Два совершенно разных существа, он и она. Почему Господь создал нас такими? Чего ждет женщина от мужчины и мужчина от женщины? В чем предназначение мужского и женского пола? Как понять друг друга и прийти к взаимопониманию и единству в браке? На эти и другие вопросы автор пытается дать ответ. Книга иллюстрирована автором.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Он и она предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть I
Мужеский пол и женский
Вступление
Прежде чем начать разговор о том, как обрести семейное счастье и как избежать конфликтов в семье, поговорим о том, чем мы отличаемся друг от друга, в чем особенности мужской и женской психики и каково предназначение мужчины и женщины.
Мужчина и женщина. Два абсолютно разных существа. Ни для кого не секрет, что люди при кажущемся внешнем сходстве — руки, ноги, голова — поразительным образом отличаются друг от друга, и прежде всего — по половому признаку. И дело тут даже не в строении тела, не в физиологии, а в том, что мужчины и женщины способны мыслить и чувствовать совершенно по-разному.
О мужской и женской психике написано огромное количество работ. Существуют множество теорий, пытающихся объяснить особенности поведения и мышления мужчин и женщин. Среди них немало вздорных, то говорящих о том, что половые различия были необходимы как двигатель эволюции, то сравнивающих мужчин и женщин с самцами и самками. Притом мужские измены и распущенность объясняются стремлением самца оплодотворить как можно больше самок. А женщине в этих построениях отводится незавидная роль мясомолочной фермы по производству потомства. Ну, как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит. Главная ошибка исследователей этой проблемы в том, что они считают человека лишь высшим животным, пусть очень сложным и умным, но все-таки зверем. Человек же, в отличие от животного, имеет разум, бессмертную душу и совсем иное призвание.
Каково же истинное предназначение мужчин и женщин и чего они хотят друг от друга?
Не будем углубляться в дебри психологии и психоанализа. Тем более что ответ на этот вопрос был дан давным-давно, еще до зарождения человеческих цивилизаций. Откроем величайшую из всех написанных когда-либо книг, Библию.
Известно, что Бог сотворил первым Адама, а потом Еву. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. <…> И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. <…> И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] (Быт. 2, 18, 21, 23). Существует много толкований этого фрагмента книги Бытия, одно из них гласит, что слово «ребро» в еврейском языке имеет несколько значений и может быть переведено как грань, сторона человеческой природы; именно из нее была сотворена женщина. Но это все не так важно, а важно то, что женщина не сотворена как самостоятельное существо, а взята от своего мужа. Про жену сказано следующее: и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Примем это как аксиому, ибо все, что сказано в Библии о взаимоотношениях мужчины и женщины, — истина, проверенная историей человечества. Какое это имеет отношение к тайне поведения мужчины и женщины? Самое прямое.
Эти слова Священного Писания помогают ответить на очень важный вопрос: «Чего хочет женщина от мужчины и чего — мужчина от женщины?» Вначале нами было сказано, что в образе мысли и поведения существ различного пола очень мало общего. Думаю, всем известно выражение «женская логика». Придумали это словосочетание, конечно, мужчины, и произошло это потому, что они не смогли понять, что мужчины и женщины в одной и той же ситуации мыслят и ведут себя по-разному. И в этом — очень большая проблема. Мужчина, стремясь понять женщину, пытается поставить себя на ее место, но у него ничего не получается, да и неудивительно: он мужчина, а не женщина. В результате он заявляет, что женское мышление иррационально, нелогично и к нормальному мышлению женщина не способна. То же самое происходит, когда женщина пытается понять мужчину. Каждый смотрит со своей колокольни. Все это очень мешает, особенно в браке.
Итак, постараемся проникнуть в эту тайну. Хочу сразу предупредить: говорить мы будем не о конкретных представителях мужского и женского пола, ибо этот мир весьма многообразен, а об общих законах естества мужчины и женщины. Слова Бога, обращенные к Еве: к мужу твоему влечение твое (Быт. 3, 16), выражают суть женского поведения по отношению к мужчине. И стремление это не только и не столько сознательное, сколько бессознательное. В женском естестве заложены изначально любовь и тяготение к мужу и зависимость от него. Это — первое и самое главное. Осмелюсь сказать: так любить, как любит женщина, мужчина не способен.
Мы говорим: «выйти замуж». То есть женщина идет за мужем. Она ищет в нем опору и защиту и хочет укрыться за мужем, как за каменной стеной.
Второе: призвание женщины — быть матерью.
…Жена… спасется через чадородие, — говорит Священное Писание (1 Тим. 2, 14–15). Даже если женщина вовсе не хочет заводить детей, даже если она всю жизнь посвятила борьбе за идеалы феминизма, равноправия женщин и мужчин, против природы, как говорится, не попрешь.
Эти два желания — стремление к мужчине как существу сильному, крепкому, который может защитить и поддержать, стать опорой, а так же стремление быть матерью — заложены в природе каждой женщины.
Горькие плоды эмансипации
Абсолютно точно известно: если женщина начинает бороться за равенство с мужчинами, значит, что у нее неблагополучно в личной жизни. Вся эта борьба — бессильный протест, ропот на судьбу, тайное желание простого женского счастья.
Однажды известный общественный деятель Екатерина Лахова пригласила протоиерея Димитрия Смирнова выступить в Государственной Думе перед женщинами. В зале собралось полторы тысячи женщин, парламентариев, представителей органов власти со всей России. Вот что сказал отец Димитрий: «По прическам, по фигурам, по лицам я видел, что все они очень сильные, мощные женщины. И сама Екатерина Филипповна, по русскому выражению, бой-баба, не то что коня, слона на скаку остановит. Некоторое время, когда они выступали, я думал: что бы им такое сказать? И тут меня осенило, и я обратился к ним: “Дорогие женщины! Вот вы все здесь выступали за равноправие с мужчинами, говорили о политике, об эмансипации. Но представьте себе на секунду, что через неделю вы встретите мужчину, настоящего рыцаря, который физически, психически и по всем качествам сильнее, благороднее вас. И он скажет: я тебя люблю, бросай все и иди за мной. И я уверен, что любая из вас пойдет”». По залу прокатился стон. А потом из зала пронеслось: «Да!!!» И тогда отец Димитрий закончил: «Да, вот видите, это нормально, это понятно. Вы занялись политикой согласно вашим качествам. Но это произошло потому, что у вас не сложилась личная жизнь. Вы либо не замужем, либо разведены, либо муж вам не пара. Вот этим все объясняется»1.
В основе эмансипации и движения феминисток лежит не борьба против мужчин вообще, а подсознательный протест против мужской несостоятельности, слабости. В давние времена мужчина не мог позволить себе быть слабым (хотя бывали, конечно, исключения). Жизнь была такая. Охота, войны, тяжелые условия жизни. Муж, хозяин в поте лица своего добывал хлеб и потом охранял его с оружием в руках. Мужчины и женщины помнили о своем предназначении. С разрушением традиционных устоев общества, с падением веры и нравственности люди стали забывать об этом. В XVIII веке произошла кровавая французская революция. Тогда-то и зародилась женская эмансипация. Конечно, руку к этому приложили и женщины, и мужчины: мужчины — своей слабостью и попустительством, женщины — своей гордыней и глупостью. Но женский пол сам же и пострадал от этого больше всего. За что боролись, как говорится, на то и напоролись. Всеобщая эмансипация породила культ сильной женщины, этакой амазонки, и это привело к тому, что настоящих, сильных мужчин осталось очень мало. Мужской пол измельчал. Ведь быть сильным рядом с мощной, самостоятельной, волевой женщиной сложно, планка очень высока.
Эмансипация породила и другое зло. Инфантилизм. Многим представителям мужского пола понравилось во всем зависеть от женщины: сначала — от матери, потом — от жены. Их идеалом женщины стала как раз эмансипированная, сильная, доминирующая женщина. Такой тип вызывает у них уважение.
Но если «инфантил» женится на «эмансипе», счастья в браке не будет. Жену очень скоро начинает злить слабохарактерность мужа, она хочет от него совсем другого поведения, она разочарована, раздражается, воюет с мужем, а он принимает все это с точностью до наоборот: не как разочарование в нем из-за отсутствия у него мужественности, а как проявление силы и решительности ее характера. Конечно, такое поведение недостойно мужчины и граничит с извращением, но, к сожалению, подобная модель не редкость. Вот что наделала женщина в своем стремлении быть мужественной.
Эмансипация не возвышение, а унижение женщины, ибо является отрицанием ее сущности, ее прекрасного и великого предназначения — быть хранительницей мира и любви в семье, сосудом, в котором зарождается новая жизнь.
Господь устроил так, чтобы не только физическая природа, но и психика, душа каждого пола отвечала, служила его предназначению. Женщина может носить мужскую одежду, выполнять мужскую работу (даже и неплохо), но думать как мужчина, чувствовать как мужчина она никогда не сможет, душа женщины не станет мужской. Да, женщины всегда были зависимы от мужчин. Так было во все времена, у всех народов. Теория о том, что где-то, в каком-то обществе, существовал матриархат, не более чем историческая байка. Серьезных подтверждений этому нет2. Но мужчина никогда не испытывает тех радостей, которые даны женщине, — материнство, умение любить до самоотречения. На то он и мужчина.
Генералы в юбках
Думаю, многим хорошо знакома картина: жена с властным, волевым характером, этакий генерал в юбке, командует мужем. Сама при этом развивает бурную деятельность, суетится, пытается втянуть в эту кутерьму домашних. О муже она мнения весьма невысокого как о безвольном, слабом человеке, который не может принять никакого решения. Она постоянно пилит его за это, хотя, когда выходила замуж, такое положение вещей ее устраивало. Муж при таком раскладе обычно руководствуется принципом: «Плыви, мой челн, по воле волн». То есть ничего уже не исправишь, поэтому надо жить с минимальными потерями. Меняться он не хочет, а от нападок жены прячется в компании друзей, уходит с головой в работу или проводит время у TV и компьютера. И вроде ничего другого ему не остается — не драться же со сварливой супругой. Пример, так сказать, классический. Что тут можно сказать? Устраивает ли такая ситуация жену? Внешне может показаться, что она довольна. Ее амбиции удовлетворены. Но чаще всего жена ругается и злится на мужа именно потому, что ее такое положение (которое она, впрочем, сама выбрала) совсем не устраивает. Из-за этого она выходит из себя. Быть командиром и тянуть семейный воз надоело, хочется совсем другого — поддержки, заботы, внимания со стороны мужа. Все эти желания — в природе любой женщины. У каждого человека, женщины в том числе, в психике есть два слоя, два уровня: сознание и подсознание. Мы говорим: в глубине души. Это как раз про подсознание. То, что не лежит на поверхности, а запрятано глубоко в душе, но способно серьезно влиять на нашу жизнь.
Та роль, которую играет женщина (может быть, всю жизнь), имеет мало общего с тем, что ей хочется. Так вот, в силу характера и многих других обстоятельств ей сознательно хочется опекать мужа, командовать им, быть его мамой, а бессознательно, по женскому инстинкту, хочется самой побыть слабой и беззащитной, хочется кому-то довериться, на кого-то опереться. Женщина, какую бы роль она ни играла, всегда женщина. Как говорится в одном известном фильме: «Ведь я всего лишь баба, ну а потом уже Яга». Если бы она в свое время вышла замуж за настоящего мужчину (то есть ее жизнь протекала в других обстоятельствах), все могло бы быть иначе. Чтобы не быть голословным, приведу один пример.
Я знал девушку, которая обладала строптивым характером, к тому же была большой любительницей поспорить. Я, честно говоря, думал, что, если моя знакомая выйдет замуж, у нее начнутся серьезные проблемы. Замуж она вышла тоже после долгих споров с родственниками, которые не очень-то хотели этого замужества. Слава Богу, ей повезло с мужем. Он оказался человеком сильным, самостоятельным и ответственным. Через несколько лет я просто не узнал ее. Она стала любящей, послушной женой и заботливой матерью.
Дело в том, что женщины гораздо более мобильные, нежели мужчины, в них сильна привычка, они могут подстраиваться под изменившиеся условия жизни. То, что женщину гнет и меняет, мужчину может сломить. Это качество в ней опять-таки от Бога.
Во-первых, во все века и времена женщины зависели от мужчин, им просто необходимо было меняться и приспосабливаться к воле своих владык. Во-вторых, жизнь мужчин всегда была подвержена большому риску. Он защищал жену, семью, часто ценой жизни, боролся с дикими зверями на охоте, воевал, и жены очень часто оставались вдовами. Женщине приходилось растить детей, кормить их, привыкая к новым условиям, преодолевая трудности. После Великой Отечественной войны, когда с фронта вернулась лишь треть мужчин, именно женщины должны были поднимать семью и заново отстраивать разрушенную страну. Так было всегда. Если бы женщина была менее гибкой и выносливой, она бы просто не выжила среди мужчин. Обычная ситуация: мужчина теряет работу — и запивает, впадает в депрессию; женщина в этом случае находит новую, переучивается, работает на две ставки, но редко падает духом. Женщина — это мать, она думает о детях, семье, живет и выживает ради них, преодолевая все трудности. Женщина имеет бо́льшую способность к адаптации, она готова привыкнуть к новым условиям, а не ломать, менять их любой ценой. Изменить женщину можно, только изменив условия и изменившись самому. Женщина не завоеватель, она лишь обустраивает, возделывает то, что завоевано мужчинами.
Но вернемся к нашим генералам. Конечно, ситуация ненормальная, ведь женщина берет на себя несвойственную ей функцию. Психологи утверждают, что директивность, властность женщины — признак ее неудовлетворенности жизнью, которую она ведет. Что бы там ни говорили такие женщины, они хотят видеть в мужчине сильного человека, который способен брать ситуацию в свои руки и даже иногда говорить: «Нет!» Однако здесь важно не переборщить, ибо главное, что нужно женщине, это заботливое покровительство мужчины, которому можно довериться. Совет мужу в такой ситуации: будь мужчиной, она этого ждет! И главная беда здесь не в жене, а, как правило, в муже. Такие мужья чаще всего не хотят что-либо менять. На это много причин. Первая: меняться тяжело, особенно слабому мужчине, быть сильным гораздо тяжелее, чем быть подкаблучником. Очень часто мужчина сам выбирает себе такую жену: его мать обладает точно таким командирским характером. Мальчик нашел себе вторую маму.
К подчиненному положению он привык с детства — в детском саду, в школе, дома им руководили женщины, и ему не хочется ничего менять. Это тревожный симптом, мира и спокойствия в таком браке не будет. Хотя бы одну из сторон подобное положение не устроит.
Справедливости ради скажу: если жена хочет изменить ситуацию, ее поведение тоже должно измениться. Подробнее об этом поговорим в части IV «Семейные бури».
Просто генералы
Уже упомянутый нами отец Димитрий Смирнов, много общаясь с людьми военными, заметил интересную вещь: генералы, строгие военачальники, которые на службе могут так рявкнуть, что весь строй содрогнется, дома позволяют женам командовать, руководить или опекать. Мужьям это даже нравится. На службе они устали указывать и приказывать, им хочется, чтобы дома кто-нибудь за них что-то решал, делал. При этом в семье мир и согласие. Такое положение полностью устраивает обе стороны. Генералы и так знают, что они настоящие мужчины, а жены уверены, что, когда нужно, всегда могут положиться на своих благоверных: они, хоть и мягкие по натуре, когда надо — возьмут инициативу в свои руки, примут правильное решение. Такую же картину я наблюдал в семьях некоторых маститых протоиереев, настоятелей храмов.
Если мужчина сильный, ему не обязательно доказывать это с пеной у рта, он докажет это делом.
Вообще жены военных и священников — отдельная тема. Их можно сравнить только с женами декабристов. Не всякая супруга будет колесить с мужем по стране, не имея постоянного жилья, жить в военных городках или помогать супругу восстанавливать разрушенный храм в глухой деревне в какой-нибудь отдаленной епархии.
Дочки-матери
Рассмотрим еще одну очень важную причину, по которой женщина имеет влечение к мужчине и хочет, чтобы он был ответственным, сильным, мужественным, решительным, самостоятельным и вместе с тем заботливым.
Женщина ищет не только мужа, но и отца для своих будущих детей. Делает она это часто бессознательно, может быть, в ее голове еще и мысли нет о детях. Женщина своим естеством чувствует, что все названные нами качества настоящего мужчины будут необходимы не только ей, но и всему семейству. Оставшись без мужа или не имея его вовсе, женщине чрезвычайно сложно воспитать и вырастить детей, и не только из-за недостатка средств.
Мужчина — это авторитет для детей, это умение принять решение, это поддержка и опора для всей семьи. Я знаю очень мало семей, где женщина смогла хорошо воспитать детей (особенно мальчиков), вывести их в люди без мужа.
Материнство женщины проявляется во всем ее существе. Например, на первый взгляд кажется, что женщине присуща меркантильность. О чем обычно женские разговоры (которых так избегают мужчины)? О домашних заготовках, о каких-то вещах домашних, о том, кто какую стиральную машинку купил, кто чем лечит детей и т. д. Но все эти темы вовсе не признак приземленности женщины, это — подспудная забота о семье, о детях реальных или подсознательных. Дети для матери — величайшее счастье; порой, говоря о них, она не помнит себя от радости. С молодыми мамами вообще невозможно нормально общаться. Кроме как о распашонках, сосках, о том, что научился делать ее драгоценный кроха, говорить они ни о чем не могут.
Все женские свойства и качества так или иначе служат материнскому предназначению женщины. Например, ее умение приспосабливаться к меняющимся условиям, выживать в них. Она знает, что, если что-то случится, забота о семье ляжет на ее плечи. Даже так называемый женский эгоизм — это подсознательная забота женщины о себе как матери и хозяйке дома.
Материнский инстинкт может быть направлен женщиной не только на детей, но и на какой-нибудь другой объект, например, в преувеличенной форме, на мужа; что, как правило, вредит ей же самой (этой темы мы касались в главе «Генералы в юбках»).
Мы выбираем, нас выбирают
Так сложилось, что в силу своего предназначения женщина почти свободна от принятия решений. Это проявляется во всем. Мужчина выбирает себе невесту, женщине остается сказать «да» или «нет». Такой выбор, конечно, тоже можно назвать решением, но это не так. Чтобы понять, что значит принимать решение, обратимся к словарю общей психологии: «Принятие решения — акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основании анализа исходной информации в ситуации неопределенности»3. Проще говоря, решение — это последовательно разработанный план действий, который приводит к конечной цели. И такое решение дается женщине с трудом. Умение мыслить логически, последовательно, быстро и верно принимать решения присуще больше мужчинам. Даже если женщину специально обучают логике, стратегии и тактике, например учат играть в шахматы, при равных условиях она не будет играть как мужчина. В этом виде спорта профессиональные мужские и женские турниры проводятся отдельно.
Женщина по своей природе более склонна к тому, чтобы спросить совета, нежели самостоятельно принять решение.
Жизнь ставит женщину в определенные обстоятельства, и она должна либо согласиться с ними (как обычно и бывает), либо нет. Это обязательно должны знать милые дамы, чтобы не допустить ошибки, выходя замуж. Ибо известно: женщина живет скорее своими чувствами, ощущениями и эмоциями, нежели разумом. Так что, ошибившись раз, можно перечеркнуть всю свою жизнь.
Священникам и психотерапевтам известно, как мучительно и трудно дается порой какое-либо решение женщине.
Говоришь ей: «Я дал вам совет, а остальное зависит только от вас, за вас это решение никто не примет». Как долго она потом не может решиться на что-то, а иногда и вовсе оставляет все как есть до тех пор, пока жизнь сама не расставит все точки над i.
Руководители, начальники очень хорошо знают, как трудно женщинам принимать какое-то рабочее решение у себя на работе — они постоянно ждут указаний от мужчин. И в этом, поверьте мне, нет ничего плохого. Такова женская природа, психика. Мужчина принимает решение и несет бремя ответственности за него, а женщина — очень хороший исполнитель. Зато, если решение принято неправильно, стыдно от этого будет не женщине. Любой настоятель храма знает, что легче работать с женщинами, они более исполнительны, аккуратны, обязательны. Мужчина — решает, может очень хорошо объяснить, составить план, но созидательность — привилегия женщин. Этого у них не отнять.
Женщины уважают мужчин, которые умеют принимать решения, именно этого они ждут и от мужей.
Довольно интересный факт: матери без отца воспитать дочку легче, чем сына, и не только потому, что мальчику нужен отцовский авторитет. Мальчик хоть и маленький, но уже мужчина, он может легко подчинить себе мать, заставить действовать согласно своим желаниям, капризам, он может начать все решать за нее.
Даже когда женщине кажется, что она принимает решения, она опять-таки, как правило, лишь соглашается или не соглашается с предложенными условиями. Например, ее бросил муж — она может лишь смириться; или, наоборот, она бросила мужа ради другого мужчины: опять за нее решает другой.
«Ну а как же железные леди — женщины-политики?» — возразит кто-то. Во-первых, политики давно уже ничего не решают. Они как раз просто озвучивают решения, которые за них принимает небольшая группа людей, назовем ее мировым правительством, и я уверен: там женщин нет. Во-вторых, женщины начинают заниматься политикой, в которой они ничего не понимают и которая им по большому счету безразлична, когда хотят доказать, что они ни в чем не уступают мужчинам. И тут им принимать решения уж совсем не нужно. Ну а как же российские императрицы, которые вроде бы управляли огромной державой, двигали в поход армии, выигрывали сражения? Первое. Из каждого правила могут быть исключения. Второе. Рядом с императрицами всегда находились мужчины, которые фактически и руководили государством, принимали решения. Самые яркие примеры — Анна Иоанновна (и стоявший за ней Бирон) и Екатерина II с ее многочисленными фаворитами.
Так уж сложилось и по существу, и исторически, что и в государстве, и в обществе, и в Церкви решения принимают мужчины. И получается у них это, в общем-то, неплохо.
Все это налагает на мужчину сугубую ответственность: решения касаются не только его самого, но и женщины, за которую он решение принял. Пусть меня поймут правильно: я не хочу сказать, что у женщины совсем нет свободной воли и права выбора. Это дал нам Бог, и отнять это нельзя ни у кого, даже у смертника в одиночной камере. Но выбор и решение суть разные вещи, это надо помнить.
Какой можно сделать из всего этого вывод, какой совет дать женщинам? Принимать решения лучше удается мужчинам, доверьте это им. И благодарите Бога, если рядом с вами — решительный, мудрый мужчина, который несет ответственность за свои решения.
Женская и мужская логика
В Евангелии нам дано так называемое золотое правило: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Помня об этом, легче достичь мира и взаимопонимания.
К этому правилу мы еще не раз вернемся. Чтобы понять, каких поступков и слов от нас ждет наш ближний, как поступать с ним, нужно научиться ставить себя на его место. Но совсем не просто понять другого человека. Особенно сложно понять существо другого пола. Часто под одними и теми же словами мы понимаем совершенно разные вещи и хотим друг от друга иногда несхожего. Однако, зная особенности мужской и женской психики, сделать это можно. Всем известно выражение «женская логика». Возникло оно опять-таки из-за неумения и нежелания друг друга понять. Часто мужчинам рассуждения и поступки женщин кажутся неправильными, нелогичными, а на самом деле у женщины своя правда, свое ви́дение мира. В одной книге по психологии прочел такой пример. Женщина говорит: «Мне абсолютно безразлично, какое ты купишь мне мороженое». Мужчина, следуя своей логике, отвечает: «Что значит “безразлично?” Я же собираюсь тебе купить мороженое, но не знаю, какое ты хочешь. Так что будь добра, ответь мне точно: ванильное или пломбир?» И это — пример типичной ошибки. За фразой женщины «Мне абсолютно безразлично…» стои́т буквально следующее: «Поступи самостоятельно! Ну покажи, что способен принять решение, можешь обо мне позаботиться, готов взять на себя ответственность». Ей в этом случае хочется испытать счастье взаимодействия с мужчиной, почувствовать его присутствие, деяние; в сравнении с этим приятность от ощущения определенного вкуса мороженого — сущая ерунда! Как говорится, не дорог подарок, дорога любовь. Она знает, чего хочет, но то, как она это подает, для мужчины — темный лес. А мужчина еще и обидеться может, подумает, что то, что он хочет купить даме мороженое, ей совершенно безразлично. Ведь если она не объясняет, какое именно мороженое ей хочется, значит, ей не хочется его вовсе. Произнесенную ею фразу мужчина понимает буквально, а женщина видит за ней совсем другой смысл. Мужчины не любят подтекстов и скрытых посланий. Они любят все разложить по полочкам. Женщина видит конечный результат, который она считает важным для себя, для семьи или для чего-нибудь еще, видит проблему в целом. А мужчине важно решение проблемы, то, что предшествует результату, логическая цепочка, которая приводит к конечной цели. Это опять-таки коренится в способности и предназначении мужчины принимать решения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Он и она предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Гипотезу о существовании в истории якобы матриархального общества впервые выдвинул в XIX веке швейцарский правовед Яков Бахофен, который не был ни историком, ни археологом. Он составил свой труд «Материнское право», используя египетские и греческие мифы. Позже миф о матриархате с радостью подхватили марксисты, в частности Энгельс. Современные исследователи не находят никаких серьезных подтверждений матриархальной гипотезы. Тем, кто интересуется этой проблемой, советую прочесть статью Стеллы Джоргуди «Создание мифа о матриархате», включенную в книгу «История женщин на Западе» (СПб., 2005. Т. 1).