основной парадокс этики.
Парадокс христианского сознания в том, что Христос не мог бы явиться в райской жизни.
Возникновение познания добра и зла имеет две принципиально различные стороны, и с этим связан парадокс генезиса добра и зла.
Парадокс зла заключается в том, что или зло находится в руке Божьей и зависит от Бога, и тогда оно нужно для целей добра, или зло не зависит от Бога и Бог бессилен перед злом, и тогда добро не есть окончательная онтологическая сила.
Парадокс этот коренится в том, что мы тут мыслим в категориях добра и зла, т. е. в категориях, порожденных грехопадением, о божественном бытии, лежащем по ту сторону добра и зла.
Именно потому, что мы несем в себе первородный грех и живем в падшем мире, обреченном вращаться в категориях добра и зла, в различениях и оценках, мысль наша вращается в непреодолимых парадоксах.
Есть парадокс терпимости Бога к злу, в который недостаточно вдумываются.
Это есть роковой вопрос о том, есть ли добро — добро, который в самой постановке своей есть парадокс.
Это один из психологических и нравственных парадоксов.
И парадокс тут в том, что это сознание связано с пробуждением духа, т. е. начала сверхсознательного, и с соответствующей ему этикой искупления.
Можно даже установить следующий парадокс, играющий немалую роль в истории религиозных идей: свобода воли, вечно стоящая перед устрашающей необходимостью делать избрание навязанного ей со стороны и сверху, порабощала и угнетала человека; настоящее освобождение человека происходило от благодати, а не от свободы воли; человек свободен, когда ему не нужно выбирать.
В этом заключается основной парадокс этики: нравственное добро имеет дурное происхождение, и это дурное происхождение преследует его как проклятие.
Основной парадокс этики раскрывается христианством, христианство обнаруживает бессилие добра как закона.
Павла в духе аномизма, т. е. совершенного отрицания закона, было бы отрицанием основной антиномии этики, отрицанием парадокса законнической этики.
Парадокс в том, что исключительное господство этики благодати в мире греховном подвергает опасности свободу и даже существование личности.
В этом парадокс свободы в истории.
Это есть парадокс евангельской морали, который с трудом вмещается и осмысливается христианами в истории.
Но что значит парадокс евангельской этики?
И мы стоим перед следующим парадоксом: закон не знает живой, конкретной, индивидуально неповторимой личности, не проникает в ее интимную жизнь, но закон охраняет эту личность от посягательств и насилия со стороны других личностей, охраняет независимо от того, каково направление и духовное состояние других личностей.
Парадокс в том, что угнетенные никогда не могут господствовать, ибо в момент господства они становятся угнетателями.
Парадокс уже лежит в самом отношении к греху.
Таков христианский парадокс относительно страдания, и его нужно принять и изжить.
И вот в чем главный парадокс христианской этики.
И в результате этого парадокса, который, как всегда и во всем, люди склонны разрешать в сторону законническую, христиане оказываются сплошь и рядом наименее сострадательными, наименее жалостливыми людьми, вечно осуждающими ближнего, обличающими грех, за который страдания посланы, уподобляющимися утешителям Иова.
И тут мы встречаемся с замечательным нравственным парадоксом.
Парадокс в том, что опыт аскетический погружает человека в самого себя, сосредоточивает на собственном совершенстве и спасении, а опыт творческий отрешает человека от самого себя и направляет на высший мир.
Это парадокс, хорошо известный и проверенный на опыте.
И парадокс в том, что закон сковывает энергию добра, он не хочет, чтобы добро было понятно как энергия, ибо тогда мир уходит из-под его власти.
Парадокс освобождения заключается в том, что, для того чтобы сохранить свободу и бороться за свободу, нужно уже в каком-то смысле быть свободным, иметь свободу в себе.
Парадокс добра и зла, основной парадокс этики, заключается в том, что добро предполагает существование зла и требует допущения зла.
Из этого парадокса этика выйти не может, он порожден свободой и самим фактом различения между добром и злом.
Замечательный парадокс представляет собою иезуитизм.
В этом парадокс отношений личности и общества.
Я говорил уже об основном парадоксе борьбы добра и зла: борьба со злом постоянно порождает новое зло — нетерпимость, фанатизм, насилие, жестокость, злобные чувства.
Но и тут мы встречаемся с основным парадоксом.
Это есть в новой форме поставленный все тот же парадокс зла.
Парадокс зла есть парадокс свободы.
Склонность к парадоксам может стать пошлой.
 

Цитаты из русской классики со словом «парадокс»

Мысль, не взятая в целостность духа, имеет тенденцию объективировать и экстериоризировать, и это и порождает противоречие, создает парадокс.
Это парадокс человеческой судьбы и судьбы мира, и его мыслить должно парадоксально, рациональными категориями об этом мыслить нельзя.
Поразителен парадокс религиозной жизни: крайний трансцендентизм порождает оппортунистическое приспособление, сделки со злом «мира», зрелый имманентизм порождает волю к радикальному выходу в Божественную жизнь духа, радикальному преодолению «мира».
Да едва ли не большинство научных людей держится этого… затрудняюсь, как сказать… мнения не мнения, парадокса не парадокса, а скорее шутки или загадки. Утверждается, что жизнь происходит от игры физических и механических сил, — тех физических сил, которые мы назвали физическими и механическими только в противоположность понятию жизни.
Можно было бы высказать парадокс: символизм есть жажда преодоления символизма, превращение символической культуры в онтологическую культуру, в которой достижимы были бы не символы последней реальности, а сама последняя реальность.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «парадокс»

Предложения со словом «парадокс»

Значение слова «парадокс»

  • ПАРАДО́КС, -а, м. Мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее здравому смыслу. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПАРАДОКС

Афоризмы русских писателей со словом «парадокс»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «парадокс»

ПАРАДО́КС, -а, м. Мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее здравому смыслу.

Все значения слова «парадокс»

Предложения со словом «парадокс»

  • А основной парадокс заключается в том, что три самых главных открытия, сделанные мною за последние восемь лет, связаны именно с орфографическими ошибками.

  • Причём – вот парадокс – адресована она взрослым. А что же делать, если именно мы, родители, отвечаем за судьбы наших детей?

  • Другое решение парадокса состоит в утверждении, что человек является животным и одновременно отличается от него.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «парадокс»

Ассоциации к слову «парадокс»

Каким бывает «парадокс»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я