Неточные совпадения
Самое трудное для понимания и самое парадоксальное — это
отношение между духом и личностью, между универсальным содержанием, сообщаемым человеку духом, и самим человеком с его эмоциональной
жизнью, с его единственной личной судьбой.
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в моральной
жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить
жизнь людей, в
жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное
отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Дух реально, экзистенциально воплощается в человеческой личности, в ее творчески интуитивном
отношении к
жизни и в братском общении людей, а не в объективированном обществе, государстве, исторической
жизни наций.
Ограничения человеческих потребностей требует не только христианство, не только духовное возрождение человека, но всякое сознательное
отношение к
жизни, всякая поставленная себе человеком цель.
Поразительный факт, что церковь вводила очень строгую аскезу, приближающуюся почти к террору в
отношении к
жизни пола, и была очень снисходительна в
отношении к грехам, связанным с собственностью, с корыстолюбием, жаждой наживы и экономической эксплуатацией ближнего.
Но нужно сказать, что последовательно пессимистическое или оптимистическое
отношение к
жизни одинаково пассивны.
Активное творческое
отношение к
жизни одинаково преодолевает и пессимизм и оптимизм.
Духовное
отношение к случаю, от которого так часто зависят несчастья нашей
жизни, требует не признания его объективной целесообразности, а признания его задачей, поставленной для осмысливания нашей духовной активности.
У стоиков избавление от страдания и зла связано с изменением
отношения к событиям
жизни.
Переживание зла и страдания и сознание о зле и страдании вызывают спор о пессимистическом или оптимистическом
отношении к
жизни.
Но чистый пессимизм или чистый оптимизм не духовные состояния и не духовное
отношение к
жизни.
Пессимизм и оптимизм в распространенной форме связаны с эвдемонизмом и определяют свое
отношение к
жизни по отсутствию или присутствию счастья.
Пессимизм все же означает более глубокое
отношение к
жизни и большую чувствительность к страданию и злу
жизни.
Отношение между человеческой свободой и божественной благодатью между человеческой душой и духом Божьим или Святым Духом есть самое таинственное и непостижимое в
жизни.
Отношение к
жизни социальной и исторической было объективировано, и духовность была в ней реализована лишь символически.
Символизация священного в социальной
жизни (священность монархической власти, священность нации, священность собственности, священность исторической традиции) не спасает, спасает лишь реализация, т. е. осуществление правды в
отношениях человека к человеку, «я» к «ты» и к «мы», осуществление общности, братства людей.
Вопрос об
отношении спасения и творчества, о роли творчества в духовной
жизни есть основной вопрос, от него зависит будущее духовности в мире и возможность новой духовности.
Под творческой активностью духа я понимаю не создание лишь продуктов культуры всегда символических, а реальное изменение мира и человеческих
отношений, т. е. создание новой
жизни, нового бытия.
Не только социальная
жизнь в ее целом, которая ведь объемлет
отношение человека к человеку, но и экономика, которую считают материальной по преимуществу, есть продукт духа.
Отношения между духовностью и социальной
жизнью могут быть определены в такой форме: зависимость духовности от социальной среды есть всегда ее извращение и искажение, есть всегда рабство духа и символическая ложь, истина же, правда, справедливость, свобода есть результат активного действия духа на социальную среду и социальные
отношения людей.
И если дух пассивен в
отношении к социальной
жизни, к социальным
отношениям людей, если духовность совершенно отрешается от социальной
жизни и покорна социальным формам, как данности, то этим искажается самая духовность, замутняется и порабощается.
С этим связано и иное
отношение к социальной и космической
жизни, иное
отношение к трудовому процессу, от которого не может быть отделена духовность.
Авторитет видит в духовной
жизни те же
отношения, которые существуют в
жизни социальной, где «князья народов господствуют» и «вельможи властвуют».
Власть относится не к духовной
жизни, а к социальным
отношениям людей.
Духовная
жизнь начинает определяться
отношением к «бытию», которое есть уже продукт мысли и несет на себе печать символики понятий.
Когда духовная
жизнь определяется в
отношении бытию, то она определяется в
отношении к объекту.
Для реализации духовной
жизни недостаточно Единого, нужно и другое в
отношении к этому Единому.
В духовной
жизни нет различия средств и целей, ибо существует иное
отношение ко времени, нет настоящего как средства и будущего как цели, есть выход в мгновение и вечность.
В религиозной
жизни это есть ее рационализация и юридизация, применение к ней логических и правовых
отношений.
Неточные совпадения
Он порешил однажды навсегда, что старая
жизнь безвозвратно канула в вечность и что, следовательно, незачем и тревожить этот хлам, который не имеет никакого
отношения к будущему.
Это было не предположение, — она ясно видела это в том пронзительном свете, который открывал ей теперь смысл
жизни и людских
отношений.
Левин часто любовался на эту
жизнь, часто испытывал чувство зависти к людям, живущим этою
жизнью, но нынче в первый paз, в особенности под впечатлением того, что он видел в
отношениях Ивана Парменова к его молодой жене, Левину в первый раз ясно пришла мысль о том, что от него зависит переменить ту столь тягостную, праздную, искусственную и личную
жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную
жизнь.
Алексей Александрович сочувствовал гласному суду в принципе, но некоторым подробностям его применения у нас он не вполне сочувствовал, по известным ему высшим служебным
отношениям, и осуждал их, насколько он мог осуждать что-либо высочайше утвержденное. Вся
жизнь его протекла в административной деятельности и потому, когда он не сочувствовал чему-либо, то несочувствие его было смягчено признанием необходимости ошибок и возможности исправления в каждом деле.
Одна выгода этой городской
жизни была та, что ссор здесь в городе между ними никогда не было. Оттого ли, что условия городские другие, или оттого, что они оба стали осторожнее и благоразумнее в этом
отношении, в Москве у них не было ссор из-за ревности, которых они так боялись, переезжая в город.