Христианское благочестие. История и традиции

архимандрит Макарий (Веретенников), 2017

Новая книга архимандрита Макария (Веретенникова) представляет собой собрание различных статей, публиковавшихся ранее в периодических и иных изданиях. Все эти очерки объединяет тема христианского благочестия, рассматриваемая в контексте исторической традиции. Автор предлагает читателю задуматься над истоками церковных традиций и богослужебных обычаев, понять их смысл и символику. Книга адресована широкому кругу читателей.

Оглавление

Крестное знамение

Крест первоначально служил орудием мучительной казни преступников. Именно на нём пострадал Иисус Христос, Спаситель и Искупитель мира. Обагрённый кровью Божественного Страдальца Крест после этого стал орудием искупления, символом христианства, положив начало новой эре в истории человечества — Новому Завету. Он именуется теперь Животворящим, Господним, Христовым, святым, честным.

Знамение Креста, явившееся на небе императору Константину, ознаменовало победу христианства над язычеством, окончание гонений на последователей Христа и положило начало новой эпохе в мире. Вскоре его мать, царица Елена, предприняла действия по поиску святыни и обрела в Иерусалиме подлинный Крест Христов.

Прославлению Креста Господня посвящён один из двунадесятых праздников. Первая стихира службы начинается словами: «Крест возносится, и демони прогоняются…». И далее неоднократно об этом говорится: «…днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися»; «…Кресте честный, имже… земнии… обожихомся, и диавол всеконечно низвержеся». В светильне в конце канона говорится: «Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкве, Крест — царей держава, Крест — верных утверждение,

Крест — Ангелов слава и демонов язва»[31]. Главной особенностью этого праздника является вынос из алтаря на средину храма святого креста.

Это же происходит на Крестопоклонной Неделе Великого поста и в праздник первого Спаса. В воскресные дни Великого поста перед крестом Христовым совершается акафист Страстям Христовым. Существует благочестивая традиция, когда в Великий Четверток верующий человек пламенем свечи, принесённой из храма после чтения 12 страстных Евангелий, изображает на откосах окон и дверей своего дома крестное знамение.

Крест Христов положен в основу структуры православного храма, и он же венчает его купол и иконостас в нём. Крестное знамение является непременным священнодействием при совершении Таинств. Крестным знамением и призыванием имени Божия святые подвижники творили чудеса, изводили воду, поражали бесовскую силу.

При Таинстве Крещения на крещаемого надевается нательный крест. На молитве христианин осеняет себя крестным знамением. Когда мы испрашиваем благословение у священника, он осеняет нас крестным знамением. Перед принятием пищи её благословляют крестом. Отходя ко сну, благочестивый христианин целует нательный крест. И после смерти на могиле христианина также ставится крест, который венчает его жизненный путь. Таким образом, крестное знамение сопровождает христианина в течение всей его жизни.

Крест — это также наш жизненный путь. Именно это имеет в виду Христос Спаситель, когда призывает Своих последователей: Если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Апостол Павел в Послании к Галатам пишет: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14).

На Руси издревле это хорошо понимали. Под 1068 годом в «Повести временных лет», содержится, можно сказать, гимн Кресту, силою которого был преодолён раздор и явлена была победа при нашествии иноплеменных: «Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и́; темже наведе Бог поганыя, сего ж яве избави Крест честный в день бо Въздвиженья Всеслав взодхнув рече: “О Кресте Честный! Понеже к тобе веровах, избави мя от рва сего”. Бог же показа силу крестную на показанье земле Русьстей, да не преступают Честного Креста, целовавше его; аще ли преступит кто, то и зде приимет казнь, и на придутцем веце казнь вечную. Понеже велика есть сила крестная: Крестом бо побежени бывают силы бесовьскыя, Крест бо князем в бранех пособит, в бранех Крестом согражаеми вернии людье побеждают супостаты противныя, Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с верою, ничто же ся боят беси, токмо Креста, аще бо бывают от бес мечтанья, знаменавше лице Крестом прогоними бывают»[32]. Преподобный Савва Звенигородский († 1407; память 3 декабря) прославляется за то, что «оружием креста ограждайся… всю силу противнаго победил еси и до конца сего без вести сотворил еси»[33].

За крестное знамение русские люди терпели страдания. В Волоколамском Патерике говорится об одном иноке-исповеднике, подвизавшемся в обители преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9 сентября). В 1480 году во время Угорского стояния «в прихожение еже к Угре безбожнаго царя агарянскаго Ахмата и той пленен бысть некоим от князей его, еще пребывая в мирьском образе, и понужен бысть отоврещися Господа нашего Исуса Христа. Множество же крестов на гойтане, еже взяша у християн злочестивии того слуги, и тех множество животворящих крестов повеле той безбожный князь давати ему (пещи тогда горящи в храмине той), яко да вверзет их во огонь, а другому слузе стояти с мечем над главою: аще не вверзет их, да усечет его. Он же изболи паче умрети за Господа нашего Исуса Христа и глагола безбожному князю: “Мы сим поклоняемся и лобзаем их”. Злочестивый же той повеле устрашити его посечением: и резати помалу по шин его, и давати ему кресты — да вверзет их в огнь. Он же не хотяше того сотворити. Безбожный же той повеле, взем за гойтан, теми кресты бити его без милости. Он же никакоже не послуша. И абие внезапу прииде страх на безбожнаго царя Ахмата, и побеже. Тогда и той и князь побеже. А его во единой срачице и босого повергоша на ледине, и великаго ради мраза перьсти ногам его отпадоша. И по отшествии безбожных взяша его, еле жива, во град; бысть произволением мученик и без крови венечник»[34]. Преподобный Иосиф в своём труде писал: «…там, где изображается, из любого вещества, — туда приходит благодать и освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего. Он дал нам знамение, чтобы изображать его на челе, на сердце и на всех членах»[35].

Итальянский дипломат, посетивший Москву при Иоанне Грозном, писал о благочестии, которое увидел на Руси: «И более всего характеризует благочестие народа то, что, начиная всякое дело, они осеняют себя крестом. Мы заметили, когда были в Старице, что строители стен, возводившие крепость, начинали работу не раньше, чем повернувшись к крестам, воздвигнутым на храмах, почтили их должным образом. Войдя в дом, они сначала, по обычаю, крестятся на крест или на икону, а их принято помещать во всех домах на самом почетном месте, а только потом приветствуют остальных»[36].

С особой силой мы обращаемся к Кресту в молитве «Да воскреснет Бог…», читаемой во время бесовских страхований. В ней говорится: «…тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением…

Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе Пропятаго… О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею…». Последуя нашим благочестивым предкам и подражая им, нам необходимо чаще прибегать к Кресту Христову для преодоления различных жизненных искушений, необходимо чаще осенять себя крестным знамением перед началом различных дел, в трудных обстоятельствах и т. д. «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся!..».

Примечания

31

Минея. Сентябрь. М., 2003. С. 410, 416, 423, — Ред.

32

ПСРЛ. Т. 1. СПб., 1846. Стб. 74.

33

Утреня. 3-й тропарь 1-й песни канона // Минея. Декабрь. Ч. 1. М., 2002. С. 91.

34

Древнерусские Патерики: Киево-Печерский Патерик. Волоколамский Патерик / Изд. подг. Л.А. Ольшевская и С.Н. Травников. М., 1999. С. 88.

35

Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. М., 2008. С. 131.

36

Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 90.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я