Неточные совпадения
Идеология, которая есть лишь надстройка, религиозные верования, философские теории, моральные оценки, творчество в искусстве — иллюзорно отражают в сознании действительность, которая есть прежде всего действительность
экономическая, т. е. коллективная борьба
человека с природой для поддержания жизни, подобно тому как у Фрейда есть прежде всего сексуальная действительность.
Марксизм есть не только учение исторического или
экономического материализма о полной зависимости
человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором
человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе
человека над иррациональными силами природы и общества.
Не существует вещной, объективной,
экономической действительности, это иллюзия, существует лишь активность
человека и активное отношение
человека к
человеку.
За
экономической действительностью всегда скрыты живые
люди и социальные группировки
людей.
Экономический детерминизм принижает
человека, возвышает его лишь вера в активность
человека, которая может совершать чудесное перерождение общества.
Эксплуатация есть не
экономический феномен, а прежде всего феномен нравственного порядка, нравственно дурное отношение
человека к
человеку.
Высшей ценностью признаются не интересы рабочих, не ценность
человека и человеческого труда, а сила государства, его
экономическая мощь.
У него остается коренная двусмысленность: есть ли превращение
человека в функцию
экономического процесса грех, зло прошлого, капиталистической эксплуатации или это есть онтология
человека.
Если
человека рассматривают исключительно как кирпич для строительства общества, если он лишь средство для
экономического процесса, то приходится говорить не столько о явлении нового
человека, сколько об исчезновении
человека, т. е. об углублении процесса дегуманизации.
Неточные совпадения
— Не правда ли-с? — продолжал Петр Петрович, приятно взглянув на Зосимова. — Согласитесь сами, — продолжал он, обращаясь к Разумихину, но уже с оттенком некоторого торжества и превосходства и чуть было не прибавил: «молодой
человек», — что есть преуспеяние, или, как говорят теперь, прогресс, хотя бы во имя науки и
экономической правды…
— Я — смешанных воззрений. Роль
экономического фактора — признаю, но и роль личности в истории — тоже. Потом — материализм: как его ни толкуйте, а это учение пессимистическое, революции же всегда делались оптимистами. Без социального идеализма, без пафоса любви к
людям революции не создашь, а пафосом материализма будет цинизм.
«Вожди молодежи», — подумал Самгин, вспомнив, как юные курсистки и студенты обожали этих
людей, как очарованно слушали их речи на диспутах «Вольно-экономического общества», как влюбленно встречали и провожали их на нелегальных вечеринках, в тесных квартирах интеллигентов, которые сочувствовали марксизму потому, что им нравилось «самодовлеющее начало экономики».
Но, сбросив маску, она часто зла, груба и даже страшна. Испугать и оскорбить ее нельзя, а она не задумается, для мщения или для забавы, разрушить семейное счастье, спокойствие
человека, не говоря о фортуне: разрушать
экономическое благосостояние — ее призвание.
Она очень хорошо могла доказывать, что существующий порядок невозможен, и что обязанность всякого
человека состоит в том, чтобы бороться с этим порядком и пытаться установить тот и политический и
экономический строй жизни, при котором личность могла бы свободно развиваться, и т. п.