Христианское благочестие. История и традиции

архимандрит Макарий (Веретенников), 2017

Новая книга архимандрита Макария (Веретенникова) представляет собой собрание различных статей, публиковавшихся ранее в периодических и иных изданиях. Все эти очерки объединяет тема христианского благочестия, рассматриваемая в контексте исторической традиции. Автор предлагает читателю задуматься над истоками церковных традиций и богослужебных обычаев, понять их смысл и символику. Книга адресована широкому кругу читателей.

Оглавление

О зевоте

В древнерусской письменности говорится о важности, необходимости и полезности чтения духовных книг. «Доброе дело, братья, чтение книг, особенно для каждого христианина, ибо сказано: “Блаженны познающие учение Его, всем сердцем стремящиеся к Нему”. Что же означает: познать учение Его? Когда читаешь книгу, не старайся быстро дочитать до следующей главы, но подумай, о чем говорит книга и слова ее, и трижды обратись к одной главе»[44]. Ниже продолжается: «Скажу так: конь управляется и удерживается уздою, праведник же — книгами. Не собрать корабля без гвоздей — не будет праведника без чтения книжного. Как пленник всегда думает о родных своих, так и праведник — о чтении книжном. Красота воину оружие и кораблю — паруса, так и праведнику — почитание книжное»[45].

В «Повести временных лет» под 1036 годом читаем: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания… кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу»[46].

Однако святые подвижники говорят о возможных искушениях, возникающих при чтении душеполезных книг. В «Добротолюбии» читаем об этом: «Некоторые из нечистых демонов всегда приседят подле читающих и всячески ухитряются отвлекать ум их инуды. Часто, взяв повод от самих Божественных Писаний, они наводят их на худые помыслы; бывает, что они против обыкновения заставляют зевать, или наводят тяжкий сон, много отличный от обыкновенного. Это испытал я сам на себе; но не понимал хорошо причины, хотя часто подвергался тому. От святого же Макария слышал, что и зевота безвременная и сон от демонов; в доказательство чего он приводит обычай при зевоте полагать крестное знамение на уста, по древнему незапамятному преданию. Все это мы терпим от них потому, что при чтении не храним трезвенного внимания, и не помним, что читаем святые словеса Бога Живого»[47]. Таким образом, во времена аввы Евагрия Понтийского († 399) и преподобного Макария Великого († 390; память 19 января) крестить рот при зевоте было обычаем. Следовательно, эта особенность, можно думать, восходит ко времени зарождения монашества в христианстве, то есть к IV веку.

Зевота — рефлекторный дыхательный акт, глубокий затяжной вдох и относительно быстрый выдох, который может сопровождаться своеобразным звуком. С медицинской точки зрения зевание бывает при утомлении организма, ухудшении работы сердца и сосудов, отсутствии мышечной деятельности, во время пребывания в душном помещении, а также в сонном состоянии. Зевание помогает снять усталость, психическую нагрузку, обновить воздух в лёгких, охладить мозг. Зевота возникает как подражательное действие, то есть может передаваться от одного человека к другому. Необходимо назвать одно её положительное действие: в самолёте зевота помогает снять заложенность ушей.

Важно добавить, что зевота может возникать не только при чтении душеспасительных книг, но и во время богослужения в храме. Однако она сразу проходит, стоит только выйти из храма. Поэтому неслучайно святые отцы говорят об этой проблеме. Авва Исаия поучает: «Если позывает на зевоту, не открывай уст своих, и она отбежит от тебя»[48]. Ниже он возвращается к этой теме: «Если нападет на тебя зевота, не открывай рта, и пройдет»[49]. Таким образом, аскеты-подвижники наставляют нас бороться с этим явлением, тем более, учитывая его «подражательное действие» и неэстетичность.

Примечания

44

Красноречие Древней Руси (XI–XVII в.). М., 1987. С. 34.

45

Там же. С. 35. См. также: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2: XI–XII века. СПб., 1999. С. 407.

46

Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 204.

47

Евагрий Поптийский, авва. Наставления о подвижничестве // Добротолюбие. Т. 1. С. 582. Приведём, однако, мнение пастыря-богослова нашего времени, который говорит: «Крещение рта при зевании — непонятная привычка, которую следует изживать» (Остапов А„прот. Пастырская эстетика. М., 2000. С. 11). В этой брошюре только данное место выделено курсивом, но при этом не сделано никаких пояснений. В последнем издании курсив уже отсутствует (М., 2012. С. 19).

48

Исаия, авва. Слова // Добротолюбие. Т. 1. С. 287.

49

Он же. Правила и советы новоначальным инокам // Там же. Т. 1. С. 446.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я