Практика Будды Медицины. Наставления в затворничестве

лама Сопа Ринпоче

Подробные наставления величайшего буддийского учителя современности ламы Сопы Ринпоче о проведении затворничества по практике Будды Медицины – одного из аспектов просветлённого ума, молитвенное обращение к которому помогает в исцелении от всевозможных болезней, устраняет препятствия и защищает от бед и катастроф.

Оглавление

1

Пятница, 26 октября

Объединённая практика джорчо и «Гуру-пуджи»

Пока меня не было, вы уже породили соответствующую мотивацию…

[Собравшиеся читают строфы 2–6 «Гуру-пуджи».]

Те из вас, кто знаком с этой практикой, должны медитировать на очищение обыденных смерти, промежуточного состояния и нового рождения. Когда вы тем самым принимаете на путь три каи, ваш ум созревает и засеваются семена для обретения трёх тел состояния плода.

[Долгая пауза на медитацию, затем продолжается практика «Гуру-пуджи» до конца строфы 22.]

Практика обширных подношений

Сейчас мы проведём медитацию на совершение обширных подношений. Перед этим мы уже благословили все обширные подношения, но помимо этого мы благословим все подношения в доме в Аптосе[2], где находятся сотни чаш с водой, тысячи светильников и цветов, как в доме, так за его пределами. Кроме того, мы благословим всё множество подношений в гомпах остальных центров ФПМТ, включая две тысячи подношений в центре в Монголии, обширные подношения в монастыре Копан и всё обилие подношений в доме Дерека Го в Сингапуре. Мы всё это вместе благословим, а затем сделаем подношение.

Сначала мы благословим подношения.

[Собравшиеся три раза читают мантру Облака Подношений[3], сопровождая её чтение музыкой.]

Прежде чем сделать все эти подношения здесь, в доме в Аптосе и во всех остальных центрах ФПМТ, мы пожертвуем их всем существам в адах, каждому из них.

Мы пожертвуем всё, включая каждый светильник и все подношения в центрах ФПМТ, каждому голодному духу.

Затем мы проявим щедрость к каждому животному, к каждому насекомому.

Мы проявим щедрость к каждому человеку. В наши дни существует множество экономических проблем, вследствие недавней трагедии в Нью-Йорке[4], о которой вы ежедневно слышите миллионы раз. Многие люди по всему миру потеряли работу, повсюду закрываются авиалинии, банки и страховые компании.

Сначала мы пожертвуем эти подношениям всем живым существам, а затем совершим подношения вместе со всеми живыми существами или от их имени. Эти подношения принадлежат живым существам, а мы становимся управляющими или организаторами этого подношения Трём Драгоценностям. Таким образом каждый из нас создаёт добродетель. Мы пожертвуем всё это всем живым существам и затем поднесём то, что им принадлежит, от их лица. В сущности, эти подношения исходят от них.

В повседневной жизни, когда вы делаете подношение чаш с водой в своём доме, сначала пожертвуйте их живым существам, а уже потом сделайте подношение. Знание того, что подношения принадлежат другим существам, помогает вам не цепляться за них, думая: «Это моё подношение». Это также позволяет сделать практику чище, так как служит противоядием от себялюбия.

Неважно, где другие находятся — в Африке, Тибете или в любом другом уголке мира, или даже в другой вселенной — каждое человеческое существо получает заслугу благодаря совершению нами подношения от его имени, а также посвящению заслуг в заключение практики. Это придаёт практике столько силы! Все эти заслуги создаёт тем самым каждое живое существо, которое было нашей матерью, и благодаря этому обретает счастье. Как замечательно, что есть возможность выполнять такую практику, особенно сейчас, когда в мире столько проблем! Живым существам нужно больше добродетели. Всё зло в мире происходит вследствие неблагой кармы. Благая же карма приводит к противоположному. Люди нуждаются в огромном количестве благой кармы, чтобы преуспеть в жизни. Даже не говоря о благом перерождении, счастье во всех следующих жизнях, освобождении от сансары или полном просветлении, но говоря лишь об отсутствии проблем в этой жизни, о трудностях выживания в этом мире, о комфорте и благополучии, очевидно, что живым существам для этого необходимо много благой кармы.

Поэтому мы делаем обширные подношения здесь и в остальных центрах каждому живому существу.

Мы делаем эти подношения каждому существу из классов полубогов и богов. Также мы делаем подношения каждому существу в промежуточном состоянии. Все существа, находящиеся в промежуточном состоянии, их получат.

Подумайте: «Я должен достичь просветления для блага всех живых существ. Поэтому я сделаю практику подношения. Я сделаю все эти подношения Гуру и Трём Драгоценностям от имени всех живых существ (и вместе с ними)».

Прежде всего, мы сделаем подношение всем гуру. Почтительно сложите ладони и сделайте простирания, особенно перед вашими гуру, теми, с кем у вас есть связь в Дхарме. Поднесите всё, что находится здесь и в других центрах, а также в доме в Аптосе. Все эти подношения являются по своей природе бесконечным блаженством, и, поднося их всем гуру, преобразуйте их в бесконечное блаженство. Здесь есть три основных положения: простирание, совершение подношений и понимание того, что подношения порождают блаженство во всех гуру.

Не отступая от гуру-йоги, всем сердцем чувствуя, что каждый гуру — сущность всех будд, сделайте простирания, совершите подношение и подумайте о том, что у гуру возникло переживание бесконечного блаженства. Вы можете выполнить это пять, десять, двадцать один или большее количество раз, но всегда памятуя об этих трёх положениях.

Затем сделайте простирание и поднесите субстанции, которые по своей природе являются великим блаженством, находящие здесь и в остальных центрах ФПМТ, всему полю заслуг «Гуру-пуджи», медитируя, что каждая фигура в поле — ваш коренной учитель. С такой медитацией и с такой гуру-йогой сделайте простирание, совершите подношение и подумайте, что все у всех этих высших существ возникло переживание великого блаженства.

Сделайте простирание и поднесите все субстанции, которые по своей природе являются бесконечным блаженством, находящиеся здесь и в остальных центрах, всем Буддам, Дхарме и Сангхе десяти сторон света, медитируя, что по сути они являются вашим коренным гуру. Думайте, что у всех этих высших существ возникло переживание бесконечного блаженства. Сделайте простирание, совершите подношение, подумайте, что у них возникло блаженство. Памятуя об этих трёх положениях, сделайте подношение столько раз, сколько сможете.

Сделайте простирание и поднесите все субстанции, находящиеся здесь, в доме в Аптосе и в гомпах остальных центров ФПМТ, всем статуям, ступам, священным текстам и тханкам во всех вселенных десяти сторон света, медитируя, что они по сути являются вашим коренным гуру. Думайте, что у них породилось переживание бесконечного блаженства. Сделайте подношение столько раз, сколько сможете: простирайтесь, совершайте подношение, порождайте блаженство.

Поднесите субстанции, которые по своей природе являются бесконечным блаженством, находящиеся здесь, в доме в Аптосе и в гомпах остальных центров ФПМТ, всем священным объектам в Индии, медитируя, что они по сути являются вашим коренным гуру. Думайте, что у них возникло переживание бесконечного блаженства. Сделайте простирание, совершите подношение и породите в них блаженство. Совершайте это столько раз, сколько это возможно.

Сделайте простирание и поднесите субстанции, находящиеся здесь и в гомпах остальных центров ФПМТ, всем священным объектам в Тибете, включая самый драгоценный — статую Будды Шакьямуни, благословлённую при жизни Будды им самим и хранящуюся в лхасском храме. На самом деле, в облике этой статуи Будда приносит благо всем живым существам, каждый день освобождая сотни, тысячи существ от рождения в низших мирах и от сансары в целом, позволяя им накапливать добродетели и, благодаря этому, достигать свершений на пути к просветлению. Также думайте о ступе, которую мы построили в монастыре Сера в Тибете, о статуе Майтреи, Приносящей Благо Созерцанием, которая находится в монастыре Дрепунг, а также о статуе Сверхтайного Хаягривы в монастыре Сера. Сделайте простирание и поднесите субстанции, находящихся здесь и в остальных центрах, всем бесчисленным священным объектам в Тибете, медитируя, что они по сути своей — ваш коренной гуру. Думайте о том, что у них возникло переживание бесконечного блаженства. Совершайте эти три действия — простирание, подношение и порождение блаженства — снова и снова, столько раз, сколько это возможно.

Теперь сделайте простирание и поднесите субстанции, находящиеся здесь, в доме в Аптосе и в гомпах остальных центров ФПМТ, каждому священному объекту в Непале, включая драгоценную ступу Сваямбхунатх в Катманду, в которую была заложена самовозникшая хрустальная ступа, проявившаяся из озера, однажды полностью заполнившего долину Катманду. Эта хрустальная ступа, проявление Дхармакаи, была предсказана самим Буддой. Она самопроизвольно возникла из озера и теперь хранится в ступе Сваямбхунатх.

Также вспомните ступу Боднатх, которая называется «всеобъемлющая ступа, исполняющая желания». Женщина, которая начала строительство этой ступы, умерла, когда завершила её сферическую часть, а после того её достроили её четыре сына. После завершения строительства ступы, когда четыре брата посвящали заслуги и делали благопожелания, в неё снизошло бесконечное количество будд и бодхисаттв. Старший брат совершил благопожелание стать царём Дхармы, чтобы распространять Дхарму в Стране снегов, в Тибете. Другой брат молился о том, чтобы стать министром и помогать своему брату распространять Дхарму. Третий брат молился о том, чтобы стать настоятелем монастыря и принести в Тибет традицию монашеского посвящения. А самый младший брат молился о том, чтобы стать могущественным йогином ради устранения препятствий распространению Дхармы в Тибете. Самый старший брат стал царем Ти бета Трисонгом Деценом. Другие братья также стали теми, кем хотели стать, вознося молитвы, и младший из них стал могущественным йогином — Падмасамбхавой[5].

В ходе строительства первого в Тибете монастыря Самье возникло множество препятствий. Что бы днём ни строили люди, по ночам всё это разрушали духи. Так происходило много раз. Тогда из Индии в Тибет пригласили Падмасамбхаву. Он поймал и подчинил всех духов, за исключением трёх, которым удалось сбежать. Затем он заставил духов дать клятву стать защитниками Дхармы и охранять Дхарму и её последователей в Тибете и всём гималайском регионе. Так в Тибете был сохранён тибетский буддизм Махаяны, который распространялся там много лет, и благодаря этому множество живых существ обрело безупречные свершения на духовном пути и достигло просветления в Тибете. Сейчас тибетский буддизм Махаяны распространился по всему миру, даже на Западе, и ежегодно десятки тысяч людей имеют возможность следовать пути к просветлению, наполняя свою жизнь смыслом. Это касается и нас. Таким образом, мы можем наполнять свою жизнь смыслом каждый день, двадцать четыре часа в сутки, от всего сердца принимая Прибежище, взращивая бодхичитту, медитируя на пустоту и накапливая добродетели… Всё это — блага от строительства ступы Боднатх.

Поэтому мы делаем простирание и подносим все субстанции, находящиеся здесь и в гомпах остальных центров ФПМТ, ступе Боднатх и всем бесчисленным священным объектам в Непале, медитируя, что они являются по своей природе нашим коренным гуру. Думайте, что эти подношения порождают у них переживание бесконечного блаженства. Сделайте простирание, совершите подношение, породите блаженство: делайте так снова и снова, столько раз, сколько это возможно.

Сделайте простирание и поднесите все субстанции, которые по природе являются бесконечным блаженством, находящиеся здесь, в гомпах остальных центров ФПМТ и в доме в Аптосе, всем священным объектам Шри-Ланки, Бирмы и всего мира, медитируя, что они по природе — ваш коренной гуру. Они порождают бесконечное блаженство. Сделайте простирание, совершите подношение, породите в них блаженство.

И наконец, сложив ладони, сделайте простирание и поднесите все субстанции, находящиеся здесь и в Храме Праха[6], все светильники и другие подношения в доме в Аптосе и в гомпах остальных центров ФПМТ, которые по природе являются бесконечным блаженством, и семи Буддам Медицины (или восьми Буддам, если считать Будду Шакьямуни). Даже если не произносить имя и мантру Будды Медицины или не медитировать на Будду Медицины, если вы просто сделаете подношение Будде Медицины, то его окружение, которое состоит из двенадцати групп существ, изначально вредоносных, но связанных им клятвой, всегда будет вас защищать. По-тибетски они называются нёджин, что переводится как «вредоносные», но я не уверен в точном значении этого слова. Каждому из двенадцати глав этих групп подчиняется окружение из семисот тысяч таких существ. Если вы просто сделаете подношение Будде Медицины, всё это окружение будет всегда вас защищать. Таким образом, все ваши желания исполнятся.

Также мы подносим все субстанции, которые являются по своей природе бесконечным блаженством, находящиеся здесь и в гомпах остальных центров ФПМТ, бодхисаттве Кшитигарбхе. Благодаря этому мы, подобно самому бодхисаттве Кшитигарбхе, можем мгновенно исполнить желания всех живых существ, стремящихся к счастью. Также мы делаем подношение Тысячерукому Ченрези, Будде Сострадания, и благодаря этому можем развить великое сострадание и быстро освободить от невыносимого страдания бесчисленное множество живых существ, которые были нашими матерями, и привести их к полному просветлению. Поэтому мы специально совершаем подношения Будде Медицины, бодхисаттве Кшитигарбхе и Тысячерукому Ченрези, медитируя, что они по своей сути являются нашим коренным гуру. Медитируя на то, что они — наш гуру, мы накапливаем наибольшие добродетели.

Теперь мы прочтём следующую молитву из «Гуру-пуджи».

[Собравшиеся читают строфы 23–31 «Гуру-пуджи».]

Также мы можем представлять шестнадцать богинь из практики Херуки Чакрасамвары, которые делают подношения. В святых умах существ поля заслуг порождается бесконечное блаженство. Мы можем также поднести восемь благоприятных символов, восемь субстанций и семь символов царской власти. Поднесите бесчисленные качества каждого из них.

[Собравшиеся читают строфу 32, подношение мандалы из двадцати трех груд.]

В силу подношения этой мандалы пусть я, члены моей семьи, все ученики и благотворители организации ФПМТ, особенно те, кто жертвует свою жизнь организации во благо всех существ и учения Будды, а также все остальные живые существа полностью осуществят в этой жизни безупречное учение ламы Цонкапы, чистую мудрость Победоносного, соблюдая чистую нравственность, мужественно трудясь для блага существ и практикуя йогу двух стадий, сущностью которой является запредельная мудрость недвойственных блаженства и пустоты. Вот как это звучит по-тибетски:

Ме джунг нам тхар цанг меи тхрим данг ден

Лаб чхен гьел се чо пеи ньинг тоб чхе

Де тонг чхог ги рим ньи нел джор гьи

Ло занг гьел веи тен данг джел вар шог

идам гуру ратна мандалакам нирьятайями

[Собравшиеся читают строки 33–37.]

Восстановление обетов бодхисаттвы и тантры

Принятие обетов бодхисаттвы

Те из вас, кто в прошлом уже принимал обеты бодхисаттвы, принимают эти обеты снова, чтобы очистить те из них, которые были загрязнены, и укрепить сохранённые обеты.

Подумайте: «Цель моей жизни в том, чтобы освободить всех живых существ от страдания и его причин и привести их к просветлению. Поэтому я должен достичь просветления. Поскольку просветления не достичь без принятия обетов бодхисаттвы, я приму обеты бодхисаттвы для блага всех моих добрых матерей-живых существ».

[На тибетском языке читается ритуал принятия обетов бодхисаттвы.]

Подумайте: «Я принял чистые обеты бодхисаттвы».

Принятие обетов тантры

Те из вас, кто принимал обеты высшей йога-тантры, должны подумать: «Каждая секунда страданий живых существ, которые были моими добрыми матерями, подобна кальпам страданий. Для меня это невыносимо. Я должен освободить их от всего страдания и его причин и привести к просветлению как можно скорее. Поэтому я должен как можно скорее достичь просветления. Невозможно достичь просветления быстро и очень быстро без соблюдения обетов тантры. Поэтому ради блага всех живых существ я приму обеты тантры, чтобы освободить их от океана страдания сансары и как можно быстрее привести к просветлению».

[Сначала принятие обетов читается на тибетском языке, затем дост. Сара Трешер читает их на английском.]

Подумайте, что вы получили чистые тантрические обеты. Обеты, которые были загрязнены, теперь восстановлены, а сохранившиеся укреплены.

Практика Самайяваджры

Теперь мы будем читать мантру Самайяваджры.

Сангье чо данг цог ки чог нам ла… (х3)

Над своей макушкой представьте Самайяваджру, а затем очищайте свою неблагую карму так же, как это делается в практике Ваджрасаттвы. В особенности очищайте самую тяжёлую неблагую карму, созданную в отношении ваших гуру. Она — величайшее препятствие в обретении свершений, а также в преуспевании во всех остальных делах. Подумайте, что вы очищаете всю дурную карму, накопленную за бесчисленное множество прошлых жизней, и всю ту, что была создана в этой жизни.

[Собравшиеся читают мантру Самайяваджры: ом ах праджня дхрика ха хум.]

Представьте, что всё это очищается, без остатка. Каждая отдельная неблагая карма, каждая нарушенная самайя в отношении гуру полностью очищаются.

В силу этих заслуг вплоть до просветления да не нарушу я впредь самайи Гуру Ваджрадхары!

[Собравшиеся читают строфы 38–39 «Семичленной практики».]

Сорадование

Подумайте: «В прошлом и настоящем я накопил бесчисленные заслуги и накоплю бесчисленные заслуги в будущем. Без заслуг нет никакого счастья, даже временного. Нет ни малейшего счастья… Поэтому все заслуги, созданные в прошлом, настоящем и будущем, бесценны. Как замечательно, что я накопил все эти заслуги!» Порадуйтесь этому всем сердцем. [Медитация]

«Бесчисленные заслуги, что я накопил в прошлом и настоящем, и те, что я накоплю в будущем, драгоценны. Как я счастлив, что накопил все эти заслуги, как это замечательно!» [Медитация]

«Я накопил бесчисленное множество заслуг в прошлом и настоящем и в будущем снова накоплю бесчисленные заслуги. Они — настоящая драгоценность!» [Медитация]

«Как же это прекрасно! Как же это прекрасно! Как же это прекрасно!» Порождайте всё большее и большее счастье. [Медитация]

Каждый раз, чувствуя такое счастье, которое является сорадованием, мы накапливаем небеса заслуг.

Теперь мы сорадуемся заслугам других существ, в особенности заслугам бодхисаттв и будд. Они накопили бесчисленное множество заслуг в прошлом и настоящем и накопят их в будущем. Именно поэтому они обрели такое счастье и столько совершенств. Подумайте: «Как это прекрасно!» [Медитация]

«Да смогу и я накопить столько заслуг ради блага каждого живого существа!» [Медитация]

[Собравшиеся читают строфы 40–42 «Семичленной практики», после чего делают обширное подношение мандалы. Затем дост. Сара трижды читает «Особую просьбу об осуществлении трех великих целей» на английском языке. После этого собравшиеся дважды читают девятистрочную молитву Мигцема на тибетском языке.]

Вы можете прочесть молитвенное обращение и визуализировать очищение неблагой кармы, накопленной в отношении благого друга.

[Дост. Сара трижды читает «Обращение к гуру» и «Визуализацию».]

Это молитвенное обращение описывает различные уровни качеств гуру и то, кем гуру является.

[Дост. Сара читает строфы 43–52 «Обращения к гуру» на английском языке.]

Следующую строфу прочтите дважды на английском языке и один раз на тибетском.

[Строфа 53 дважды читается на английском языке, Ринпоче один раз читает её на тибетском, а затем — строфу 54.]

Повторяйте мантру вашего коренного гуру.

[Затем следует повторение мантр Будды Шакьямуни, Ямантаки, Херуки, Гухьясамаджи и Ваджрайогини, а после них — ом ах хум и Гева ди йи ньюр ду даг…]

Теперь благословение цога.

[Собравшиеся читают строфу 55.]

Мы пропустим следующую часть молитвы и просто сделаем призывание и подношение цог.

[Собравшиеся читают строфы 61–67, «Восьмистрочное восхваление» и строфы 68–69.]

Прочтите молитву о долгой жизни ламы Осела.

[Собравшиеся читают молитвы о долгой жизни ламы Осела и ламы Сопы Ринпоче.]

Можете прочесть «Молитву ламрим» с добавлением «Практики вверения себя гуру с девятью установками». Остановитесь перед строфой о парамите щедрости.

«Восемь строф»

Сострадание к террористам

При виде тех существ, чей нрав зловреден,

И тех, кто угнетён страданиями и сквернами,

Да возлюблю их, словно обнаружил

Редчайшее из всех сокровищ.

Читая эту строфу[7], мы должны думать о террористах, таких как, например, Усама бен Ладен. Когда мы читаем строки «При виде тех существ, чей нрав зловреден, и тех, кто угнетён страданиями и сквернами…», эти люди для нас — главный объект медитации. Многие кальпы им придётся испытывать тяжкие последствия своих действий. В будущем они будут сталкиваться не только с различными проблемами, но даже когда благодаря благой карме вновь родятся людьми, им придётся страдать от насилия, войн и множества других трудностей. Это случится не только в одном человеческом рождении, но во многих сотнях и тысячах жизней. На протяжении многих, многих человеческих жизней им придётся становиться жертвами насилия и убийства, то есть испытывать на себе следствие, подобное тому, что они совершали с другими. Их человеческая жизнь будет результатом иной благой кармы, а не того, что они разрушили Всемирный торговый центр. Они не смогут вновь родиться людьми в Нью-Йорке, потому что разрушили нью-йоркские здания. Я шучу…

И всё это будет происходить с ними помимо тех страданий в низших мирах, которые им придётся испытывать в течение многих кальп. Поэтому сейчас, когда мы читаем эти строки, террористы должны быть объектами нашего сострадания, а не гнева. Эта строфа их отлично описывает, она описывает природу их ума и того, что они сделали, всю тяжесть их неблагой кармы и так далее. Их ложные воззрения подобны горам, такие же тяжёлые и неподъёмные, но они не понимают, насколько заблуждаются. Им очень трудно осознать, что содеянное ими является негативной кармой.

Поскольку страдания и последствия их действий будут длиться многие кальпы (например, неблагие отпечатки, оставленные в их уме, будут непрерывно толкать их на совершение злодеяний), они действительно объекты сострадания. Люди расстраиваются или злятся, когда им говорят: «Террористам нужно сострадать». Когда вы просто произносите слово «сострадание», люди сердятся. Они очень гневаются, потому что не в силах перенести разрушения, которые произошли в Соединенных Штатах, и то, как это повлияло на весь мир. Но у вас должно быть сострадание к террористам.

Поскольку людям трудно это понять, вам необходимо им объяснять, что из-за своих ложных взглядов и пагубных действий террористы на протяжении тысяч и тысяч жизней будут испытывать страдания, даже когда вновь родятся людьми. Каждый раз, когда они будут рождаться человеком, им придётся терпеть подобные бедствия. Иэто — помимо тех страданий, которые их ждут на протяжении кальп в низших мирах. Если вы задумаетесь о том положении, в которое они попали (об их ложных взглядах, тяжкой неблагой карме и будущей участи), у вас, несомненно, возникнет к ним сострадание. Вы увидите, что их положение, со всеми заблуждениями, негативной кармой и страданиями, невыносимо. Когда вы поймёте, что их ждёт впереди, у вас непроизвольно возникнет к ним сострадание.

Конечно, если вы не понимаете всё это, то когда вам скажут, что террористам надо сострадать, это вызовет у вас только гнев. Вы воскликнете: «О чём вообще речь? Они ведь всё разрушили!» Всё это так скверно повлияло на весь мир, что люди не могут вас понять, когда вы призываете их сострадать террористам. Когда вы говорите о мире, это их злит. Но если вы задумаетесь, в особенности о том, что написано в этой строфе, то увидите, что именно террористы побуждают нас на развитие сострадания. Эти люди сами чудовищно страдают. Если вы поймёте их положение — их страдания, их неблагую карму, то, сколько вреда они причинили множеству других существ, — вы увидите, какие они жалкие. Уже только из-за этого у вас возникнет сострадание. Конечно, если у вас уже есть сострадание, это повлечёт за собой порождение бодхичитты. Тогда вы вступите на путь Махаяны, завершите два накопления заслуг и мудрости и обретёте бесчисленные достоинства бодхисаттвы. Затем вы обретёте две каи, Дхармакаю и Рупакаю, и сможете освободить бесчисленное множество живых существ от океана страданий сансары и привести их к просветлению. Теперь, когда мы думаем об этих людях, совершающих столько злодеяний, которые привели к таким страданиям и принесли столько вреда миру, мы понимаем, как они драгоценны в нашей жизни. То, что они совершили, невероятно разрушительно для них самих, но для нас как личностей это драгоценно, потому что побуждает нас на развитие сострадания и даёт нам возможность стать буддой. Тогда у нас появятся все средства освобождения бесчисленных живых существ. И эту пользу приносят нам террористы.

Неверное сорадование

Я хочу вам об этом рассказать, и это стоит донести до других центров ФПМТ и разместить на сайте, чтобы быть уверенным, что вы не сорадуетесь неправильным вещам, потому что это — тяжкая неблагая карма. Если вы чувствуете неприязнь или ненависть к Талибану, когда вы слышите о том, что кто-то из членов этого движения был убит, вы непроизвольно радуетесь. Вы невольно ликуете. Однако если услышав, что убита тысяча человек, вы радуетесь этому, то накапливаете такую же тяжкую карму, как и от убийства тысячи человек. Если вы просто радуетесь такой информации, вы создаете карму убийства тысячи человек. Пусть вы не на войне, ни в кого не стреляли и никого не бомбили, но вы создаёте такую же тяжкую неблагую карму, как и человек, который убил эту тысячу людей. Пабонка Дечен Ньингпо объясняет это в «Освобождении на вашей ладони».

Я счёл необходимым напомнить вам о таком большом риске. Если вы чувствуете неприязнь или ненависть к Талибану, есть опасность, что, когда вы услышите об убийстве кого-то из тех людей, вы тут же обрадуетесь. Если же вы не испытываете к ним ненависти, у вас вряд ли поднимется настроение. Но если вы их ненавидите или на них гневаетесь, вас охватит радость. Это тяжкий проступок. Конечно, людям, которые практикуют ламрим, помнят о карме и том, что сказано в «Освобождении на вашей ладони» и других учениях ламрим, нет необходимости об этом говорить. Но я решил, что не помешает напомнить об этом тем, кто об этом слышал, но, возможно, забыл.

Когда я впервые услышал о том, что в Афганистане разрушено несколько мест (в репортаже не сообщалось о человеческих жертвах), я недостаточно внимательно следил за своим умом и потому вдруг ощутил некую радость. Тогда я немедленно вспомнил о карме. В репортаже не упоминалось о том, что кто-то был убит, просто говорилось о разрушениях. Поскольку это произошло впервые, после этого я стал более внимателен. Когда вы слышите подобные новости, будьте начеку: вас не должно это радовать.

Конечно, если вы медитируете на эти строфы, ваши взгляды изменятся. Но когда вы не медитируете, когда ваш ум не находится в состоянии, описанном в этих строфах, то есть вы не считаете этих живых существ драгоценными или им не сострадаете, они будут вызывать у вас лишь неприятие. Когда вы не медитируете, случившееся давит на вас тяжким грузом.

Гонения на буддизм

Буддизм в Индии трижды подвергался гонениям со стороны мусульман. (Я не даю вам повод для того, чтобы злиться на мусульман. Если вы помните строфы, о которых я недавно говорил, и поддерживаете ум в таком состоянии, всё будет хорошо). Ранее внутри ступы в Бодхгае находилась статуя Будды, от которой по ночам исходило естественное сияние. Статую не нужно было освещать — она сияла сама собой. Думаю, эту статую Будды изваял тот же скульптор, что и статую Будды Шакьямуни, находящуюся в Лхасе. Он не был обычным человеком, обычным скульптором, — он был земным воплощением просветлённого существа. Возможно из-за того, что у людей иссякла карма обладания таким невероятно священным объектом, статую разрушили. Тогда и была сделана та статуя, которую мы видим сегодня внутри ступы в Бодхгае. Даже эта статуя исключительна, она такая живая и прекрасная! Мне кажется, что Его Святейшеству Далай-ламе она тоже очень, очень нравится.

Дерево бодхи, под которым Будда явил святое деяние просветления, также трижды уничтожалось, но поскольку его корни находятся глубоко под землей, оно вновь вырастало. Кажется, нет историй о нападках на буддизм со стороны индуистов, но в силу определённой кармы мусульмане трижды покушались на буддизм. Думаю, то же самое произошло и в Индонезии. Когда-то там созрела подобная карма.

Я слышал от Кирти Ценшаба Ринпоче историю о том, что в стародавние времена в одном буддийском монастыре жил очень непослушный монах, который нарушал дисциплину. Гекё, монастырский наставник по дисциплине, был в ярости от его проступков и жестоко его наказывал.

Тогда тот монах возненавидел буддизм и совершил множество злых пожеланий о его уничтожении. В результате во всех своих следующих жизнях он рождался мусульманином и нападал на буддизм. Такова была первоначальная карма: когда он был монахом и наставник по дисциплине его наказывал, у него возникла сильная ненависть к буддизму, и он много молился о его уничтожении.

Эта история показывает, как сильны могут быть молитвы. Если вы возносите дурные молитвы о причинении кому-то вреда, они могут привести к ужасающим последствиям. Если ваши молитвы направлены на добро, у них могут быть невообразимо благие результаты. Это говорит о могуществе нашего ума. Поскольку молитвы являются отражением наших мыслей, в них проявляется сила ума. Негативный ум, также как и благой, очень могущественен. Это свидетельствует о том, что мы должны всеми силами молиться о благе других живых существ, как это делали бодхисатвы, чьи молитвы и посвящения заслуг были просто невероятны. Нам необходимо порождать мощь позитивного ума и таким образом посвящать наши заслуги.

Даже Будда Шакьямуни и лама Цонкапа, которые достигли просветления, приносили безграничное благо именно силой своих молитв. Они могли полностью осушить океан страданий сансары, у которого нет начала, обрести ваджрное тело и освободить бесчисленное количество существ от этого океана страданий. Всё это безграничное благо исходило от молитв, в силу могущества их добродетельного ума.

Согласно предсказанию Падмасамбхавы, со временем мир завоюют мусульмане. Когда я жил в Тибете и мне было лет четырнадцать или пятнадцать, монах, который обо мне заботился, участвовал в церемонии принятия мною монашества в монастыре Домо Геше и уехал со мной из Тибета через Бутан в Индию, как-то прочёл мне предсказания Падмасамбхавы. Думаю, мусульманское вторжение начнется из Мекки, главного святого места мусульман, и в итоге они захватят весь мир. В то время произойдет множество убийств, войн и других бедствий.

Статуя Будды в храме Махабодхи, Бодхгая

Вследствие кармы никто не сможет остановить мусульман, и они завоюют весь мир. Тогда начнется война с Шамбалой, и бодхисаттвы из этой чистой земли разгромят мусульман. Мне кажется, в то время они будут проявляться в самых разнообразных формах, как сказано в молитве Шамбалы. Бодхисаттвы выступят армией, но, как только они победят мусульман — или, как говорится в тексте, «варваров» — они немедленно прекратят проявляться в виде солдат и начнут учить Дхарме. Учение Будды сохранится ещё сотню лет. Вот почему в конце обширной «Шестиразовой гуру-йоги» есть пожелание о рождении в Шамбале[8]. Мы молимся о том, чтобы, если нам не удастся пробудиться в этом мире сейчас, мы переродились в нём во времена распространения учения Калачакры, услышали тантрические учения, практиковали их и достигли просветления. Пабонка Ринпоче объяснял, что именно поэтому, хотя существуют многие другие чистые земли, в конце обширной «Шестиразовой гуру-йоги» мы молимся о рождении в Шамбале — чистой земле Калачакры.

Тем не менее, давайте вернемся к состраданию. Это самое безопасное.

Закончим молитву.

[Дост. Сара завершает чтение «Восьми строф для тренировки ума».]

Посвящение заслуг

Силой всех прошлых, нынешних и будущих заслуг, накопленных мной и другими, пусть я, члены моей семьи, все ученики и благотворители этой организации, особенно те, кто жертвует собой ради этой организации во благо всех живых существ и учения Будды, а также остальные существа отныне и во всех будущих жизнях будем встречать только совершенно сведущих гуру Махаяны. Да увидим мы в них только полностью просветленных существ и будем делать лишь то, что радует святой ум благих друзей! Отныне и во всех будущих жизнях да сможем я и каждое существо мгновенно исполнять святые пожелания благих друзей!

Силой всех прошлых, нынешних и будущих заслуг, накопленных мной и другими, да будет прочной жизнь благих друзей, а все их святые пожелания мгновенно исполнятся!

В особенности подумайте о Его Святейшестве Далай-ламе, единственном источнике покоя во всём мире и держателе всей Дхармы Будды, который тем самым даёт возможность всем живым существам слушать, размышлять, медитировать о пути к освобождению и просветлению и его осуществить.

Я слышал из заслуживающих доверия источников, от хороших предсказателей, таких как Кхадро-ла из Дхарамсалы и одна тибетка, живущая в Америке, которой уже более восьмидесяти лет, что в течение следующих трёх лет у Его Святейшества будет много препятствий. Кхадро-ла из Дхарамсалы предупредила меня, что хотя произойдёт немало хороших событий, тем не менее, в последующие несколько лет Его Святейшеству грозит множество препятствий.

Конечно, это так видится лишь нам, простым существам. В Индии Кхадро-ла вместе с монахами-отшельниками, живущими в горах, сейчас совершает сто тысяч подношений цог Таре для Его Святейшества Далай-ламы. Она выбрала тех монахов, которые, по её мнению, являются чистыми практиками. Также проводится множество пудж. Видимо, этот год и последующие несколько лет будут достаточно тяжёлыми и для всего мира, и для Его Святейшества.

Поэтому стоит выполнять практику тонглен[9], принимая на себя все препятствия Его Святейшества и других святых существ, способных принести невероятное благо этому миру, чтобы их жизнь была долгой. Конечно же, и вы можете принести миру благо, но, по сравнению с ними, гораздо меньшее. Выполнение практики тонглен и принятие на себя препятствий в их жизни в то же самое время становится практикой чод, или отсечением эго. Это практика бодхичитты. Когда вы приносите себя в жертву, чтобы спасти чью-то жизнь, это и есть все вышеперечисленные практики. Сейчас мы говорим о том, чтобы эти великие святые жили дольше в нашем мире, где, несмотря на всё насилие и сумятицу, есть невероятная потребность в таких святых существах.

Также существует особая пуджа долгой жизни, в ходе которой происходит отзывание дакинь. Когда кто-то болеет из-за вреда, причиняемого духами, обычно изготавливается фигурка этого человека, которая называется лу. Эту фигурку украшают, одевают и окружают пищей и другими вещами. Затем вы говорите духам, как прекрасна эта фигурка, украшенная драгоценностями, и, даже если их очень мало, рассказываете им, сколько у этой фигурки одежды, драгоценностей, пищи, напитков и прочего — прямо как в магазине. Вы говорите духам, как много у неё богатств, и, когда вы произносите эти слова, всё это богатство предстаёт перед духами. Духи действительно способны увидеть всё, что вы описываете.

Однажды, когда Его Святейшество Сонг Ринпоче находился в Италии, у одной итальянки возникли проблемы с духами и её телефон постоянно самопроизвольно звонил. Сонг Ринпоче положил на телефон освящённый шнурок и эти звонки прекратились. Может вам также стоит так делать, если вам не хочется слышать телефонные звонки… Я шучу!

Когда проводился ритуал лу для этой женщины, Сонг Ринпоче сделал кукле лицо при помощи литейной формы, наподобие тех, что используются для изготовления ца-ца. Это было улыбающееся лицо. Его Святейшество аккуратно нарисовал лицо лу, и оно получилось очень красивым. При этом Его Святейшество отметил, что не следует называть лицо уродливым, потому что когда вы делаете лу, духи поджидают неподалёку и слышат все ваши слова. Поэтому приходится говорить о том, как оно красиво, и делать другие комплименты. После этого у меня родилась идея возить с собой форму для изготовления лу вместо того, чтобы лепить эту куклу вручную. Моя форма — это китайский Майтрея, которого часто называют «Смеющийся Будда», потому что у него очень счастливый лик.

Вы отдаёте духам лу взамен больного человека. Удовлетворив духов, вы начинаете учить их Дхарме. Вы велите им не вредить другим живым существам и предупреждаете, что, если они причинят вред другим, следствием этой кармы будет страдание. С другой стороны, если они будут помогать другим, то в результате обретут счастье. Если вы посадили семена перца чили, из этих семян вырастет только перец чили. Если вы посадили семена сладкого фрукта, из них вырастут только сладкие фрукты. Поэтому вы даете духам учение, такое как в строфе «Не совершай никаких злодеяний…».[10]

Это небольшая, но очень действенная пуджа. Она занимает мало времени, минут десять-пятнадцать, в зависимости о того, кто её делает. Если врачи бессильны и человек находится при смерти, после проведения этой пуджи иногда больной может полностью поправиться. Однажды во Франции умирал ребёнок и доктора сказали, что надежды нет. Тогда Геше Лама Кончог, находившийся в Голландии, выполнил ча сум, очень короткую пуджу с тремя торма. Через несколько минут после того, как он закончил пуджу, этот ребёнок, который, по мнению врачей, был обречён, полностью выздоровел.

Это короткая пуджа, но поскольку она имеет отношение к болезням, вызываемым духами, действует она очень быстро. Вы отдаёте духам лу вместо больного и препятствий в его жизни. Существует и подобная пуджа долгой жизни, которую тибетское правительство иногда подносит Его Святейшеству Далай-ламе.

Услышав от Кхадро-ла о препятствиях в жизни Его Святейшества, я спросил эту очень духовную восьмидесятилетнюю тибетку, как их устранить. Она сказала, что люди из четырёх стран должны принять эти препятствия на себя. Каждый из них таким образом станет лу, чтобы не делать лу из цампы, и возьмёт на себя препятствия, возникающие в жизни Его Святейшества. Иначе говоря, такой человек будет отдан дакиням и другим существам взамен Его Святейшества. Он возьмет на себя эти препятствия. Она сказала, что только так можно устранить препятствия в жизни Его Святейшества. Сейчас я размышляю о том, как это осуществить. Это всего лишь информация для вас, просто новости.

Да будет долгой жизнь всех благих друзей, и да исполнятся мгновенно все их святые пожелания!

В силу прошлых, нынешних и будущих заслуг, накопленных мной и другими, да смогу я, подобно ламе Цонкапе, принести безграничное благо живым существам и учению Будды и отныне, каждую секунду во всех моих будущих жизнях, да буду обладать теми же достоинствами, что и лама Цонкапа!

В силу всех прошлых, нынешних и будущих заслуг, накопленных мной и другими и пустых от самобытия, да достигну я, пустой от самобытия, просветления Будды Ваджрадхары, пустого от самобытия, и приведу всех существ, пустых от самобытия, к этому просветлению самолично, что также пусто от самобытия!

Я посвящаю все свои заслуги тому, чтобы следовать святым обширным деяниям бодхисаттв Самантабхадры и Манджугхоши!

Подобно тому, как будды и бодхисаттвы трёх времен совершали посвящение заслуг, и я так же посвящаю свои заслуги.

Да распространится и процветает в этом мире учение ламы Цонкапы, и да смогу я этого добиться!

Для тех, кто будет участвовать в затворничестве, мы сейчас сделаем перерыв, а затем подготовим сиденья и всё остальное. Необходимо сделать несколько вещей, включая подношение торма препятствующим духам и хозяевам местности, хотя, возможно, в это время они ещё спят. Может, стоит позвонить хозяевам местности, чтобы поднести им торма? Я шучу! Есть всего несколько предварительных действий: благословение места, благословение наших тела, речи и ума и тому подобное. Затем мы сделаем краткую садхану Будды Медицины и повторим некоторое количество мантр, которые не нужно будет подсчитывать.

Лама Сопа Ринпоче во Франции, 2009 год

Примечания

2

Качо Дечен Линг, дом ламы Сопы Ринпоче в Калифорнии.

3

ом намо бхагавате ваджра сара прамардане татхагатая / архате самьяксам буддхая / тадьята ом ваджре ваджре / маха ваджре / маха теджа ваджре / маха видья ваджре / маха бодхичитта ваджре / маха бодхи мандо пасам крамана ваджре / сарва карма аварана вишо дхана ваджре сваха. Большинство молитв и мантр, упоминаемых в данной книге, можно найти в Essential Buddhist Prayers: An FPMT Prayer Book, Vol. 1.

4

Затворничество по практике Будды Медицины началось 26 октября 2001 года, спустя всего шесть недель после терактов 11 сентября.

5

Настоятелем монастыря был Шантаракшита, а министром государства Тибет — Селнанг. Подробнее см. The Legend of the Great Stupa.

6

Особое строение в центре «Земля Будды Медицины», где в красивых маленьких ступах хранится пепел близких людей.

7

В этом месте запись отсутствует, но последующие комментарии, вероятно, относятся к четвертой строфе «Восьми строф для тренировки ума».

8

«Вкратце, да приму я рождение в Шамбале, великой сокровищнице, и там осуществлю стадии несравненного пути так же быстро, сколько благих заслуг создал я этой практикой добродетели».

9

Медитация принятия на себя страданий всех существ и даяния им всего своего счастья, благополучия и заслуг.

10

Не совершай никаких злодеяний,

Твори только добродетель,

Полностью подчини свой ум:

Таково учение Будды.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я