Эта книга – о вхождении человека в церковное пространство. Многие наши сограждане крещёные, то есть по факту они именуются верными, но по сути их вполне можно назвать оглашенными. Однако, как сказал священномученик Киприан Карфагенский, «вне Церкви нет спасения!». Как же стать верным?Книга построена в виде бесед священника с неким ищущим, который хочет крестить своего подопечного и пришёл в храм, чтобы пройти огласительные беседы перед этим таинством. Семь дней – семь бесед; чем же закончится этот важный этап в жизни ищущего?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стать верным, или Опрокинутый ад предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
День первый
Зачем нужен батюшка
Храм. 2014 год. Священник, бывший Бармен. Человек, пришедший на беседу, — Ищущий.
Священник: Добрый вечер. Чем могу служить?
Ищущий: Здравствуйте. Да вот, я крёстным хочу стать, а без беседы никто крестить не хочет, а у Вас время для беседы указано вполне подходящее…
Священник: А когда крестины грядут?
Ищущий: Недели через две…
Священник: Значит, у нас есть время, а то обычно приходят накануне, и поговорить почти ни о чём не удаётся. А зачем нужен батюшка?
Ищущий: Объяснить, научить…
Священник: Вообще-то, по моему глубочайшему разумению, батюшка нужен для того, чтобы ругаться. Если батюшка не ругается, то от него и проку мало — ни-че-го не объяснит. Вот я и приступаю к исполнению своих обязанностей… Ты когда в последний раз причащался? Прости, что на «ты», — это отнюдь не из неуважения — мне почему-то так легче…
Ищущий: С Вашего позволения, я останусь на «Вы» — мне так будет спокойнее…
Священник: Добро! Так когда ты последний раз причащался?
Ищущий: Лет семь назад.
Священник: Вообще-то это — один из самых оптимистических ответов, ибо чаще всего я слышу: никогда. А кушаешь-то ты каждый день?
Ищущий: Да.
Священник: А спишь?
Ищущий: Каждый…
Священник: А душ принимаешь? А причёсываешься? А зубы чистишь?
Ищущий: Ага…
Священник: Умничка! Прекрасная забота о туловище! А о душе? — Тьфу на неё, поганую?
Ищущий: Нет. Я молюсь…
Священник: А как?
Ищущий: «Отче наш» читаю…
Священник: Честно говоря, и это тоже из разряда великого оптимизма, ибо в наше время поговорка «Знает как “Отче наш”» не очень-то работает. Но всё-таки: это всё?
Ищущий: Ещё своими словами иногда молюсь…
Священник: Несмотря на то, что ты снискал у меня немало дивидендов, даже для яслей этого маловато будет, а пора уже в детский сад переходить, а лучше бы в школу. Правда, боюсь, сложновато тебе там будет…
Ищущий: Обласкали…
Священник: Ну я же говорю, что батюшка нужен для того, чтобы ругаться.
Ищущий: Гм, да, но возразить, в общем-то, нечего…
Священник: Меня радует, что ты не возражаешь. Понимаешь, молитва — это дыхание для души, то есть, когда я молюсь, моя душа дышит. Евангелие — это живая вода для неё же, родной, то есть, когда я читаю Евангелие, моя душа орошается живительной росой, пьёт животворную воду. Исповедь — баня для души, а Причастие — пища. Исходя из короткого общения с тобой, у меня возникло ощущение, что дышишь ты через соломинку… Никогда не пробовал? Попробуй — и поймёшь, что ощущает твоя душа от твоей молитвы. Судя по всему, Евангелие ты тоже не читал?
Ищущий: Не читал…
Автор Евангелия
Священник: А Кто автор Евангелия?
Ищущий: Ну, там много… апостолы…
Священник: Какие?
Ищущий: Ну… Марк… Матфей… Лука… Иоанн…
Священник: Тут ты меня снова порадовал. Чаще всего этот вопрос вызывает крайнее затруднение, и многие начинают перечисление с апостола Петра или вообще никого вспомнить не могут.
Ищущий: Благодарю.
Священник: Ну да, есть Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. А ты когда-нибудь читал «Войну и мир» от Толстого?
Ищущий: Читал.
Священник: Послушай внимательно ещё раз: «Войну и мир» ОТ Толстого?
Ищущий: А-а-а, понял. Нет. Я читал «Войну и мир» Толстого…
Священник: Потому что он — а втор. Если бы апостолы были авторами, то было бы Евангелие Матфея, Марка, Луки, Иоанна… Считай, что они — редакторы. Так Кто же всё-таки тогда Автор?
Ищущий: Не знаю…
Священник: Ну подумай!
Ищущий: Чё-то не соображу…
Священник: Ты когда-нибудь слышал такое определение: «Евангелие есть Слово Божие?» Ищущий: Да.
Священник: Ну?
Ищущий: Бог?..
Священник: Естественно! Как зовут?
Ищущий: Кого?
Священник: Бога нашего…
Ищущий: А-а… Иисус Христос.
Священник: Правильно. А как мы ещё называем нашего Бога?
Ищущий: Господь.
Священник: Это так, но не в этом дело… Ну-ка, перекрестись!
Ищущий: (крестится).
Священник: Нет, вслух!
Ищущий (снова крестится): Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Священник: Кого перечислил?
Ищущий: Отца, Сына и Духа Святого…
Священник: Правильно. То есть мы веруем в Святую Троицу — Бога, Единого в Трёх Лицах. По-гречески: триипостасного. Есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Мы переводим слово «Ипостась» как «Лицо», но вообще-то — это буквально подлежащее, основа всего, осмысленное как личностное бытие Самого Бога. Но у Второй Ипостаси есть ещё одно имя…
Ищущий: Какое?
Священник: Слово. Если вспомнить пролог Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть <…> И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1:1–3, 14).
Ищущий: И Слово стало плотию?
Священник: Да. Родился воплотившийся Богочеловек. А если Евангелие есть Слово Божие, то одним из самых верных ответов и будет — Христос. Но не менее верным ответом будет и Дух Святой, ибо Им внушено это Слово самим апостолам, равно как и вся Святая Троица…
Ищущий: Более или менее понятно…
Символ веры
Священник: Значит, ты собираешься привести человека к вере?
Ищущий: Да.
Священник: А как наша вера называется?
Ищущий: Православная.
Священник: Правильно. То есть правильное, верное прославление Бога. Ты Символ веры знаешь?
Ищущий: А что это такое?
Священник: Молитва такая, или гимн… В молитвослове помещена в утренних молитвах, а на Литургии её все верующие хором поют…
Ищущий: Наверное, слышал, но знать не знаю…
Священник: Это, конечно, огорчительно. Но если честно, то я и не припомню, чтобы кто-то из приходящих на беседу знал сей гимн наизусть. Вообще-то, крёстный должен его читать на крестинах как свидетельство исповедания своей веры. Насколько я понимаю, ты к этому явно не готов…
Ищущий: Похоже, что так…
Священник: Но мне бы хотелось, чтобы ты всё-таки имел представление об этом гимне. Дело в том, что Символ веры — это, я бы сказал, программный документ православного человека. Я имею право быть неправославным, это моё личное дело. Но коли я православный, то я не имею права не знать этого документа, ведь иначе получается, что я верую незнамо во что. А это — неуважение к самому себе, поскольку, по моему разумению, вера — самое главное, что есть у человека. Насколько я понимаю, тебя сюда насильно никто не волок?
Ищущий: Ну да, сам пришёл…
Священник: В Символе веры[18] в сконцентрированном виде изложено всё то, во что я верую как православный. Если я не согласен хоть с одним положением, а это — свобода моей совести, то должен честно признаться себе в этом. Но тогда придётся признаться себе и в том, что я к Православию отношения не имею.
Ищущий: Да. Это хотя бы честно.
Священник: Так вот, в этой молитве сказано, что я верую в Отца и Сына и Святого Духа, то есть веруем мы в Пресвятую Троицу. Бог наш есть всемогущий Творец всего видимого, вещественного, и невидимого, духовного, ангельского, мира и нашего, человеческого, духовного мира; что Второе Лицо — Сын, или Слово — рождён Отцом прежде сотворения мира…
Ищущий: Это как?
Священник: Как свидетельствует пророк и псалмопевец Давид, из чрева прежде денницы родих тя (Пс. 109:3), то есть до творения ангелов, до сотворения мира. Ничего ещё не было, времени не было, пространства не было, Отец не творит, а рождает Сына.
Ищущий: Это так важно, что рождает?
Священник: Безмерно важно. Сын не сотворён, как мы с тобой, а рождён, то есть един с Отцом, имеет с Ним единую Божественную природу. И Сын стал Человеком для нашего спасения, то есть имеет и нашу, человеческую, природу. Сын Божий Иисус Христос воплотился от Святого Духа и Девы Марии, взял на Себя наши грехи, пригвоздил их ко Кресту, на котором страдал и умер, и воскрес на третий день, как об этом свидетельствует Писание.
Ищущий: Почему тут так важно упомянуть о Писании?
Священник: Писание создавалось наитием Святого Духа, и уже здесь мы ощущаем единство Пресвятой Троицы. Но Писание свидетельствует ещё и о том, что всё, что совершается в мире, происходит по Промыслу Божию. Поэтому воскресший Христос в течение сорока дней являлся Своим ученикам и укреплял их, утверждая Церковь, после чего вознёсся на Небо и теперь со Своею плотью, воскресшей человеческой плотью, восседает справа от Отца Небесного. Но мы ожидаем Его Второго Пришествия и Страшного Суда, на котором Он будет со славою судить всех когда бы то ни было живших и живущих на земле.
Ищущий: Страшного Суда?
Священник: Это священный страх и священный ужас, который является глубочайшим благоговением. Божий Суд о нас каждый из нас примет как величайшую Правду Божию, окутывающую нас своей любовью.
Ищущий: То есть это не боязливый страх?
Священник: Это — трепет! И это — трепет любви, а не испуга. Мы веруем в то, что Дух Святой исходит от Отца.
Ищущий: А это как понять?
Священник: Точно так же как и Сын, Дух имеет с Отцом единую природу.
Ищущий: Божественную?
Священник: Да. Несотворённую. И Он, Дух, исходящий от Отца, всё животворит и освящает и так наполняет праведные души, что пророческое слово начинает изливаться через человека. Но вера наша категорически не принимает смерти.
Ищущий: А куда ж от неё деться?
Священник: Мы знаем, что в наш смертный час наши души отделятся от тела, но мы ожидаем воскресения мёртвых, ибо смерти Бог не сотворил. Смерть будет окончательно побеждена во Втором Пришествии Христовом, и наши души вновь воссоединятся с телом, только тело наше будет иным. Христос после Воскресения в Своём теле мог проходить через закрытые двери и оставаться неузнанным Своими учениками.
Ищущий: Да, в это поверить нелегко.
Священник: Но такова наша вера, которая укрепляется через Крещение. Крещение совершается единожды, оно необходимо для нашего спасения, и его достаточно на всю нашу жизнь. Но есть ещё одно положение, которое, на мой взгляд, в наибольшей степени выпало из сознания наших людей, считающих себя православными…
Ищущий: Какое?
Священник: То, что мы веруем в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Семидесятилетние старания безбожной власти вырвать веру в Бога из человеческого сердца не увенчались полной победой. Думаю, что нынешнее время со своим культом наживы и успеха в этом преуспело даже больше. Зато вырвать человека из Церкви этой власти, кажется, очень даже удалось. А мы призваны в Церковь веровать, и что это значит?
Ищущий: Не задумывался…
Священник: Ну, верить, например, в то, что на улице Волхонке, дом 15, стоит Храм Христа Спасителя, очевидно, не надо — это и так понятно. Мы веруем в спасительную миссию Церкви в мире: она меня спасает! Именно за неё, за Церковь, мне бы и хотелось ратовать в большей степени. Надеюсь, что это станет лейтмотивом нашего разговора с тобой.
Ищущий: Что ж, тогда продолжим…
Состояние человека вне Церкви
Священник: В любом случае в плане твоей духовной жизни получается, что дышишь ты через соломинку, душа высохла, семь лет не мыта, ибо ты так долго не исповедовался. Может, стоит пожалеть твою бедную душу? А то получается, как в анекдоте про Чапаева, когда они с Петькой в баню пошли.
Ищущий: Не припомню…
Священник: Могу напомнить: «Петька, потри мне спинку!» Тот — как-никак денщик — берёт мочалку, намыливает её и давай драить командиру спину: «Василий Иванович, первый слой грязи сошёл!» — всё смывает, моет мочалку, вновь её намыливает и снова трёт: «Вот, второй слой грязи сошёл!» — и вновь всё смывает, вновь моет и мылит мочалку и старается, трёт, аж пар из ушей идёт: «Третий слой грязи сошёл!» — сколько мочалок поменял, не принципиально, только в конце концов кричит: «Ой! Василий Иванович, глянь: майка-то, которую в прошлом году потеряли, нашлась!»
Ищущий (смеётся): Смешно…
Священник: Нет. Грустно. Представляешь, в какой дублёнке твоя душа?
Ищущий: Ну да, образно и доходчиво…
Священник: А Причастие, как я уже сказал, — это пища, и, судя по всему, душа твоя шибко изголодалась… И кого ты воспитаешь с таким твоим усердием к духовной жизни из своего крестника?
Ищущий: Хорошего человека…
Священник: Ну, хороший человек — это, конечно, здорово, но мне-то важно, чтобы из него и христианин какой-никакой получился.
Ищущий: Я буду стараться.
Священник: Понимаешь, воспитывать-то можно двумя способами: «Делай, как я!» и «Делай, как я сказал!» — и хорошо бы понимать, что второй принцип в общем-то малоэффективен: пока сам не станешь православным, и другому передать не сможешь ничего.
Ищущий: Потому я и пришёл…
Священник: Хорошо бы понимать, что тот, кого ты приносишь в храм на Крещение, нуждается в серьёзном духовном воспитании.
Ищущий: Многие полагают, что, когда вырастет, сам выберет себе веру…
Священник: А почему бы не перестать учить ребёнка разговаривать? Когда вырастет, сам выберет язык для общения?!
Ищущий: Похоже, если тут упустишь, то и разговаривать человек никогда не научится…
Священник: А почему с верой-то по-другому?
Ищущий: Не задумывался…
Священник: Многие не задумываются. А ты, случайно, не помнишь, в каком возрасте в сказке «Мэри Поппинс» дети перестают понимать язык птиц, ветра и солнечных лучиков?
Ищущий: В год?
Священник: Да. Точнее, как только прорежутся зубки. Думаю, что и со способностью детей понимать язык ангелов и слышать шелест их крыльев дело обстоит приблизительно так же. Недаром Христос говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Сколько исполнилось твоему подопечному?
Ищущий: Годик…
Священник: Значит, ты уже опоздал на целых, по крайней мере, одиннадцать месяцев, оставив ребёнка без ангельского воспитания…
Ищущий: А как это можно исправить?
Священник: Всё-таки дети очень восприимчивы к Божией благодати, и если их регулярно причащать, то это для них становится потребностью. Я понимаю, конечно, что тягота эта обычно ложится на мать, но на всякий случай предупреждаю, что, скорее всего, орать на крестинах твой подопечный будет ой как сильно…
Ищущий: Потерплю и постараюсь хотя бы регулярно на темечко капать родителям, чтобы в церковь водили…
Зачем человек приходит в храм
Священник: Но и рассказывать и объяснять многое надо будет. А зачем человек приходит в храм Божий?
Ищущий: Помолиться…
Священник: Можно и дома…
Ищущий: Гм… В храме поближе к Богу.
Священник: Это уже несколько иной ответ. А где Бог живёт?
Ищущий: На Небе.
Священник: А здесь, на земле?
Ищущий: Везде.
Священник: Тоже верно. Но у Него есть и особое место обитания…
Ищущий: В храме?..
Священник: Да, ведь храм — это кусочек Неба на земле. И это несмотря на то, что там могут быть и неприветливые, и вечно куда-то спешащие священники, и грубые свечницы и уборщицы, и самодовольные и чванливые прихожане. Конечно, Бог живёт во всём мире, в котором много зла, однако в храме Он живёт и действует особым образом: таинственным, то есть совершает таинства. А какой самый первый храм на земле построен руками человека?
Ищущий: В Иерусалиме?
Священник: Иерусалима ещё не было…
Ищущий: Тогда не знаю…
Священник: Знаешь. Просто вспомнить не можешь: Ноев Ковчег.
Ищущий: Разве это — храм?
Священник: Спасал?
Ищущий: Спасал. Да… значит, храм…
Священник: В наши дни слоган: «А у меня Бог — в душе, и поэтому в Церкви мне делать нечего» — у же набил оскомину. И если подавляющее большинство наших современников относится к Церкви именно так, то это вполне можно представить себе как состояние тех людей, которых Ной в своё время призывал опомниться, но они так и остались вне спасительного Ковчега.
— Отстань! Отстань ты, Ной! Не ной!
Ну что ты привязался?!
По пустякам не беспокой —
Пыли своим ты галсом:
Кругом зыбучие пески…
Какое наводненье?
Ты просуши свои мозги,
Чтоб не было сомненья!
Уже какой десяток лет
Трындишь, во дурень гордый!
И носишься ты, оглоед,
Как с писаною торбой,
С бредовой мыслью, что грехи
Всё небо прокоптили,
Очисть язык свой от трухи,
Не рушь людских идиллий!
Своим троим ты сыновьям
Лапшу на уши вешай,
А нам заступники всегда
Ярило или леший.
Какой ещё такой Христос? —
Служи свои обедни,
Но дай осилить передоз
Тем, кто гудел намедни.
Ну что ты рындой по утрам
Всех будишь спозаранку
И всем талдычишь, как баран,
Чтоб прекратили пьянку.
Совсем ты сбрендил, дорогой,
Ступай к свиньям собачьим
Иль забери их всех с собой,
Коль не могёшь иначе!
Священник: А сколько в этом Ковчеге было этажей?
Ищущий: Много… семь?
Священник: Всего лишь три. Но всякий православный храм, кстати, даже и многие языческие, и сам Иерусалимский храм были построены по принципу Ноева Ковчега.
Ищущий: Столь универсально?
Священник: Я думаю, что это — один из веских аргументов в пользу Всемирного потопа. Только храм не трёхэтажен, а трёхчастен. Первая часть — это внешний двор, включает в себя церковный двор, паперть и притвор. Вторая часть — внутренний двор — это там, где мы свечки ставим. Третья — Святая Святых, или алтарь. То есть храм — это корабль, плывущий по житейскому морю, воздвигнутому бурей напастей[19]. И куда плывёт этот корабль?
Ищущий (после некоторой паузы): В рай?..
Священник: Правильно. В Царство Небесное. То есть, возвращаясь к первому вопросу, человек приходит в храм Божий, чтобы попасть в рай.
Ищущий: Да вроде как-то рановато, сейчас не очень что-то хочется…
Священник: А я не говорю «сейчас», но ведь если бы ты хотел в ад, то пошёл бы, наверное, в церковь сатаны…
Ищущий: А такая есть?
Священник: К сожалению, да. И, по слухам, один из филиалов — в ближнем Подмосковье, а в Америке она зарегистрирована официально. Если бы тебе было наплевать, то ты не пошёл бы никуда. А так ты всё-таки пришёл сюда, значит, предпочтение конкретное у тебя есть, хотя бы для отдалённой перспективы… Ну, если честно, я и не предлагаю именно сегодня. Впрочем, это уже давно с самоиронией подметил в своей «Исповеди» Блаженный Августин: «Господи, спаси меня… но только не сейчас!» Но главное, что у тебя есть желание попасть-таки в это Царство…
Ищущий: Согласен.
Священник: А когда человек впервые попадает на этот церковный корабль?
Ищущий: Когда впервые приходит в храм.
Священник: А когда он впервые туда приходит? В самый первый раз?
Ищущий: Когда рождается…
Священник: Нет!
Ищущий: На Крещение?
Священник: Правильно. Чаще его туда приносят. То есть его вынимают из купели, из того самого житейского моря, и кладут прямо перед Царскими вратами на палубу, на амвон. Но ведь потом его с этой палубы волной грехов смывает?
Ищущий: Да…
Священник: И что он тогда орёт, если понимает, что тонет?
Ищущий: Помогите! Спасите!
Священник: «Спасите!» — точнее. И тогда батюшка протягивает ему свою епитрахиль. Видишь, это такая лента, перекинутая через шею и застёгнутая на пуговицы, знак священнического достоинства, которую многие воспринимают как фартук, но мне это в данном контексте больше напоминает трап или верёвочную корабельную лестницу. Когда после Исповеди священник возлагает её на главу кающегося, то это уже похоже на волну Всемирного потопа, которой омывается грех человека. И тут важно понять, к Кому именно ты пришёл на покаяние?
Ищущий: К Вам…
Священник: Нет.
Ищущий: А к кому?
Священник: Думай!
Ищущий: К Богу?
Священник: Да. А батюшка зачем?
Ищущий: Посредник.
Священник: А Господь что, глухой?
Ищущий: Нет.
Священник: Человек сам исповедуется непосредственно перед Богом. Перед самим таинством священник читает молитву, в которой есть слова: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». То есть батюшка — не совсем посредник. Да, он — участник таинства, но перед Богом стоишь непосредственно ты. А батюшка всё-таки зачем-то нужен…
Ищущий: Чтобы помочь…
Священник: Я бы сказал наоборот, чтобы тебе было трудно. Каяться перед столбом или табуреткой гораздо проще, а когда на тебя взирают глаза в глаза, то значительно сложнее, но огонь стыда помогает сжечь грехи.
Ищущий: То есть это подвиг личного восхождения на голгофу?
Священник: Точно сказал! Хорошо бы именно так относиться к покаянию. И ещё в Евангелии есть слова: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). То есть вот — я, вот — ты, и Кто между нами?
Ищущий: Христос.
Священник: Ты Его видишь?
Ищущий: Нет.
Священник: Но при этом Он невидимо, таинственно, присутствует и принимает твоё покаяние. Это и есть суть таинства — непосредственное действие Божие. И только Он может грехи прощать[20], а священник — свидетель покаяния, сердечного сокрушения человека и примирения его с Богом.
Ищущий: Но ведь исповедоваться можно и дома? Например, тем, кто болеет?
Священник: Да, конечно. Но и дома выполняется необходимое условие: двое собраны во имя Божие. То есть тут сама Церковь приходит в твой дом. И тут любой протестант может положить меня на лопатки простыми вопросами: «А ты знаешь, где Церковь есть?» — «Да, знаю!» — «А где её нет?» — «Нет, не знаю!» — «Ну так вот, у меня она есть!» — и мне особенно нечего возразить, кроме разве что: вера без дел — мертва (см.: Иак. 2:17). А главным делом у православных является Литургия. Кстати, как переводится это слово с греческого?
Ищущий: Не знаю…
Священник: Имеешь право…
Ищущий: На что?
Священник: Греческого не знать. Я же говорю, что отмалчиваться нельзя. Литургия в переводе с греческого буквально — «общее дело» — Бога и человека. Второе её название «Евхаристия» — «благодарение». Мы приносим Богу простые дары: хлеб и вино, а Он пресуществляет их в Свои Тело и Кровь. Это может совершиться только на престоле. Хотя… в лагерях ГУЛАГа служили и без него… Надеюсь, я показал важность храмового пространства, в котором действие Божие совершается? Постараюсь этим не ограничиться.
Ищущий: Хотелось бы.
Зачем в мир приходит Христос
Священник: Но коль мы заговорили о Евхаристии, то сначала бы хотелось выяснить, зачем Христос пришёл в мир, за что Его благодарить, зачем Он родился? Какова Его цель?
Ищущий: Научить людей, как идти к Богу.
Священник: Сам Христос, вообще-то, говорит о фарисеях: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк. 16:29). То есть, как идти к Богу, известно из Священного Писания Ветхого Завета.
Ищущий: Чтобы спасти людей.
Священник: Это уже точнее! А каким образом Он спасает людей?
Ищущий: Он показывает им пример, как надо жить.
Священник: Это, конечно, немаловажно, но, повторюсь, чтобы пользоваться примером и знать, как жить, достаточно Закона и пророков. А главное, от чего Он спасает людей?
Ищущий: Я буду настаивать на своём: от неправильной жизни.
Священник: Это уже совсем другое. А что такое неправильная жизнь?
Ищущий: Грех.
Священник: То есть Христос спасает человека от греха?
Ищущий: Да.
Священник: А кто согрешил?
Ищущий: Адам. Первый человек.
Священник: Да. Я бы даже уточнил: «я», ибо я с ним, с Адамом, увы, вполне солидарен в грехе.
Ищущий: А зачем мне надо понимать, что это я?
Священник: Чтобы мои, равно как и твои, взаимоотношения с Богом, как и взаимоотношения каждого человека, выросли до личностного уровня, чтобы каждый лучше чувствовал свою ответственность за грех…
Ищущий: И не сваливал всё на праотца…
Священник: Кстати, а где у человека, по православному учению, зарождается грех?
Ищущий: Не знаю…
Священник: Да, это ты тоже имеешь право не знать… В помыслах. А в католическом вероучении — через похоть, то есть ниже пояса.
Ищущий: А какое это имеет значение?
Священник: Вся аскетика в Православии сосредотачивается на борьбе с помыслами. Даже Тютчев, отнюдь не богослов, свидетельствует: «Не плоть, а дух растлился в наши дни»[21]! Таким образом, грех может быть искоренён в зародыше, а в западном христианстве упор направлен на следствие…
Ищущий: И что из этого следует?
Священник: То, что Адам, первый человек, вкусивший от древа познания добра и зла, имел именно эту возможность: искоренить грех изначально, — он же был предупреждён, но он не стал каяться. А что ему было обещано, если он откусит-таки от этого злополучного фрукта?
Ищущий: Изгнание из рая.
Священник: Предупреждение было иным.
Ищущий: Каким?
Священник: Смертью умрешь (Быт. 2:17)!
Ищущий: Да уж, предупреждён и научен. И, увы, никакого толку…
Грех, смерть и ад — тождественные понятия
Священник: Помню, в детстве, когда я слышал эту историю, то мне казалось, что Адам и Ева, вкусившие от этого плода, должны были тут же упасть мёртвыми. Однако ничего подобного — никакого раскаяния, и в конце концов отделались всего лишь навсего, как нам кажется, изгнанием из рая. Так что? Бог обманул?
Ищущий: Нет, наверное, суть в том, что человек стал смертным.
Священник: Да. Человек не был сотворён ни смертным, ни бессмертным. Господь дал ему обетование: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19). Только в зрелом возрасте я понял, что через грех мы стали смертными, а через смерть — причастными аду, избрали смерть…
Ищущий: Мне тоже казалось, что должно было быть так: откусили от яблока — и как два пальца в розетку засунули…
Священник: Ну да. А тут и опоясание из фиговых листьев себе успели сделать, и от Бога прятаться пытались, да ещё в конце концов Самого Бога и обвинили: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3:12). И тем самым сами себя обрекли на ад: «Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, руками бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя, падшаго»[22]. Падшего во ад, ставшего причастником смерти, ибо врата рая, врата жизни, были закрыты, и ангел с огненным мечом встал преградой перед ними.
Ищущий: Что-то не понял, куда был изгнан Адам? Я думал, на Землю?
Священник: А что, ты полагаешь, что рай был на Луне?
Ищущий: Так что, получается, что он был изгнан в ад?
Священник: Есть только рай и ад. И Адам был изгнан из рая.
Ищущий: В ад?
Священник: А куда же ещё?
Ищущий: И сейчас мы там?
Священник: В общем-то да. Есть замечательное стихотворение Дмитрия Кедрина. Ценность его особенно высвечивается тем, что написано оно было тогда, когда в стране лютовал атеизм:
Скоро-скоро, в жёлтый час заката,
Лишь погаснет неба бирюза,
Я закрою жадные когда-то,
А теперь — усталые глаза.
И когда я стану перед Богом,
Я скажу без трепета Ему:
«Знаешь, Боже, зла я делал много,
А добра, должно быть, никому.
Но смешно попасть мне к чёрту в руки,
Чтобы он сварил меня в котле:
Нет в аду такой кромешной муки,
Что б не знал я горше — на земле!
Просто мы настолько к этому привыкли…
Ищущий: К чему? К жизни в аду?
Священник: Да. К сожалению, мы этого уже даже не замечаем… Правда, сейчас у нас есть выбор, где жить. Но об этом мы, наверное, поговорим позже.
Ищущий: Почему не сейчас?
Священник: Сейчас очень важно понимать, что всё вышесказанное свидетельствует: грех, смерть и ад — это тождественные понятия. Грех есть смерть, а смерть есть ад. Но важно то, что Бог не оставляет человека и по изгнании из рая. Ты помнишь, сколько там было «фигурантов дела»?
Ищущий: Трое — Адам, Ева и змий…
Обетование Адаму. Тоненький ручеёк
Священник: И каждому было дано обетование…
Ищущий: Адаму, что хлеб будет есть в поте лица (см.: Быт. 3:19), Еве, что в болезни будет рождать детей (см.: Быт. 3:16), а змию — что-то не припомню…
Священник: Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15), что православным Преданием осмыслено как «семя жены сотрёт главу змия»…
Ищущий: Не очень понятно…
Священник: А что это за семена у женщины?
Ищущий: Её дети?
Священник: Точнее, Сын. Но и Жена, дающая это семя, тоже указана изначально! То есть от Жены родится Тот, Кто уничтожит это змеиное проклятие. Потом Она будет определена как Дева: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14), и даже таинственное, символическое имя будет обозначено Еммануил, сиречь «С нами Бог». А это означает: когда Он родится, то с нами на земле будет жить Бог, но тогда это было далёким-далёким будущим. И Кто это Такой?
Ищущий: Христос? Значит, надежда изначальна?
Священник: Да. Только тут важно понимать: Кто Он Такой, Христос? Тогда это было совершенно никому не ясно. Сказано, семя жены — и всё. Когда придёт, неизвестно. Как будет выглядеть, непонятно. И с момента грехопадения потёк тоненький ручеёк веры: от Адама к Авелю… но тут же прервался.
Ищущий: Почему прервался?
Священник: Каин убил Авеля… Но родился Сиф, и ручеёк потёк от Сифа к Ною…
Ищущий: И тут тоже чуть было не пересох…
Священник: Точнее, чуть не захлебнулся… Далее — от Ноя к Симу, от Сима к Аврааму, и ручеёк стал уже напоминать маленькую речушку, ибо появился народ Божий, с которым Господь заключил Свой Завет, что именно через него, через лоно Авраама, и произойдёт Тот, Кто и станет этим самым семенем жены.
Ищущий: А почему Его пришлось ждать так долго?
Священник: Ручеёк-то был тонкий. А вокруг неслись мощные потоки языческих цивилизаций, языческих народов. А в язычестве за множеством богов Бог был попросту потерян, пока не явился Авраам.
Ищущий: Такая важная фигура?
Священник: Более чем. Четырнадцать из пятидесяти глав Книги Бытия посвящены ему…
Ищущий: И что же в нём такого особенного?
Священник: Это действительно удивительная личность, хотя бы потому, что все религии, исповедующие Единого Бога, называются аврамистическими, но, наверное, о нём мы поговорим несколько позже, а сейчас надо понять суть той эпохи, в которой зарождалось истинное богопочитание, в которой жил древний человек и пытался так или иначе наладить свои взаимоотношения с горним, Божественным миром.
Ищущий: И в чём же суть этих взаимоотношений?
Смысл жертвоприношений
Священник: Дело в том, что любая религия не существует без жертвоприношений. Суть таковых взаимоотношений с Господом Богом — в исконном покаянном чувстве человека, которое не исчезает и у язычника: согрешил я, и в связи с этим я должен умереть, я причастен аду, но я приношу Тебе, Господи, лучшее, что у меня есть, то, что является источником моей жизни. По слову апостола Павла, без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9:22). Приносились всегда чистые и непорочные животные: тельцы, агнцы. Но в какой-то момент человечество додумалось до того, что стало приносить в жертву своих сородичей, а потом и своих детей.
Ищущий: Самое дорогое?
Священник: Наверное, так… Эдакое «соцсоревнование»: кто лучше ублажит божество…
Ищущий: Вы иронизируете?
Священник: Не совсем. Вера, как мы уже говорили, — самое важное, что есть у человека, и я стараюсь относиться к вере людей, пусть даже и к самым невероятным заблуждениям, но как к тому, что сохранило живое чувство человека к Богу. Дело в том, что человеческие жертвоприношения — явление тотальное. Нет народа, который бы через это не прошёл.
Ищущий: Никого не миновало?
Священник: Никого. Кто такая наша родная Баба-яга?
Ищущий: Старая дурёха из русского фольклора, которая чаще помогает, чем вредит всяким там Иванам-царевичам и Ванькам-дуракам…
Священник: Это очень верно ты заметил, что она помогает: она же жрица. То есть она поставлена на службу конкретному языческому божеству ради службы человеку, своим сородичам. Но жрица-то она человеческих жертвоприношений.
Ищущий: Как-то в таком ракурсе я Бабу-ягу не воспринимал…
Священник: В сказке чаще всего есть целомудрие, которое не обнажает глубинных пластов реальности. Но ведь до чего хороши иллюстрации Билибина, изображающие, как Василиса уходит из дома Бабы-яги, неся череп с горящими глазницами, а около избы — скелеты и черепа, нанизанные на частокол. А почему колдунья саму Василису-то не слопала?
Ищущий: Не задумывался… Действительно: пришла одинокая девица в нощи — ни тебе свидетелей, ни тебе защиты…
Священник: Вряд ли оттого, что старуха была сыта? Она ела не всех подряд и не во всякий день, а только тех, на кого выпадал жребий. Чаще всего это бывало, насколько я понимаю, в полнолуние. Если помнишь, Баба-яга предложила Василисе, прежде чем исполнить её просьбу и дать огня, дня три поработать, наверное, как раз для того, чтобы положенное время приспело. А в случае невыполнения непосильного задания появлялась легальная причина, чтобы её сожрать, то есть принести в жертву.
Ищущий: Ну да. И даже после того, как Баба-яга узнала о материнском благословении, злоба её не захлестнула и она девушку отпустила…
Священник: И жребий тут ох как важен: без жребия никак нельзя — нужно, чтобы боги сами указали себе жертву.
Ищущий: Тут, однако, целая наука…
Легенда о Нараяме
Священник: Ещё какая! Помнишь японский фильм «Легенда о Нараяме» Сёхэя Имамуры?
Ищущий: Смутно. Но некоторые яркие эпизоды запомнились…
Священник: Кто там был жрецом?
Ищущий: А что, там разве был жрец и жертвоприношения?
Священник: Я же говорю, что человечество без жертвоприношений не живёт. А тут короткая история языческого клана, которому надлежит пережить очень суровую зиму, и Нараяма необходимо ублажить.
Ищущий: Но они же там просто живут от ранней весны до поздней осени и никаких жертв не приносят. Кто же тогда жрец?
Священник: Старуха-мать.
Ищущий: Мать? Это как?
Священник: На ней сходятся все нити бытия, уклада и умонастроения всей семьи и всей природы. Она одна понимает, сколь трудна и сурова будет предстоящая зима. Чтобы пережить такую зиму, необходимо обеспечить клан пропитанием, ибо голод, как известно, всегда союзник холода. И для того чтобы этого голода не случилось, необходимо уменьшить количество ртов в этом клане. Поэтому она наветом изводит невестку: как-никак не своя кровинушка. Ничего, мол, сынуля стерпит, переживёт, а потом оклемается и нагуляет себе другую, получше. Казалось бы, чего проще: есть свой младшенький, никчёмный сын, которого все шпыняют, его бы и в расход пустить, но его она бережёт и, более того, обеспечивает ему возможность даже насладиться женской радостью, коей он лишён.
Ищущий: Ну да, его все явно недолюбливали и презирали. И без её помощи он бы так и обходился услугами собаки, а старухе он был дорог.
Священник: Язычество потрясающе настроено на выживание. Связь с природой и её использование доведены в нём до такого высокого уровня, что преодолеть его и переключить своё сознание исключительно на почитание Единого Бога очень и очень сложно.
Ищущий: Но фильм-то заканчивается гибелью старухи!
Священник: Не гибелью. Это и есть то самое жертвоприношение, которое окончательно обеспечивает семье возможность пережить всю лютость зимы. Есть ещё один лишний рот. И этим ртом является её рот, старухин! Но всё должно быть по закону. И она выбивает себе зуб, как свидетельство собственной дряхлости, как доказательство, что ей пора к Нараяму. Она сама себя приносит в жертву и передаёт жреческие полномочия своему старшему сыну, который и несёт её на гору и оставляет там одну, то есть приносит в жертву — нет, не умирать — встречать Нараяма! Сколько в ней достоинства! Потрясающе!
Ищущий: Да. Это чётко оттенено брыкающимся и вопящим стариком из другого семейства, которого сын волочёт подыхать…
Священник: Но и убитая сноха — это по сути своей тоже своеобразное, пусть и без ритуала, жертвоприношение! Вот и наша Баба-яга, в принципе, такая же жрица. Просто так она жрать никого не будет. Ей тоже надо, чтобы всё было по закону Перуна там, Сварога, Велеса или ещё кого. Но главное, что она служит клану. Её колдовством обеспечивается и сев, и жатва. Без неё не обходится языческий быт. А в жертвоприношении одна часть отдаётся божеству, одна — ей, а одна — племени, так что все участвуют в трапезе.
Ищущий: Все повязаны кровью?
Священник: Да. А Снегурочка? Это кто такая?
Ищущий: То ли внучка Деда Мороза, то ли родившаяся из снега девочка.
Священник: Ну, это уже более поздние, вполне православные трактовки, тем более если учесть, что Дед Мороз — это, в общем-то, святитель Николай, Санта-Клаус. А на самом деле Снегурочка — это жертва.
Ищущий: Жертва?
Священник: В честь Ярилы разводился большой костёр в яме, и все через него прыгали, до тех пор, пока кто-то не выбивался из сил и не падал в огонь. Чаще всего это была девушка, ибо парни всё-таки повыносливее и половчее…
Ищущий: Весёленькое у нас языческое прошлое…
Священник: Да уж. Но бывало ещё веселее…
Ищущий: Это где?
Священник: Думаю, на сегодня достаточно… Я бы попросил тебя внимательно несколько раз прочитать Символ веры. Выучить его ты вряд ли сможешь, но пройденное закрепить надо. И ещё: прочитай первые три главы Книги Бытия. Хорошо?
Ищущий: Попробую…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стать верным, или Опрокинутый ад предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
18
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в ́Духа Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.
20
Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый, и мытаря познавшаго своя прегрешения оправдавый, приими исповедание раба Твоего [или рабы Твоея] (имярек), и еже Ти согреши, вольныя его [или ея] грехи и невольныя словом или делом, или помышлением, яко благ презри. Ты бо един власть имаши отпущати грехи, яко Бог милостем и щедротам еси и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь. (Из чина причащения болящего.)
21
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»