Неточные совпадения
Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и
экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных
классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, из крестьян.
Его отношение к этим течениям очень напоминает отношение Ленина к так называемым «экономистам», которые ставили перед рабочим
классом чисто
экономические задачи, политическую же борьбу в значительной степени предоставляли либеральным течениям.
Но отрицательно он предшественник коммунизма, он отрицает прошлое, традиции истории, старую культуру, церковь и государство, отрицает всякое
экономическое и социальное неравенство, он громит привилегированные, господствующие
классы, не любит культурную элиту.
Только аграрная революция, которая есть не только революция социально-экономическая, но, может быть, прежде всего революция моральная и бытовая, сделала в России возможной диктатуру пролетариата, вернее диктатуру идеи пролетариата, так как диктатуры пролетариата, вообще диктатуры
класса быть не может.
В советской философской и социалистической литературе постоянно повторяется, что главное не «производительные силы», т. е.
экономическое развитие, а «производственные отношения», т. е. борьба
классов и революционная активность пролетариата.
Неточные совпадения
Но это зависит не от
экономического положения
классов, что имеет лишь второстепенное значение.
Есть ли она, как и все теории и идеологии, отражение
экономической действительности своего времени и происходящей в ней борьбы
классов, т. е. «надстройка», подпадающая под власть обычного марксистского объяснения?
Везде слышатся жалобы на застой торговли и промышленности и вообще на плохое
экономическое положение; указывают на тяжелые условия жизни рабочих
классов и на всеобщее обеднение масс.
Обратили внимание на
экономические отношения народа, и литература заговорила о состоянии земледельческого
класса, о свободном труде и других
экономических вопросах, выставляя преимущественно, чего у нас нет и что нужно сделать.
Борьба
классов перестала быть фактом социально-экономическим, она стала фактом духовным, она распространилась на всю совокупность человеческой природы и человеческой жизни.