Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким), 2010

Духовная красота и изящество песнопений и богослужебных чтений Цветной триоди (от первого дня Пасхи до Недели всех святых) открываются перед нами в новой книге митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) «Сияние Пасхи». В этом издании впервые собраны не только проповеди на Евангельские, но и на ежедневные Апостольские чтения. Слово архипастыря с особой силой касается сердца, располагая душу к глубокому пониманию Священного Писания и к усвоению святоотеческого толкования слова Божия. Книга рассчитана на широкий круг благочестивых читателей, может служить как основой для подготовки проповедей, так и ежедневным душеполезным чтением.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СЛОВО 12

О Первохристианской Церкви, в четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.

Деян. 2, 38

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос воскресе!

Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян. 2, 38–43) мы слышали продолжение повествования о том, как была основана на земле Церковь Христова. Именно этот день — день святой Пятидесятницы — когда на апостолов сошел, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, Дух Святой, Который преобразил их для благовестия Евангелия, считается днем рождения христианской Церкви.

Мы слышали, как воодушевленные благими помыслами святые апостолы вышли к народу Израильскому. Апостол Петр, от лица всех учеников Христовых, обратился к людям с проповедью, и тогда души многих слушающих вострепетали от ужаса совершенного злодеяния распятия на Кресте Спасителя. Почему они испугались? Потому что в одночасье им открылась собственная причастность к смерти Того, Кто пришел спасти род человеческий.

Вполне возможно, что они не были в числе тех, кто среди злобной и оголтелой от ненависти толпы кричали: «Распни, распни Его!», но все равно в душе своей не принимали Господа нашего Иисуса Христа. Ведь этот Сын плотника из Назарета не просто проповедовал, но и говорил многие правдивые, но неприятные для них вещи, обличал, взывал к их сердцам и душам. Не поверили! Не услышали! Не поняли! Более того, возмутились и, подстрекаемые злым человеческим умыслом, коварством людским, предали невинного и безгрешного Сына Божия на позорную и страшную казнь, как последнего преступника. Но вот, что они слышат теперь? Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2, 36). Было ли для иудеев что-либо более страшное, чем Богоотступничество?! Слушатели умилились сердцем. И прозвучал из их уст закономерный вопрос: Что нам делать, мужи братия? (Деян. 2, 37)

Апостол Петр, как мы помним, сам три раза отрекался от Божественного Учителя, но, покаявшись, получил полное прощение и был восстановлен в апостольском чине, поэтому он, как никто другой, понимал ужас этих оторопевших людей. Вразумляя, апостол Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прошения грехов; и получите дар Святаго Духа.

Почему, спрашивается, призывал он их креститься во имя Господа Иисуса Христа, а не Пресвятой Троицы? Здесь нет никакого противоречия, потому что, преисполненные Духом Святым, апостолы в полной мере осознавали единство Трех Ипостасей Пресвятой Троицы по существу. Поэтому слова Петра надо воспринимать, как указание на основной смысл и содержание христианской веры и исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим.

Далее, обращаясь к слушателям, апостол говорит: Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Под дальними имеются в виду не только иудеи, но и язычники, все люди, которые просветятся светом истины и уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. Но пока говорится об этом прикровенно и мягко, дабы ничем не задеть чувств иудеев, почитающих себя избранным от Бога народом и пренебрежительно относящихся к прочим людям.

И другими многими словами он свидетельствовал иувещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Очевидно, проповедь апостола Петра была гораздо более обширной, и лишь главная суть ее приводится в Деяниях святых апостолов. Кого же имел в виду Петр, призывая: спасайтесь отрода сего развращенного? Так назван здесь лежащий во зле и ненависти мир. Под родом развращенным надо подразумевать тех, кто служит не Господу, а греху и, не раскаиваясь, творят по жизни всяческие неправды и беззакония.

Слова апостола произвели очень большое впечатление: Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Так произошло рождение Святой Церкви Христовой.

Приняв Таинство Святого Крещения, люди становились активными участниками христианской жизни, основанной на общечеловеческих добродетелях — любви, милосердии, сострадании, желании в трудную минуту прийти на помощь. Все они старались жить правильно, по Закону Божию. Просвещались знаниями истины и учением Христовым. Автор Деяний кратко рисует перед нами картину бытия Первохристианской Церкви. Конечно, не стоит в буквальном смысле понимать, что все три тысячи человек и более собирались в одном доме или месте. Вероятно, верующие разделялись на несколько общин, которые несли в мир благую весть о Спасителе, принимали новых сподвижников христианской веры. Те, кто желал креститься, проходили специальный курс наставлений и разъяснений о сущности этого Таинства. Между общинами была постоянная связь и тесное взаимопонимание. Христиане жили молитвой, совершали Богослужения. Первохристианская Церковь прилежно училась, слушала апостолов. Мудрость Божией благодати неисчерпаема!

Пример первых христиан должен научить нас, братья и сестры, с благоговением относиться к каждому прожитому дню, не тратить время жизни напрасно, наполнять его новыми знаниями, покаянием, молитвой, делами милосердия и благочестия. Надо торопиться жить, спешить все успеть, чтобы не в грехах предстать, когда придет срок, перед Господом, а в чистоте и духовном совершенстве.

Первохристианская Церковь являла собой пример истинного братства. Ей было в высшей степени присуще чувство единства. Людей объединяла глубочайшая вера и любовь ко Христу Спасителю. Они много и искренне молились. Помощи Божией они просили всегда потому, что хорошо понимали свою немощность, недостоинство перед Господом, уповая во всех свершениях исключительно на помощь Небесного Отца.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Церковь апостольских времен отличалась особым благоговением: Был же страх на всякой душе, и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Верующие люди имели страх Божий, основанный не на насилии, а на любви, на опасении прогневать Вседержителя Творца. На осознании того, что вся земля — храм Божий, созданный Господом для нас, по великой Его милости. Так как же без трепета душевного и благоговения принимать эту непреложную истину?!

Успех проповеди апостола Петра подкреплялся чудесами и знамениями, которые происходили через святых апостолов. Так было угодно Богу, потому что, узрев воочию важные и удивительные события, невозможно было игнорировать учение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Апостольское чтение, услышанное сегодня, в Светлый четверг, возвеличенный радостью Преславного Христова Воскресения, учит не успокаиваться на достигнутом, упорно трудиться, молиться, духовно расти и совершенствоваться, достойно подвизаясь на ниве Божественных свершений. Нет ничего невозможного в благих делах и начинаниях, если мы верим и понимаем, что, по Божиему милосердию, они обязательно претворятся в жизнь.

Как только иудеи, слушавшие апостолов, осознали все злодейство совершенного и свою причастность к распятию Господа, сердца их вострепетали от боли, скорби и ужаса. И более трех тысяч пошли за Иисусом Христом, стали верными Его последователями. Разве не об этом говорил нам всем Господь?! И когда Я вознесен буду от земли, — сказал Иисус, — всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Если действительно до конца понять, что совершилось на Кресте, невозможно будет оставаться во грехе и прозябать в равнодушии. Не только иудеев из Иерусалима, но и нас с вами, братья и сестры, призывает апостол Петр: Покайтесь! Но что такое покаяние? Это — сознательное понимание всех своих согрешений, искреннее желание исправиться, очиститься от греховной скверны, чтобы принять Господню благодать. Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешившие умилостивляют покаянием Бога… В Церкви и кающиеся грешники делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать покаяния!» Аминь.

Христос воскресе!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я