Неточные совпадения
Выражение «буржуазная революция» во всех
отношениях очень плохое, по моральным своим мотивам даже безобразное выражение, и нужно просто признать, что буржуазная революция
есть прогрессивный этап в историческом развитии народов.
Творческое
отношение человека к природе и творческое
отношение человека к человеку, то
есть творчество экономическое и творчество моральное, изменяет социальную ткань.
И социалисты, материалисты принуждены признать, что «буржуазность»
есть известная психическая настроенность, известная жизненная оценка, не столько состояние социальной материи, сколько
отношение к ней человеческого духа.
Совершенно бесспорно, что «буржуазность»
есть состояние духа человеческого, а не социально-классовое положение человека, — она определяется
отношением духа к материальной жизни, несвободой духа и бессилием духа преодолеть власть материи, а не самой материальной жизнью.
Великими борцами против буржуазного духа в XIX веке
были Ницше и Ибсен, которые не
были социалистами, не имели никакого
отношения к пролетариату и сейчас, наверное,
были бы сопричислены к царству «буржуазии», ибо сейчас уличная мудрость причисляет к «буржуа» всех людей духа.
И потому нет уже непосредственного
отношения человека к человеку,
есть лишь
отношение класса к классу.
Отношения труда и капитала не могут
быть регулированы индивидуально, предоставлены исключительной власти личной конкуренции — они подлежат государственной и общественной регуляции.
Но у нас именно это и происходит в
отношении к революции, которая
есть лишь вскрытие гнойного нарыва на теле России.
Основная марксистская истина, которую провозглашали первые русские марксисты в своих боях с народниками, та истина, что России предстоит еще пройти через эпоху капиталистического промышленного развития, что буржуазии предстоит еще у нас политически и экономически прогрессивная роль, что не может
быть скачка в социалистическое царство из во всех
отношениях отсталого старого русского царства,
была основательно забыта социал-демократами еще в 1905 году.
В русской общественной мысли за последние десятилетия наиболее решительным противником народничества
был всегда П. Б. Струве, и,
быть может, в этом нужно искать причины враждебного к нему
отношения в некоторых интеллигентских кругах.
В этом
отношении особенно характерными народниками являются Л. Толстой и Н. Михайловский, которые, несмотря на их кажущийся индивидуализм, должны
быть признаны врагами всякого индивидуального возвышения.
И если в старой связи церкви и государства нарушено
было заповеданное Христом
отношение между «божьим» и «кесаревым», то это
было внутренним падением церковного народа, церковного человечества, его соблазном и порабощением «миру сему».
Перед первым революционным обер-прокурором встала задача развязать старые
отношения церкви и государства, снять с церкви оковы, освободить церковный строй от того, что ему
было навязано старой властью.
Собор должен
будет определить
отношение церкви к государству, решить целый ряд вопросов церковного быта.
И прежде всего должно
быть пересмотрено и переоценено традиционное интеллигентское
отношение к народу и культуре.
Для русских радикально настроенных интеллигентных и полуинтеллигентных людей всегда
была характерна с одной стороны вера в народ и поклонение народу, с другой стороны скептическое
отношение к культуре и нелюбовь к культуре.
В русском интеллигентном слое всегда
было рефлектирующе-болезненное
отношение к культуре, которая считалась зачатой в неправде и насилии.
Русское
отношение к культуре и
есть исконный русский нигилизм, которому все слишком легко преодолеть, от всего слишком легко отказаться.
Культура сама по себе также не может
быть обоготворяема, но в культуре
есть ценности, которые несут на себе отблеск божественного света и которые заслуживают почитания и бережного к себе
отношения.
Церковь пришла в состояние полного нестроения, и собор должен
был заняться бытовым устройством церкви, определением ее
отношения к государству, установлением патриархата и т. п.
Во имя служения страдающему «народу»
были порваны нравственные основы
отношения человека к человеку, сделали невозможным почитание в человеке образа и подобия Божьего.
Неточные совпадения
Но происшествие это
было важно в том
отношении, что если прежде у Грустилова еще
были кое-какие сомнения насчет предстоящего ему образа действия, то с этой минуты они совершенно исчезли. Вечером того же дня он назначил Парамошу инспектором глуповских училищ, а другому юродивому, Яшеньке, предоставил кафедру философии, которую нарочно для него создал в уездном училище. Сам же усердно принялся за сочинение трактата:"О восхищениях благочестивой души".
Такова
была внешняя постройка этого бреда. Затем предстояло урегулировать внутреннюю обстановку живых существ, в нем захваченных. В этом
отношении фантазия Угрюм-Бурчеева доходила до определительности поистине изумительной.
Это беспечное
отношение к служебным обязанностям
было, однако ж, со стороны Грустилова большою ошибкою.
Человек он
был чувствительный, и когда говорил о взаимных
отношениях двух полов, то краснел.
При сем: прочую пищу давать умеренную, от употребления вина воздерживать безусловно, в нравственном же
отношении внушать ежечасно, что взыскание недоимок
есть первейший градоначальника долг и обязанность.