Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким), 2010

Духовная красота и изящество песнопений и богослужебных чтений Цветной триоди (от первого дня Пасхи до Недели всех святых) открываются перед нами в новой книге митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) «Сияние Пасхи». В этом издании впервые собраны не только проповеди на Евангельские, но и на ежедневные Апостольские чтения. Слово архипастыря с особой силой касается сердца, располагая душу к глубокому пониманию Священного Писания и к усвоению святоотеческого толкования слова Божия. Книга рассчитана на широкий круг благочестивых читателей, может служить как основой для подготовки проповедей, так и ежедневным душеполезным чтением.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СЛОВО 13

О Живоносном Источнике, в пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)

А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Лк. 11, 28

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Лк. 10, 38–42) пред нами предстал рассказ о двух сестрах, принимавших Господа в своем доме:…пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа и Мария — сестры Лазаря, друга Христова. Мария села у ног долгожданного Гостя. Такое положение не было случайным, так выражалось смирение и почтение ученицы к своему Наставнику. Сидеть у чьих-либо ног значило быть учеником и последователем.

Мария, не разделяя забот сестры об угощении, внимательно слушала учение Христово. Марфа же волновалась и хлопотала о столе, о том, чем бы угостить Божественного Учителя. Вероятно, пришел Он в дом не один, а в сопровождении апостолов. Спаситель во плоти так же, как и другие люди, нуждался в пище, крове, заботе и сострадании. Марфа добровольно взяла на себя этот нелегкий груз земных забот. С радостью взяла… Но готовить пришлось много, а ей тоже так хотелось послушать проповедь Божественного Учителя, потому дружески, но с некоторым упреком Марфа спросила Его: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Но Господь оправдывает Марию, указав, что она избрала благую часть. Заботливость, хоть и проистекающая от большой любви, о достойном угощении, не так важна, как то, что безмолвно делает Мария — блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28). Мария избрала часть лучшую, чем та, которая досталась на долю Марфы. Дела житейские, совершаемые с благими намерениями, тоже ценятся Господом, но деяния, посвященные Богу, значительнее вдвойне. Вот Мария слушает благовестив о Царстве Небесном, внимает словам Господа нашего Иисуса Христа. И это не отнимется у нее. Стремление к Богообщению — не временное благо, а постоянное, вечное. Безусловно, и Марфа делает доброе дело, но удовлетворение от произведенных ею трудов, приносит лишь краткосрочную пользу, питая тело, тогда как Мариина благая часть дарует духовное наслаждение. Не нужно пренебрегать гостеприимством, но духовное совершенствование куда как более важно. Угощениями питается тело, а духовной пищей, коей является беседа с Господом, насыщается душа.

А вот теперь задумаемся, братья и сестры, не относится ли и к нам прозвучавший сегодня Евангельский рассказ? Как многому учит нас Священное Писание. Земной труд, творимый во благо ближних, как у Марфы, но смиренный, без ропота и недовольства, будет достойно отмечен Господом. Но Марию вспоминаем мы сегодня особо, за ее жажду слова, за стремление к Богообщению. Безусловно, у всех нас есть каждодневные дела, обязанности, которые необходимо выполнять. Все мы живем в обществе, служим родным и близким своим. Но при этом ничто не должно отвлекать нас от духовного совершенствования, от жизни в Церкви.

Светлая пятница светла своею живоносною силою. Всю неделю изливается на нас благодать Божественной любви, отверзаемая Пресветлым Христовым Воскресением. И вот, казалось бы, когда пришло время умалиться торжественным потокам благодатным, открывается новый животворный источник. В Светлую пятницу чествуется икона Божией Матери «Живоносный Источник». Празднование установлено в память обновления храма в Константинополе, именуемого «Живоносным Источником», и чудес, здесь совершенных.

Некогда Сама Пресвятая Богородица сообщила одному из источников близ Константинополя силу исцелять недуги, врачевать страсти человеческие, проливать на страждущих радость жизни и утешения. На этом месте императором Львом I был воздвигнут храм, поводом к созданию которого послужило необыкновенное событие.

Когда Лев был еще воеводой и прогуливался в жаркий день в Булуклийской роще, то встретил изнемогающего от жажды слепца. У Льва было доброе, сострадательное сердце. Он посадил старика в тенек под дерево, а сам пошел искать воды, но ее нигде не было. Устал, огорчился — и вот слышит из чащи леса голос: «Лев, не печалься и не трудись много искать воды, вода подле тебя. Войди внутрь рощи, там ты найдешь живую воду. Почерпни и утоли жажду немощного. А кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь. Я помогу тебе соорудить здесь храм во имя Мое, в котором все благочестивые, с верою ко Мне притекающие, будут получать исполнение своих благих желаний и исцеление от недугов». Лев действительно обнаружил невдалеке источник, в котором набрал воды, напоил старца и помазал ему глаза. В то же мгновенье слепой прозрел. Молва об этом чуде разнеслась повсюду, и верующие люди устремились к целебному источнику. А когда Лев сделался императором, он соорудил над чудесным источником великолепный храм в честь Пресвятой Богородицы. Самому же роднику было дано название «Живоносный» — несущий жизнь.

Милость и щедроты любвеобильного сердца в полной мере получаем мы сегодня от Той, Которой на Голгофе, у Креста с Распятым Божественным Сыном, по пророчеству праведного Симеона, оружие прошло душу. И произошло это именно в пятницу, когда Божественный Сын усыновил в лице любимого ученика Своего Пресвятой Богородице весь род человеческий и принял Крестную смерть. А Она, Матерь Божия, стала милостивой Матерью всех людей.

Заступница наша Усердная и ныне в Небесных Обителях молит Господа о всех, взывающих к Ее благодатному Материнскому заступлению. Благодать Живоносного Источника, который освящает Сама Пресвятая Богородица, не ограничивается ни местом, ни временем. Если есть в сердце вера, пламенеет любовь к Богу, там и изливаются благодатные струи цельбоносного источника. Как отрадно знать и осознавать это! Однако благодать источника животворяща лишь для того, кто принимает ее с верою, с надеждой на милость Божию, со стремлением исправить свою жизнь, преобразиться духом.

Мы все, братья и сестры, одержимы недугами — духовными и телесными. Нет такого человека, который мог бы сказать о себе, что он безгрешен и абсолютно здоров. Но мы мало задумываемся над тем, что всякая болезнь есть следствие греха.

Где же найти средства к исцелению? Средства такие есть, и они — в Церкви Христовой. Леча телесные недуги, мы обращаемся в земной жизни к докторам, внимательно слушаем их советы, выполняем предписания. Но в храме нам могут помочь еще в большей мере: не постыдимся же обратиться за советом к врачам духовным. Самим Богом священнослужители поставлены для врачевания душ наших. И каждый из нас, братья и сестры, хорошо знает, как многое может наставление из уст духовного отца. Сами мы порой не в силах бороться с грехами. Струи Божественной благодати, хоть и текут на весь род человеческий, изобильнее всего изливаются в Церкви Христовой, через Святые Таинства, которые преподаются духовными пастырями. Ведь самая скорая помощь — в покаянии. Это средство излечения доступно нам в любом месте, в любое время. Только очищенной слезами покаяния душе будет польза от благодатной святой воды. Медицинскими же рекомендациями тоже не следует пренебрегать, так как Господь благословил лечиться у врачей.

Да послужит вода Живоносного Источника всем нам для духовного насыщения по молитвам Божией Матери, чтобы через воду эту иметь особое благословение на дела веры и благочестия.

И, наконец, черпая благодать из Живоносного Источника, будем терпеливы и постоянны. Застарелые недуги, коими грехи наши являются, требуют длительного лечения. Духовная брань, сражение с собственными грехами, — нелегкое дело. И в нем нам ниспосылается с Небес живительная благодать. А потому не стоит допускать уныния и отчаяния. Ведь Господь наш Иисус Христос действительно воскрес! Бог с нами во все дни! И потому да сподобимся вторить псалмопевцу Давиду: Богом моим прейду стену! (Пс. 17, 30).

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Принимая благодать Божию, молитвами Пресвятой Богородицы, обратим вечную жажду Богопознания и Богообщения в жизнь для Церкви Христовой и ближних по великой христианской любви. Не только услышим слово Божие, но и сподобимся его соблюдать! Аминь.

Христос воскресе!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я