Вечное сокровище. Заря Богоявления

митрополит Владимир (Иким), 2016

Книга «Вечное сокровище: Заря Богоявления» представляет собой сборник из 112 кратких богослужебных слов митрополита Омского и Таврического Владимира на каждодневное литургическое Апостольское и Евангельское чтение в течение восьми (26–33) недель по Пятидесятнице. В этих проповедях святоотеческая экзегеза совмещается с современной духовно-нравственной проблематикой, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора. Книга предназначена для самого широкого православного читателя.

Оглавление

Слово 7

О достойном христианском поведении

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя, не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

1 Тим. 2, 8-10

В среду двадцать шестой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В этот благословенный день Святая Церковь предлагает нашему вниманию очень важное Апостольское чтение (см. 1 Тим. 1, 18–20; 2, 8-15), поясняющее то, как должен себя вести в церковной жизни истинный и верный последователь Христов.

Вначале апостол Павел обращается к Тимофею, а в его лице и ко всем священнослужителям, которым

Богом доверено духовное окормление паствы, то есть — проповедническая и наставническая деятельность. Он говорит: Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере, таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Павел поручает нелегкое дело благовестил и духовного назидания в вере своему любимому ученику, делая это с любовью к нему, как к родному сыну, подчеркивая важность и значимость духовного родства, стоящего всегда выше родства физического, плотского. Апостол даже и говорит с Тимофеем не повелительно, не властно и деспотично, но заботливо, по-отечески. Павел сам готов душу за него положить.

К тому же он ясно показывает, что выбор Тимофея как наставника и епископа Церкви Христовой определен не по человеческому разумению, но сообразно с Божественным откровением, с бывшими о нем пророчествами. Именно поэтому апостол Павел и поручает своему ученику дальнейшее дело учения, вразумления людей и просвещения их в вере христианской.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Звание наставника и священника весьма важно и достойно удивления, и воистину Божие указание необходимо для того, чтобы для этого был избран человек достойный. Так и было в древности; так бывает и ныне, когда мы, без человеческого пристрастия, совершаем избрание, когда не взираем ни на что житейское, ни на дружбу, ни на вражду…

Так как ничто не совершалось по человеческому пристрастию, то и священники поставляемы были через пророчество. Что значит — через пророчество? По внушению Святого Духа. Пророчество состоит не только в том, чтобы предсказывать будущее, но и в том, чтобы узнавать настоящее».

Пророчество открывает нам волю Божию и поясняет то, что мы, по человеческому своему разумению, не можем понять. Но там, где ум не имеет должной силы, на помощь приходит вера. И мы понимаем, что священнический сан тем значителен, что определен Самим Господом.

Именно об этом и говорилось сегодня в Апостольском чтении.

Отсюда происходит наше отношение к священнослужителям, наша обязанность их почитать. Святитель Феофан Затворник писал, что пастырей, ревнующих о нашем спасении, мы «…должны принять как посланников Божиих, как Самого Бога, через них приближающегося; пастырей, являющих пастырские и общехристианские добродетели, избрать в образец своей жизни и стараться подражать им».

А святитель Иоанн Златоуст призывал: «Станем же бояться Бога и почитать Его священников, оказывая им всякую честь, чтобы нам воспринять воздаяние от Бога и за собственные подвиги, и за великое попечение о Его священниках».

Поистине священство есть Божественное достояние, потому что всякий пастырь Церкви Христовой — преданный друг Благого Бога. Богом ему дана власть совершать на земле то, что Господь довершает на Небе. Вот и в другом своем Послании апостол Павел поясняет: Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4).

Понимая и осознавая это в полной мере, о чем и напомнило нам сегодняшнее Апостольское чтение, с любовью и благоговейным трепетом будем относиться к тем пастырям — воинам Христовым, которые мужественно сражаются со всеми врагами за наше истинное спасение. Святитель Григорий Богослов мудро призывал: «Первое место отдай Богу, а следующее затем — иерею, земному Христу, руководителю твоей жизни. Спеши за ним на крыльях, безмолвно покоряйся ему; с ним радуйся, когда устремляешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, устрашившись, опять вознестись высоко».

Вот и апостол Павел, по словам блаженного Феодорита Кирского, «…напоминанием о пророчестве… воспламеняет любовь к Благодетелю. “Не человеческого призвания сподобился ты, говорит апостол, но по Божественному откровению принял рукоположение”».

Тот, кто с Богом, кого окружает Божественная истина, кто ревностно служит Господу, подвизаясь в делах благих и милосердных ближним своим, тот, как пророчествовал святой Давид, не убоится ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке (Пс. 90, 5–6). Залогом тому — и для священнослужителя, и для всякого верного христианина — вера и добрая совесть. О них упоминает апостол Павел, как об основополагающих качествах всякого последователя Господа нашего Иисуса Христа.

Пребывая в вере, истинной и искренней, имея в душе самоотверженную христианскую любовь и благочестие, сострадая людям по благости сердечного расположения и милосердия, да не потерпим никогда кораблекрушение в вере, неминуемо уготованное всем тем, кто предает Господа колебаниями, сомнениями, эгоистическими отступлениями, кто тяжкими грехами оскверняет совесть свою.

Внутреннее нестроение и церковные раздоры свирепее и страшнее всякого морского волнения. Святитель Василий Великий говорил, что обуреванием церквей, другими словами — различными ересями и лжеучениями, прикрываемыми христианской верой, «…сдвинуты с места все пределы отцов, приведены в колебание все основания и все твердыни догматов. Зыблется и потрясается все поставленное на гнилой опоре. Друг на друга нападая, друг другом низлагаемся. Кого не низринул противник, того уязвляет защитник. До тех только пор взаимное у нас общение, пока сообща ненавидим противников. А как скоро враги прошли мимо, друг в друге видим уже врагов».

Очень страшно, когда человеческие несовершенные отношения, всяческие споры, раздоры и мнения вмешиваются в церковную жизнь, в наши отношения как членов Христова Тела Церкви и сочленов друг другу. Такого среди христиан, верных последователей Божиих не должно быть.

Мы все — собратья во Христе, и все перед Господом равны, все отмечены Его неизреченной любовью. Если же угасает вера наша, то на первое место становятся греховные тщеславные устремления, способные в поиске вожделенных почестей, славы и почета увести совсем далеко от Бога.

Святитель Иоанн Златоуст призывал: «Везде нужна нам, возлюбленные, вера: вера — мать всех благ, врачевство ко спасению; без нее невозможно усвоить ничего из высоких догматов. Подобно тому, как люди, усиливающиеся переплыть море без корабля, хотя и могут немного проплыть, действуя руками и ногами, но, простираясь далее, скоро поглощаются волнами, так и те, которые руководствуются только собственным разумом, прежде нежели чему-нибудь научиться, претерпевают кораблекрушение; как и Павел говорит, что некоторые относительно веры подверглись кораблекрушению».

Мы знаем, что примеров отступления от веры в истории Церкви Христовой было множество. Да разве и сейчас, в нашем времени, не находятся такие люди, которые в угоду своим эгоистическим целям проповедуют ложные учения, смущают умы и человеческие души, совращают с пути спасения? Они только прикрываются именем Божиим, но сами далеко предстоят от Небесного Отца, культивируя различные еретические вероисповедания.

Всякая попытка перетолковать по-своему Божественную истину ведет к отступлению от Бога. Названные в сегодняшнем Апостольском чтении Именей и Александр проповедовали, что воскресение из мертвых уже свершилось, и свершилось — в лице Господа Иисуса Христа, а потому Всеобщего Воскресения ждать не стоит. Жить будет в вечности только душа без тела.

Они нанесли большой ущерб Церкви Христовой своими ложными воззваниями и недостойным поведением. Предав Божественную правду, они и сами впали в ложь и этою ложью стали соблазнять окружающих.

Для защиты верных, по мнению Павла, отступники должны быть отделены от собрания Церкви Христовой. Потому он и предал их сатане, — чтобы они научились не богохульствовать.

И мы понимаем, что наказание было произведено Павлом для вразумления Именея и Александра, для пробуждения в них покаяния, а не для мщения.

Отлучение от Церкви это не какая-то магическая операция, похожая на так называемые заклятие или порчу. Отлучение есть отделение от Церкви, от Причастия, от молитвенного и просто человеческого братского общения с другими православными христианами — членами общины. Апостол показывает, что быть отлученным от Церкви — величайшее несчастье. Потому что отлученный человек оказывается вне молитвенного покрова Церкви, он остается без питания Телом и Кровью Христовыми, становится духовно гол и беззащитен, и потому диавол тут же набрасывается на такого и начинает терзать его своими искушениями и нападениями. Блаженный Феодорит Кирский писал: «Будучи отлучены от Тела Церкви и лишены благодати Божией, они подверглись жестоким ударам диавола, впадая в тяжкие болезни, страдания, утраты и другие бедствия… А обучаемым, увидев происходящий от хулы вред, естественно было переменить свой образ мыслей». То есть блж. Феодорит указывает на то, что Именей и Александр были не одни, но у них, вероятно, нашлись последователи, и это вразумление относилось и к ним, чтобы и они перестали мудрствовать неправо.

Апостол Павел предавал отступников сатане во изнемождение плоти, чтобы претерпев физическое и душевное наказание, скорби и лишения, они пришли к покаянию, чтобы дух их был спасен в день Господа Иисуса (1 Кор. 5, 5). Совершаемо было такое наказание не по безжалостности, а по любви; еретикам именно так следовало помочь, дабы они научились не богохульствовать. А на их явном примере образумить всех прочих, призывая к спасению и духовному вниманию.

Если человек отторгается от Церкви Христовой, то он становится добычей, и желанной добычей диавола, который только и ждет этого момента. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Подобно тому, как палачи, будучи сами исполнены бесчисленных преступлений, вразумляют других, так и здесь то же самое говорится о лукавом демоне… Следовательно, виновного тотчас извергали из общего собрания, отлучали от стада, он оставался одиноким и нагим, предавался волку».

Однако подобное происходит только тогда, когда отступник или грешник упорствует в собственном грехе, в своих заблуждениях, когда он в неверии отрицает Бога и Божию истину, возводит хулу на благодать Святого Духа, присутствующую в Церкви Христовой. А еще, — когда он, как безумных, презирает собратьев, находящихся в смиренном послушании Господу, считая даже своих ближних недостойными своего общения. И когда он соблазняет ложью других.

О таких отщепенцах Сам Господь говорил: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним;… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух… если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15–17). С таким человеком не стоит вступать ни в какое духовное и житейское общение, пока он не покается и не образумится. Но молиться за него надо, чтобы Господь не оставил его, наставил к осознанию своих ошибок и согрешений, призвал к исповедованию злых намерений и действий. Ибо Бог ни для кого не закрывает Своей любви, помилования и прощения. Но это помилование и прощение происходит с участием свободной воли человека, которая выражается прежде всего в молитвенном обращении к Богу.

Молитва Богу может приноситься повсюду, но для нее необходимы душевная чистота и собранность духа, желание всегда пребывать в благости Божией, в общении с Божественной благодатью.

К тому призывает апостол Павел и всех нас, христиан — и мужей, и жен, определяя в качестве условия для этого истинную чистоту — чистоту душевную.

Он пишет: Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения. Вся вселенная предназначена Богу для молитвенного подвига. Упоминая о чистых руках мужей, апостол подразумевает не одну лишь чистоту физическую, которой требовали от входящих в синагогу иудеи, но чистоту сердца и ума прежде всего.

Какой же смысл приступать к молитве, пусть и с омытыми водой руками, если душа полна всякой греховной скверны? Ведь весь человек нуждается в духовном очищении и в преобразовании для жизни вечной, для блаженства Царства Небесного, а прежде всего душа!

Молитва праведника бывает услышана Богом, ибо душа его светла и чиста, а на руках нет греха убийства или воровства, нет идолослужения и прочего скверного беззакония.

Посему, по словам преподобного Макария Египетского, «…приступай к молитве и обращай внимание на сердце твое и на ум; желай, чтобы чистая молитва воссылалась тобой к Богу, преимущественно же смотри при этом… чиста ли молитва, занят ли ум твой Господом так же, как у земледельца — земледелием, у мужа — женою, у купца — торговлею; и когда преклоняешь колена свои на молитву — не расхищают ли помыслов твоих другие?».

Святые и чистые руки будут только у того мужа, который проявит твердость в своей непорочности, прославится несомненной верой и доброй совестью.

Итак, поспешим — еще до молитвенного нашего делания, еще только готовясь обратиться к Богу с прошением и славословием, — изгнать из своего сердца всю нечистоту, все недобрые чувства и всякое озлобление, ненависть и равнодушие, а из разума — мысли о деньгах, сложных человеческих отношениях, обидах и тому подобном, дабы истинно исполнить апостольскую заповедь: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17), на всяком месте… воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8).

Апостол Павел выдвигает такие же наставнические требования и к женщинам, членам Церкви Христовой. Он пишет, чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением (волос), не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

Апостол призывает женщин молиться в пристойном одеянии, чтобы они никого не соблазняли своим видом, не возбуждали к греху и порочным движениям плоти. Внешний благостный и целомудренный вид должен сочетаться с возвышенным и благоговейным состоянием души. Так святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорил: «Равным образом, говорит Павел, хочу, чтобы и женщины приступали к Богу без гнева, без сомнения, чтобы имели чистые руки, чтобы не следовали своим вожделениям, не грабили и не были корыстолюбивы… Впрочем, от женщин Павел требует нечто большее. Что именно? Чтобы они украшали себя стыдливостью и целомудрием… То есть одежда должна со всех сторон покрывать их благопристойно. Прилично, но не изысканно; первое прилично, а последнее неблагопристойно».

Неблагопристойность проявляется тогда, когда женщина, пытаясь самовольно преобразить Божественный дар, противопоставить свое собственное видение себя пред очами Божиими, излишне украшает себя внешне. Прилично, однако, женам, избравшим путь благочестия, украшать себя не тленными сокровищами, которые имеют ограничение во времени, но внутренним богатством добродетелей, добрыми и милосердными делами, обеспечивающими вечное жительство на Небесах.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Ни камни, ни золото, ни драгоценность одежд и дорогие разнообразные цвета красок, и ничто иное из подобных тленных вещей не украшает душ, но вместо этого — посты, священные бдения, кротость, скромность, бедность, мужество, смиренномудрие, терпение, презрение всех вообще предметов настоящей жизни».

Апостол Павел заботливо, но твердо, как истинный духовный отец, поучает в правилах, которым призвана следовать верующая женщина в церковной жизни: Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

Почему такие строгие ограничения касаются женского пола? По самой природе человеческих отношений. Ибо, как пишет верный последователь Христов в своем пояснении данных слов, прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление. Правда, при этом апостол милостиво добавляет: впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Вот как важны для женщины рождение детей, возможность пребывать матерью, взращивающей своих возлюбленных, Богом данных чад в христианской вере и благочестии, являя потомству пример истинной праведности, целомудрия и чистоты.

Иное велено в Церкви Христовой мужчинам, иное — женщинам. Помните, как в другом своем Послании тот же апостол Павел сказал: Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих (1 Кор. 14, 34–35).

Проповедническая деятельность — мужская прерогатива. То же касается и богословия, и прочих церковных вопросов, ибо женщина в силу своего несовершенства должна покоряться верующему мужу, с кротостью принимая Божественную истину от него и от священника.

Сам Бог поставил властвовать над женою мужа, а не наоборот. Вот почему ошибаются те сторонники современного общества (феминистки), которые выступают за женскую эмансипацию, предлагая женщине взваливать на свои плечи функции, от природы не свойственные ей и противные в очах Божиих.

В погоне за призрачным равноправием, утрачивается главное — любовь, доброта, милосердие, скромность, целомудрие, готовность к самопожертвованию, то есть все те истинные качества христианского благочестия, которые действительно возвеличивают женщину в духовном плане.

Закон Божий удалил женщин от священнослужения.

В Церкви Христовой жена справедливо подчинена мужу, потому что равночестие, по слову святителя Иоанна Златоуста, «…могло бы произвести вражду, и еще потому, что вначале от жены произошло обольщение». Ева первая согрешила и за то была наказана Богом, предана в подчинение мужу навсегда.

Как говорит тот же святитель Иоанн: «Она была подчинена не тотчас по сотворении: когда Бог привел ее к мужу, она не слышала от Бога ничего такого, и муж ничего подобного не выразил ей, а сказал, что она кость от костей его и плоть от плоти его (Быт. 2, 23), о власти же и подчинении ничего не говорил с нею. Но когда она злоупотребила своею властью, сделавшись из помощницы обольстительницею, и погубила все, тогда справедливо услышала слова: к мужу твоему влечение твое (Быт 3,16)».

Но ведь жена, братья и сестры, не только причина вины человечества, она дана для блага, ибо не хорошо человеку быть одному (Быт. 2, 18). Господу угодно не обвинять и проклинать, но спасти человечество. Да, женщина первая согрешила, но — как способная родить для себя искупление — она не исключается из благости Божиего милосердия и пред Божественной любовью полностью равна мужчине.

Спасется через чадородие — говорит Павел обо всем женском роде, ибо Господь и Спас наш Иисус Христос действительно родился, воплотился от Пресвятой Девы Марии, представительницы не только всего человечества, но и женского пола. Как через Еву пришла в мир смерть и погибель, так через Пресвятую Богородицу род людской обрел Своего Спасителя, Истинного Искупителя.

Чадородие здесь можно понимать и буквально, но обязательно — правильным образом. Ибо речь идет не о тех женщинах, которые рожают детей вне брака и потом бросают их. Но в понятие чадородия входит и должное христианское воспитание своих детей в Церкви, привитие им добрых чувств и православного образа мыслей и поведения. Вот такое чадородие-то и окажется спасительным для женщины.

Слова Апостольского чтения о чадородии мы можем воспринимать и образно. Так, святитель Василий Великий справедливо писал: «Многократно замечали мы, что дела каждого и плоды душевные именуются чадами. Ибо сказано: впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). Ибо и душа спасется, как жена не вдавшегося в обман Жениха, когда с помощью Слова принесет, как плод, чада — добрые дела, если только пребудет в благом навыке и не омрачится какими-либо последующими грехами».

Таким образом, всякая верующая душа уподобляется Жене, через чадородие Которой должно было совершиться Домостроительство нашего спасения. Также именно женщины первые возвестили о Воскресении Иисуса Христа, Сына Божия, и возрадовались безмерно.

И сегодня женское сердце во всей полноте познает благо Божественной любви и милости, высшую благодать за свои ревностные и самоотверженные труды ради возлюбленного Господа, истинно спасается чадородием добрых мыслей и поступков, если, со всякой покорностью, посвящая себя благочестию, пребывает в вере и любви и в святости с целомудрием наследует вместе с мужами, угодившими Богу, Его нетленное Царство во веки веков.

Аминь.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я