Надгробные песнопения

преподобный Ефрем Сирин

Ефрем Сирин – один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт родился в городе Низибии. Еще юношей он удалился в окрестные горы и стал отшельником. После взятия Низибии персами в 363 году преподобный покинул места своего отшельничества и поселился в монастыре близ города Едессы, где и оставался до кончины (ок. 373–379). Преподобный Ефрем Сирин сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение слова Божия, черпая в нем для своей души умиление и мудрость. Сочинение «Надгробные песнопения» – замечательный памятник раннехристианской литературы, принадлежащий перу великого подвижника – Ефрема Сирина.

Оглавление

НА КОНЧИНУ СТАРЦА ПОДВИЖНИКА

Вот славный старец, святой девственник, который сохранил непорочность, соблюл девство неукоризненным, благоговение неурекаемым (не обижал словом), в смирении не превозносился, начальствуя, не предавался гордости.

Вот старец, который, подобно Моисею, облечен был благодатью примирения, молитвами своими мог ограждать от потребления. Когда воссиял свет его, тогда и до наших стран простерлись лучи его; добродетели его, как ученики, явились в стране нашей.

О славном старце будем говорить одно славное, потому что достоинством он выше и низших и средних. Как мы совершенны в шуиих, так он совершен в десных. С ним да станем и мы, Господи, одесную Тебя!

Можно ли кому вполне изобразить словом сокровищницу дел и побед того, кто почил и упокоился, но в молчании своем превосходит красноречием витий, и чье сокровище недоступно охранителям оного? Богатство отца нашего — выше слова моего.

Сам Бог, Который видел двоякую брань его, — явную, в которой сражался с миром, и сокровенную, в которой боролся с самим собой, — видел победу его и над тем, что вне его, и над тем, что внутри его. Бог да даст мне сокровищ Своих, чтобы сплести ему венец слова, равный добродетелям его!

Чей язык и как прославит победителя в такой мере, в какой прославляет его самый венец? Только собственная его слава может достаточно возвестить о победе его. Дело его — выше слова; деяние его — выше повествования.

День кончины его был таков же, как и день начинания; от начала и до конца не прекращалась молитва его; в самый час смерти не прервалась молитвенная нить; и тогда молитва, как жертва, возносилась из уст его.

«Помолитесь [Мысленные речения от лица почившего старца] и о мне все вы, возлюбленные мои, потому что весьма велика сила молитвы, приносимой многими с любовью; и молитве многочисленного сонма внемлет Господь сонма».

— И ты, отец наш, помолись о мне, да возвеселюсь и воспою хвалу Тому, Кто избрал Тебя!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я