Зачем мне креститься?

иеромонах Макарий (Маркиш), 2017

Зачем нужно крещение? Разве нельзя быть просто хорошим человеком? И если креститься, то что надо изменить в себе? Без честных ответов на эти вопросы крещение может превратиться лишь в добрый обычай, а не станет серьезным, пусть и трудным шагом, после которого меняется вся жизнь. Новая книга популярного автора не только объясняет суть Таинства Крещения, но помогает найти ответы на непростые вопросы, встающие перед каждым, переступившим порог храма, избежать формализма и обрядоверия.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зачем мне креститься? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Разговор перед Крещением

Шаг навстречу Христу

Если батюшка спросит родителей: «Зачем вы хотите крестить малютку?» — отвечают обычно не задумываясь:

— Потому что мы православные!

Конечно же, на это нечего возразить. Да, православные, как и большинство живущих в России. Но вслед за этим простым вопросом неизбежно возникают три новых, уже не таких простых:

— Почему мы православные?

— Что значит быть православным?

— Почему православные крестят младенцев?

Именно об этом пойдет речь в первом разговоре со священником на пороге храма, куда вы принесли крестить вашего малыша. Те, кто сами пришли сюда, желая принять Крещение, тоже, конечно, могут участвовать в нем. Так или иначе, ответы на эти вопросы должны быть для всех вас столь же ясными, как три горящие свечи над крестильной купелью.

* * *

Первый вопрос одолеть бывает не так просто. Впрочем, поначалу ответы сыплются как горох:

— Потому что нас самих в детстве крестили!

— Потому что мы русские (украинцы, белорусы, молдаване, грузины, осетины, удмурты, марийцы!..)

— Потому что у нас православная страна!

— Потому что у нас родители (бабушки, дедушки, далекие предки) православные!

— Потому что в Православной Церкви много чудес и знамений!

— Потому что в Православной Церкви есть счастливые приметы и обереги!

— Потому что мы доверяем Патриарху!

— Потому что Православие — это истинная вера!..

Однако дальше надо притормозить и призадуматься. В самом деле, если мои родители (а в советское время нередко и бабушки) по тем или иным причинам решили меня крестить младенцем, не спрашивая моего мнения, то разве я до смерти так и останусь заложником их произвола? Выходит — я раб? Но ведь даже рабы в древнем мире могли поклоняться любым богам по своему выбору… Нет, если религия и вправду столь серьезное дело, как о том говорят (А если религия — дело несерьезное, то вряд ли вы держали бы в руках эту книжку!), тогда, конечно же, нельзя ее мне навязать лишь потому, что много лет назад надо мной, несмышленышем, совершили какой-то обряд!..

Верные мысли. Более того, религию вообще нельзя навязать. Чуть позже мы еще вернемся к этому, а пока признаем, что первый ответ бьет мимо цели.

Немногим лучше обстоит дело и с доводами о нации, государстве, родителях и предках. Спору нет, все это важнейшие наши ценности. Без чувства Родины, без памяти об истории своего народа, без ответственности за жизнь государства и общества, без любви к своим предкам и родителям человек рано или поздно (чаще рано) превращается в потребляющее животное — не говоря уж о его вере… Но у нас-то с вами речь именно о вере, о религии, и мы должны помнить, что в любом народе и государстве есть приверженцы разных религиозных традиций, а также те, кто еще вообще вне религии. И если б наших аргументов было достаточно, то большинство русских просто вынуждены были бы принимать Православие! Но почему такое ущемление Богом данной свободы недопустимо, мы только что видели.

И один исключительно важный момент. Русский мир (вкупе с православными народами Восточной Европы, Закавказья и Ближнего Востока) хоть и весьма обширен, но по сравнению со всей нашей планетой не столь уж и велик. Что же мы скажем бессчетным жителям пяти континентов Земли, перед которыми сегодня открыты двери православных храмов и миссий? «Вы не русские, у вас нет православных корней, — вам тут делать нечего»?? Даже неловко писать такую безбожную ложь…

Итак, наша земля, наше прошлое, наши корни хоть и поддерживают нас в православной жизни, но первопричиной нашего обращения к Православию опять-таки быть не могут!

Чудеса и знамения? Да, они есть. Но если вы откроете Евангелие, то узнаете, с какой строгостью и непреклонностью Сам Спаситель отвергал такую идею — чудесами и знамениями увлекать за собой людей. Нельзя не учесть, что враждебные человеку духи тьмы тоже могут совершать чудеса и знамения.

НИЗВЕДЕНИЕ В МАГИЮ?

— Подруга подсовывает мне гороскопы, журналы по магии и колдовству. На все случаи жизни у нее какие-то приметы, чьи-то прозрения и вещания. Говорю ей: «Я православная», а она: «Ну и что? Я тоже!» Ума не приложу, как ее исправить…

— Не надо исправлять подругу. Оставьте это Христу, у Него получится лучше, чем у вас. Но позаботьтесь как следует о том, чтобы исправить себя: будьте православной не на словах, а на деле, и лучшего подарка вашей подруге в этой связи не придумаешь.

А для этого, конечно, надо ясно видеть разницу между магией и религией и уметь донести ее до окружающих. Все эти дикие предрассудки, о которых вы пишете, создают лишь фон для магического сознания, а суть дела лежит куда глубже.

Она — в отношениях с невидимым миром, в которые человек вступает или желает вступить. Магические отношения — это попытка заставить силы невидимого мира служить себе, исполнять свою волю (понятное дело, не задаром). Отношения религиозные — отдать себя на служение Богу, изменить себя согласно с Высшей волей. Иными словами, религия — это подъем от земли к Небу, а магия — стягивание неба к земле и скатывание в преисподнюю.

Но разве не бросит нас в краску стыда одна мысль, что приметы и какие-то обереги могут стать путеводной звездой нашей жизни? Представить такое может лишь тот, кто совсем зелен и неопытен, кто очень поверхностно, легкомысленно смотрит на мир и на свою жизнь, кто не способен отличить серьезных жизненных задач от детских забав, газетного вздора и губительной лжи.

Сами по себе такие взгляды и настроения не столь уж необычны, особенно среди молодежи. Удивляться тут нечему. Но постепенно, по мере взросления и опыта люди избавляются от легкомыслия и неразумия. Однако сегодня разговор особый: ведь вы дали жизнь новому человеку. Пускай и человеком в полной мере называть его пока не получается. Разве что маленьким человечком, который только и умеет, что пачкать пеленки да мешать спать по ночам… Но — слава Богу!

Именно человек пришел в мир. И вы, его родители и восприемники (крестные), как бы молоды вы ни были, принесли его в церковь, и вы держите ответ за этот шаг навстречу Христу.

Поэтому мы не станем отвлекаться и терять время на рассуждения о приметах, гаданиях, магии, колдовстве, астрологии, нумерологии, экстрасенсах, оккультистах, фен-шуях, заговорах, наговорах, оберегах, порче, космической энергетике и т. п. — будь они в современной упаковке или в традиционной. Если у вас есть сомнения на этот счет, купите две-три православных книжки о колдунах и экстрасенсах, или познакомьтесь с надежными православными материалами в Интернете, например, на сайтах: sueverie.net, www.iriney.ru, ароloget.orthodox.ru.

А мы тем временем обратимся к следующему мотиву Крещения — доверии к Патриарху. Может быть, вы думаете, что Его Святейшество очень обрадуется, узнав, что лично он дает вам основания назвать себя православными? На самом же деле его огорчению не будет предела! Ведь и в самом деле Патриарх не вечен. Пройдет сколько-то лет, и он, как и любой из нас, перейдет в мир большинства. На его место будет избран другой Патриарх. Где гарантия, что он вам так же понравится, как и нынешний? Будете ли вы ему так же доверять? А если нет — то вот и конец вашему «православию»! Прямо скажем, толку от такого мотива совсем немного.

На самом деле о мотивах нашего шага к Христу можно и нужно говорить гораздо серьезнее. И здесь коренное отличие христианства от всевозможных тоталитарных сект и культов, расплодившихся в последнее время, где «гуру» пользуются «неограниченным доверием», а по существу — деспотической властью, объявляя себя провозвестниками Божьей воли. Здесь видно и отличие Православия от католицизма, где главенство Римского Папы лежит в основе устройства церковной жизни.

КОМУ ВЕРИТЬ?

— Я смотрел несколько фильмов про людей, которые рассказывали, что с ними случалось после клинической смерти и как их потом вернули назад к жизни… Так вот, все они говорят поразному! Кому верить, а кому нет?

— Допустим, мы с вами живем лет 500 тому назад: ни интернета, ни ТВ, ни журналов, ни энциклопедий, ни учебников, ни справочников. Приезжают люди из Нового Света: моряки, миссионеры, купцы, конквистадоры, авантюристы, обычные лгуны… Каждый рассказывает свое! Кому верить?.. Может, все они фантазируют, и если нет согласия между их свидетельствами, то там, за морем, и вовсе ничего нет???

Аналогия весьма полезная. Ведь у нас с вами вообще нет возможности получить «научную» информацию об инобытии, об ином, нематериальном мире — пока и поскольку мы сами в него не входим и войти сможем только после своей физической смерти.

Так или иначе, никто из людей, подобных нам с вами, ныне живущих или умерших, не может служить основой нашего православного сознания, причиной нашей принадлежности к Православию. Нужно найти более надежную основу!

К счастью, последний ответ («Потому что Православие — это истинная вера») открывает перед нами как раз такую возможность.

Но пока только возможность. Ведь это не разгадка шарады, не решение школьной задачи, не теорема и не формула.

Скорее, это приоткрывшаяся дверь. В нее можно войти — и окажешься в новом, незнакомом мире, который надо изучать, разведывать, исследовать… Православие — в самом деле истинная вера. Но вера — во что? Или в Кого?

Вера в Бога, скажете вы, тоже не особенно задумываясь. А задуматься надо: ведь Бог, в реальности Которого все мы — или огромное большинство жителей Земли всех времен и народов — твердо убеждены, принадлежит иному миру. Его невозможно увидеть глазами, сфотографировать, измерить приборами, описать уравнениями или логическими терминами, рассчитать и предсказать… Дверь в иной, невидимый, небесный, нематериальный мир открывается перед всеми, но что мы там обнаружим, найдем, обретем — это уже зависит от каждого из нас!

Вот здесь-то и лежит ключ к серьезному решению вопроса: «Почему мы православные?» Хотя вопрос этот, как видите, сильно отличается от всего того, к чему мы привыкли в нашей повседневной «земной» жизни («земной» надо брать в кавычки, потому что повседневная жизнь нормального человека никогда не ограничивается земными заботами: твердо стоя обеими ногами на земле, мы неизменно смотрим в Небо). Истина в невидимом мире обретается только при содействии нашей воли. Поясним на простом примере.

Представим себе что-нибудь очень далекое и нам совершенно незнакомое, например, далекую планету. Высадились на ней ученые, изучают химический состав, физические свойства и т. и. Не исключено, что результаты у них поначалу будут различными, но, сопоставив их, они найдут истину независимо от чьей-то личной воли. Если кто-то заявит: «Требую, чтобы магнитное поле было не свыше одного эрстеда» или «Хочу, чтобы это был магний, а не кальций», его, в крайнем случае, отправят на Землю для лечения, но на существо дела его «хочу — не хочу» не повлияют ни в малейшей мере. «Можете жаловаться в Организацию Объединенных Наций, — скажут такому горе-ученому, — но данные измерений с необходимостью свидетельствуют о другом». Так что материальный мир — это мир необходимости.

Иное дело мир невидимый.

Невидимый мир — это мир свободы. История знает времена и религиозные сообщества, где этот принцип нарушался: никогда ничего доброго эти нарушения не приносили. Если на место полета к далекой планете мы поставим исследование какой-либо области невидимого мира, какого-либо религиозного вопроса (что и случалось многократно и происходит в наши дни), придется признать, что у нас в распоряжении нет ни магнитометров, ни масс-спектрографов, ни химических анализов, ни вообще каких-либо путей и средств получать информацию, независимую от нас самих. Каковы мы сами — таков будет и результат наших поисков в невидимом мире. И если возникнут доводы и аргументы, подобные тем, что мы видели выше, мы скажем лишь одно: «Смотрите сами. Бог никого ни к чему не принуждает. Вера — дело свободной воли».

Так же и для каждого из нас в отдельности: наша вера — дело нашей свободной воли. Это не значит, конечно, что мы вольны выдумывать себе предмет веры по прихотям собственной фантазии, о чем у нас еще пойдет речь. Но если мы называем себя православными, то прежде всего мы — православные по своему свободному выбору, по желанию своего сердца и разума, по направлению своей воли. Шаг навстречу

Богу может быть только свободным; в противном случае он не ведет нас к Богу.

* * *

А перед нами следующий вопрос, который очевидным образом вытекает из предыдущего: если мы православные и таково наше твердое и ясное желание, то что это означает для нас практически? Что значит быть православным?

Вопрос этот значительно шире и объемнее предыдущего. Разных ответов и тут найдется немало, но мы уже не станем их все подряд рассматривать и критиковать. В зависимости от возраста, жизненного опыта, области интересов, глубины взгляда и личного вкуса вам скажут, что быть православным:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зачем мне креститься? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я