Пограничники Беларуси. Ноябрь 1917 – март 1921

Коллектив авторов

В этой книге собраны документы об организации пограничной охраны на территории Беларуси в период с ноября 1917 г. до установления т.н. «Рижской границы» в марте 1921 г., а также об участии пограничных формирований в советско-польской войне на территории Беларуси.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пограничники Беларуси. Ноябрь 1917 – март 1921 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1917

1918

Из Директивы войскам Северного фронта в связи с возобновлением войны с Германией2

№484/Б, г. Псков

17 февраля 1918 г.

Сегодня наштаверх передал следующую телеграмму, полученную им из Брест-Литовска, от генштаба Самойло: «Сегодня, 16 февраля, в 19 часов 30 минут от генерала Гофмана мне объявлено официально, что 18 февраля в 12 часов оканчивается заключенное с Российской республикой перемирие и начинается снова состояние войны. 17 февраля утром со вверенной мне комиссией я выезжаю на Барановичи и Минск. Генштаба Самойло».

Германия не перемирие прервала, а объявила нам войну, так как мы еще неделю тому назад заявили, что прекращаем состояние войны с центральными державами. Нам неизвестно, что предпримет противник против нас, что поставит он целью своих действий-захват ли колоссального военного имущества, находящегося в районах армий, или поведет наступление для завоевания Лифляндии и Эстляндии с г. Ревелем или для захвата Двинска.

Во всяком случае на войска Северного фронта и на молодые части Рабоче-Крестьянской Красной Армии ложится обязанность защищать всеми силами и средствами завоевания рабоче-крестьянской революции.

Если бы армиям, в случае нападения противника, невозможно было вести регулярную войну за расстройством войсковых частей, предлагаем вести малую войну, действуя отдельными партизанскими отрядами, немедленно выделив их из пехотных, кавалерийских, артиллерийских и других частей.

В случае натиска значительных сил противника разрешаем войскам отходить, уничтожая за собой все военные запасы и еще невывезенную материальную часть артиллерии…

Члены Управсева: Позерн, А. Щербаков

Врид наштасев Вишневский

Из сводки оперативного управления штаба Главковерха о положении на Северном и Западном фронтах3

№2, г. Петроград

20—21 февраля 1918 г.

Сведения об армиях Западного фронта

От генерального штаба Соллогуба получены донесения от 11 часов 30 минут 21 февраля из Минска о положении на Западном фронте к вечеру 20 февраля.

3 армия. В районе армии германские разъезды вызвали панику, которая постепенно улеглась. Наступления крупных сил противника не обнаружено. Работы по демобилизации армии продолжаются. Штаб армии и армейский комитет находятся в Полоцке.

10 армия. Ст. Радошковичи занята крупными силами германцев, которые продолжают наступление на Минск. Штарм 10 выехал из Молодечно, где он сейчас находится — неизвестно.

2 армия. Днем 20 февраля г. Несвиж занят германской пехотой, которая следует далее на Слуцк и Бобруйск; сейчас пехота германцев дошла до Киевичи. Германцы заявили, что если мир не будет подписан, они займут Смоленск. Получены непроверенные слухи, что немцы, узнав о согласии [Совета] Народных Комиссаров подписать мир, очистили ст. Синявку, оставив там лишь караулы.

Через Слуцк дезорганизовано отступают в страшном беспорядке солдаты 9 корпуса. Часть членов армейского комитета исчезла из Слуцка, Командарм и штарм 2, не имея перевозочных средств для переезда, остаются в Слуцке. Отряд Красной гвардии, бывший на ст. Старые Дороги, ушел на юг. Дорога полякам на юг открыта.

19 февраля, получив известие о приближении германцев, Мясников и советские власти решили разными путями покинуть Минск. Благодаря хаосу, страшной панике и недоразумениям с железнодорожниками никто организованно не выехал. Эшелон Мясникова отошел с большим трудом. В таких условиях я и штаб Западного фронта были вынуждены оставаться в Минске. Власть в городе перешла в руки польских и белорусских организаций, последние действуют в контакте с генералом Довбор-Мусницким.

Прибытие германских частей в Минск ожидается к вечеру 21 февраля. К этому времени возможен и приход в Минск частей корпуса генерала Довбор-Мусницкого. Вследствие создавшегося положения начальник штаба Западного фронта генерального штаба Соллогуб нашел бесцельным существование штаба Западного фронта и утром 21 февраля отдал приказ о его расформировании. В 11 часов 30 минут в Минск одновременно вступили передовые части германцев и корпус поляков генерала Довбор-Мусницкого.

Генерал-квартирмейстер генерального штаба Верцинский

Постановление Комитета революционной обороны Петрограда о создании отрядов Завесы для защиты Республики от немецкого вторжения

№38

3 марта 1918 г.

Согласно решению Комитета революционной обороны штабы фронтов, как оперативные органы, упраздняются.

Ввиду этого штабы фронтов должны закончить демобилизацию остатков армий и имущества. Вследствие продвижения германцев в глубь страны необходимо создать завесу, которая положила бы предел распространению германцев внутрь страны. Завеса должна состоять из отдельных отрядов, действующих во взаимной связи. Управление этими отрядами объединяется следующим образом.

Отряды, выдвинутые в сторону Финляндии, на Нарву, Псков, Дно, Старую Руссу, и все части ближней обороны Петрограда подчиняются начальнику обороны Петрограда, штаб которого Мойка, 67, Довмин.

Отряды, действующие между линией Остров — Старая Русса и линией Полоцк — Велиж — Белой, подчиняются начальнику Северной группы отрядов, штаб которого должен быть выделен из штаба Северного фронта в самом ограниченном числе лиц, строго необходимом для управления отрядами в оперативном отношении и в отношении распределения между ними предметов снабжения всем необходимым.

Отряды, действующие между линией Полоцк — Велиж — Белой и р. Припятью, подчиняются начальнику Западной группы отрядов, штаб которого должен быть выделен из штаба Западного фронта в самом ограниченном числе лиц, как это выше было указано.

Начальник обороны Петрограда, начальник Северной группы отрядов и начальник Западной группы отрядов подчиняются Верховному Совету Обороны.

Командующие войсками Петроградского и Московского военных округов со своими штабами обязуются энергично формировать части всех родов войск и технические средства, предоставляя их в распоряжение начальников обороны Петрограда, Западной и Северной групп отрядов по нарядам Верховного командования. Кроме того, назначается начальник обороны г. Москвы, коему в связи с начальником Западной группы отрядов надлежит организовать оборону подступов к Москве. Командующему Казанским военным округом надлежит немедленно приступить к формированию частей всех родов войск и технических средств. Части и технические средства, формируемые командующими войсками Петроградского, Московского и Казанского военных округов, предназначаются для усиления отрядов, образующих завесу против вторжения немцев, формируемых местными средствами. Названные командующие войсками должны ежедневно сообщать в Петроград, Мойка, 67, Довмин, начальнику штаба обороны — какое число частей всех родов войск и технических средств имеется у каждого из них в полной готовности к отправке по наряду Верховного командования.

Отряды, находившиеся в ведении Революционного штаба при бывшей Ставке, в зависимости от места их нахождения подчиняются или начальнику Северной группы отрядов или начальнику Западной группы отрядов.

Революционный полевой штаб при бывшей Ставке расформировывается. Что касается формирований частей в военных округах, то командующим войсками надлежит обратить особое внимание на полное соответствие формируемых частей и их начальников тем чрезвычайно важным боевым задачам, которые на них возлагаются правительством.

Главкосев и главкозап обязуются руководить действиями отрядов, находящихся в пределах Северного и Западного фронтов, впредь до прибытия и вступления в командование вновь назначенных начальников Северной и Западной групп отрядов, равным образом главкосев и главкозап обязаны осуществить все формирования и исполнить все задачи, которые возложены на них предыдущими распоряжениями.

Для защиты от вторжения германцев в район между р. Припятью и Черным морем образуются участки завесы Украинский и Южный с ответственными начальниками во главе, на основании особых указаний.

Члены Комитета революционной обороны:

Н. Крыленко, Н. Подвойский, К. Мехоншин, Г. Благонравов, М. Левенсон, К. Радек, Я. Фишман, Влад. Бонч-Бруевич».4

Директива Высшего военного совета о создании Северного и Западного участков Завесы, Московского и Петроградского районов обороны5

№72

5 марта 1918 г.

15 час. 15 мин.

Для прикрытия внутренних областей государства от возможного вторжения германцев решено организовать завесу из отдельных отрядов, удерживающих указанные каждому из них районы и действующих во взаимной связи. Оборона Петрограда с подступами к нему и оборона Москвы составляет особые задачи, решение которых вверяется особо назначенным ответственным лицам, действующим совместно с Петроградским и Московским Советами крестьянских и рабочих депутатов.

Вся завеса разделяется на два участка — Северный и Западный, разграничительной линией между этими участками служит направление железной дороги Невель — Великие Луки — Торопец — Осташков — Бологое с отнесением этих пунктов и железной дороги к Северному участку, а Бологое — к Западному участку. Начальник Северной группы отрядов завесы формирует свой штаб из средств штаба Северного фронта, начальник Западной группы отрядов завесы формирует свой штаб из средств штаба Западного фронта. Штат штаба группы будет объявлен дополнительно — Начальникам Северной и Западной групп в кратчайший срок представить план организации завесы с указанием силы отрядов, мест их расположения, задач каждому из них. Начальники обороны Петрограда и Москвы должны представить свои планы на утверждение начальников Северной и Западной групп, соответственно.

На командующих войсками Петроградского, Московского и Казанского военных округов возлагается обязанность вести точный учет всякого рода формирований частей пехоты, конницы, артиллерии, а также пулеметных команд и частей вспомогательного назначения. Ежедневно командующие названных округов обязуются телеграфно сообщать о всех готовых к отправке в отряды завесы частях, имеющихся в пределах вверенных им военных округов. Для достижения этого штабам округов надлежит войти в общение со всеми учреждениями и организациями, находящимися в пределах округа, и немедленно составить перечни всех сформированных ими частей. Энергичная работа штабов в этом направлении является основой успеха всего нашего дела защиты государства от вторжения германцев.

Предлагаю командующим войсками округов обратить самое серьезное внимание на то, чтобы формируемые части представляли из себя батальоны и роты с необходимым числом кадровых офицеров-техников, без которых действия этих частей против германских частей окажутся неискусными и осужденными на неудачу.

Настоящее распоряжение подлежит безусловному исполнению как мера охраны государства независимо от того, что мирный договор уже подписан.

Бонч-Бруевич, Шутко, П. Прошьян6

Докладная записка военного руководителя Московского района обороны в Высший военный совет об организации обороны Западного участка отрядов Завесы7

№ [пропуск] г. Москва

18 марта 1918 г.

При современном соотношении сил России и центральных держав создавшаяся на фронте обстановка позволяет нашему противнику продвигаться вперед, используя для этого железные дороги; лишь в исключительных случаях он двигается по шоссе.

Отсюда вытекает наш способ действии: при невозможности удержать противника отходить, разрушая дороги, действуя на его тыл и при особо благоприятных условиях пытаясь остановить противника на заранее подготовленных узлах обороны.

С фронта Западного участка к Москве ведут8:

1. Одноколейный железнодорожный путь Великие Луки — Ржев — Москва.

2. Двухколейный железнодорожный путь Витебск9 — Орша — Смоленск — Москва.

3. Шоссе Рогачев — Рославль — Малоярославец — Москва.

4. Одноколейный железнодорожный путь Гомель — Брянск — Калуга — Москва.

На каждом из этих направлений требуется организовать самостоятельный отряд, наблюдающий все главнейшие направления к противнику; все четыре отряда образуют завесу, прикрывающую новую границу.

Представляется желательным, по соображении со всеми местными и бытовыми условиями, величину этих отрядов иметь:

1. Великолуцкий — бригада пехоты с бригадой конницы и соответствующая артиллерия. Отряд наблюдает невель-полоцкое направление и занимает частью своих сил Невель.

2. Смоленский — дивизия пехоты с бригадой конницы и соответствующая артиллерия. Отряд наблюдает витебско-полоцкое, оршанское и могилевское направления, занимая Витебск и выдвинув часть сил возможно ближе к Орше и Могилеву (через Красный и Горки).

3. Рославльский — бригада пехоты с дивизией конницы и соответствующая артиллерия.

Отряд наблюдает могилевское, рогачевское и гомельское направления, выдвинув часть своих сил возможно ближе к Могилеву, Рогачеву и к р. Сож.

4. Брянский — дивизия пехоты с бригадой конницы и соответствующая артиллерия. Отряд наблюдает гомельское направление и выдвигается к границам Украины.

Первоначальные пункты для расположения штабов отрядов: Великие Луки, Смоленск, Рославль, Брянск. Сила отрядов, конечно, указывается лишь для начала.

К. Байов

Докладная записка командования Западного участка Завесы в Высший военный совет об организации войск и состоянии участка10

№61, г. Москва

27 марта 1918 г.

1. Западный участок отрядов завесы включает четыре главных направления:

а) Невель-Ржев-Москва. Участок до Ржева не располагает удобными водными преградами для организации арьергардных боев, но полоса вдоль железной дороги изобилует болотами, бедна грунтовыми путями и распространение здесь неприятеля может задерживаться действиями партизан и разрушением железной дороги. Организованное сопротивление намечается у Ржева, где руководителю Московского района указано производить оборонительные работы. Это направление является для обороны Москвы менее важным по сравнению со Смоленском, от которого отделено болотами, но очень важно для связи с петроградским участком и для противодействия попытке неприятеля разрезать наш фронт движением на Бологое.

б) Смоленское направление — важнейшее историческое направление наступления на Москву. Оборону у Смоленска намечается вынести на меридианы Красного, но она будет, впредь до усиления завесы новыми войсками, иметь лишь арьергардный характер с целью сосредоточения сил для решительного отпора у Вязьмы. Орша не может быть вовсе обороняема, подступы к Витебску могут защищаться только местными средствами, ввиду опасности выносить сосредоточение каких-либо частей к этому выдвинутому району.

в) Рославльское направление — прекрасное шоссе, но удаленное от железных дорог и требующее наступления на 200 верст от Рогачева до Рославля без связи с железными дорогами. Оборона на первое время намечается без всяких оборонительных сооружений, и будет возложена на броневой автомобильный дивизион, подрывную команду на автомобилях, кавалерийский полк.

г) Брянское направление, раздваивающееся у Брянска по линиям железных дорог на Гомель и Михайловский Хутор. У Брянска намечена на правом берегу Десны позиция предмостного типа. Для противодействия охвату ее с левого фланга на правый берег р. Ревна выдвинуты партизанские отряды, коими выполнены уже некоторые оборонительные работы.

2. Более подробное описание оборонительных районов будет представлено дополнительно, по производству мною и чинами моего штаба дополнительных рекогносцировок.

3. Общая идея действий завесы сводится к аръергардным действиям, постепенному отходу с капитальной порчей искусственных сооружений на путях сообщения и с поднятием местного населения для широкого развития партизанских действий. На важнейших смоленском и брянском направлениях выдвижение больших отрядов значительно за рокировочную линию Смоленск — Брянск не намечается. В зависимости от успехов формирования в московском районе живой силы позиции для оказания решительного отпора могут измениться, пока же они намечаются на линии Ржев — Вязьма — Жиздра — Тула.

4. Задачи отрядов пока остаются указанные приказами №№7 и 8 главкозапа от 4 и 10 марта сего года.

5. Отряды завесы на смоленском, рославльском и брянском направлениях — на пути к сформированию.

6. Штаб Западного участка отрядов завесы переезжает 27 марта в Сухиничи.

Военный руководитель Генерального штаба Егорьев

Начальник штаба Генерального штаба Свечин

Донесение Военно-Революционного Комиссариата района Великие Луки в Высший Военный совет о положении на демаркационной линии11

№72, г. Великие Луки

28 марта 1918 г.

13 час.

1) В направлении Великие Луки — Режица — Опочка немцы занимают ст. Розеновская, ими разбирается железнодорожный мост через р. Синюю, в двух верстах от ст. Розеновская в нашу сторону,

2) В направлении Великие Луки — Полоцк, по донесениям начальника отряда на ст. Полота Николаевской железнодорожной линии Полоцк — Бологое, к Полоте продвигается крупный отряд белогвардейцев, вооруженных пулеметами и артиллерией. Наблюдаются случаи нарушения немцами демаркационной линии во многих пунктах этого района, хотя командующим немецкими отрядами г. Полоцка было заявлено категорически нашим парламентерам, что ни один немецкий солдат не нарушил демаркационной линии. Нами послан командующему отрядами в районе Полоцка генералу Бригелу письменный протест и запрос 21 марта с. г. с курьером.

3) В направлении Идрица — Полоцк наблюдались нарушения германцами демаркационной линии с целью грабежа. Происходило столкновение с крестьянами с переменным успехом. Есть раненые, убитые.

4) В направлении Идрица — Остров все спокойно.

5) Во всей полосе, прилегающей к демаркационной линии, крестьяне озлоблены грабежом немцев и русских белогвардейцев и их наемников, вооружаются и расправляются с грабителями круто.

Председатель Военно-революционного комиссариата района Великие Луки Седякин

Комиссар оперативного отдела Хаханьян

Приказ Военного руководителя Западного (Московского) участка завесы в связи со вступлением в должность12

№1, ст. Сухиничи-Узловая

29 марта 1918 г.

§1

Я вступил в исполнение обязанностей военного руководителя Западного (Московского) участка отрядов завесы.

§2

В состав войск участка входят все отряды, действующие ныне на фронте от Невеля (включительно) до Хутора Михайловского (включительно), а также расположенные в районах Смоленска, Рославля и Брянска.

§3

Впредь до приезда на места назначенных правительством военных руководителей всем начальникам отрядов продолжать исполнение возложенных на них задач в соответствии с приказом №7 (оперативный) Западному фронту.

§4

Объявляю для сведения, что временными ответственными за свои направления начальниками являются:

1) Для Невельского направления т. Седякин.

2) Для Витебского направления т. Кафиев.

3) Для Оршанского направления коллегия Оршанского района.

4) Для Рославльского района т. Угрюмов.

5) Для Брянского района т. Берзин.

Назначаю:

И.д. помощника моего бывшего генерал-квартирмейстера штаба 10 армии А.А..Самойло.

Состоящими при мне для поручений:

Старшим — генерального штаба бывшего начальника штаба 35 армейского корпуса А. А. Яковлева; младшими — бывшего адъютанта начальника штаба Западного фронта М. Н. Данилова и окончившего Петроградский университет В. В. Егорьева.

И. д. начальника штаба — бывшего начальника штаба 5 армии А.А.Свечина. Всех — с 26 марта.

Военный руководитель Егорьев

Приказ войскам Западного участка завесы о приведении частей в боевую готовность13

№2, ст. Сухиничи-Узловая

1 апреля 1918 г.

Надвигающаяся грозная опасность со стороны немцев и их союзников в борьбе против Российской республики повелительно требует:

1. Безотлагательно разобраться в управлении войсками всех наименований и для какой цели и кем бы они ни формировались, ныне стоящими на линии Невель — Хутор Михайловский и в ближайших тылах до линии Смоленск — Рославль — Брянск включительно.

Впредь до приезда на места назначенных правительством военных руководителей с политическими при них комиссарами всем нынешним начальникам и их штабам продолжать исполнение своих обязанностей, причем безотлагательно объединить руководство всей боевой, административной и хозяйственной жизнью в руках одного начальника, как это указано в оперативном приказе №1.

2. Безотлагательно привести в ясность численность отрядов до самых мелких (не самостоятельных) включительно, подсчитав отдельно число пехотинцев (штыков), кавалеристов (сабель), небоевых (штабных, связи, обозных и т. п.), пулеметов, орудий (по калибрам), броневиков, летательных машин.

3. Безотлагательно подсчитать все запасы оружия, огнестрельных припасов, ручных гранат, не запряженных орудий, запасных пулеметов и т. п. с указанием, где и в чьем распоряжении эти запасы находятся.

4. Подсчитать все инженерные запасы, особенно телеграфное, телефонное имущество, подрывные средства с указанием, где и в чьем распоряжении эти запасы находятся.

5. Привести в ясность число и местонахождение лечебных заведений, санитарных поездов и разного рода санитарных запасов с указанием, где и в чьем распоряжении находятся.

6. Подсчитать все запасы продовольствия, обмундирования, снаряжения, обоза и упряжи.

Донесение о сем ожидается к 15 апреля.

Политические комиссары: Арефьев и Пыжев

Военный руководитель В. Егорьев

Приказ войскам Западного участка завесы о задачах отрядов на случай немецкого наступления14

№3, ст. Сухиничи-Узловая

1 апреля 1918 г.

Западному участку отрядов завесы приказано на фронте между линией Идрица (исключительно) — Великие Луки — Базар (оба включительно) — Ранцево (исключительно) и границей Украины подготовиться на случай возобновления германцами враждебных действий, задерживать противника в прифронтовой полосе, пока войска народной армии не соберутся на линии Ржев — Тула.

Для чего:

А. 1. Невельско-Великолукский отряд Седякина.

Задерживать распространение неприятеля между северной границей участка и линией Полоцк — Велиж (исключительно) — Межа до дер. Копейки — р. Лучеса — р. Осуга. С наибольшей энергией сдерживать распространение неприятеля вдоль железной дороги Невель — Великие Луки — Ржев. Поддерживать связь с левофланговым отрядом Северного участка и оказывать ему возможное содействие для сопротивления на железной дороге Великие Луки — Бологое. База — Великие Луки и Ржев.

2. Смоленская группа Иванова (Витебский отряд Кафиева, Оршанский отряд Кунды, Смоленский отряд Зиновьева).

Задерживать распространение неприятеля в полосе между южной границей Невельской группы и линией Добрейки на Днепре — Дрибин — Шамово — Фролово — Починок — Ельня — р. Угра до Всходы (все пункты, кроме Дрибин, включительно). Сосредоточить главные усилия на обороне подступов к смоленскому узлу и задержании распространения неприятеля по железной дороге Смоленск — Вязьма.

Удерживать районы Орши и Витебска, пока это возможно, не подвергая отряды поражению по частям. Принять меры для противодействия охвату смоленского узла по левому берегу Днепра по дороге Орша — Красный — Смоленск и Могилев — Починок — Ельня — Дорогобуж, для чего поддерживать тесную связь с партизанами Чердынцева в Мстиславле; выдвинуть к ст. Починок особый отряд для защиты участка железной дороги Смоленск — Починок, связи с Рославльским отрядом и прикрытия направления Починок — Ельня. База — Смоленск и Вязьма.

3. Рославльская группа Угрюмова (партизаны Чердынцева и др.)

Задерживать распространение неприятеля между южной границей Смоленской группы и линией Жлобин — Попова Гора — р. Беседь до Хотимска — р. Задня — р. Белизна — р. Ветьма — Песочня (все пункты, кроме Жлобин и Песочня, включительно). Обратить особое внимание на сосредоточение сил для обороны шоссе Рогачев — Рославль — Чепляево. Партизанам развернуться вдоль рек Проня и Сож и препятствовать всякой попытке неорганизованных польских банд распространяться на левом берегу Днепра. Подготовиться к своевременному, в случае угрозы неприятеля, выдвижению застав на ст. Васьково, Крапивенская, Пригорье и Рюковичи для охраны станционных и искусственных сооружений на участке Починок (исключительно) — Рюковичи (включительно). Подготовить к взрыву искусственные сооружения на шоссе и железной дороге. База — Рославль.

4. Брянская группа Сытина (временно Берзина) Выдвинув передовые отряды до соприкосновения с противником, упорно задерживать неприятеля в полосе между южной границей Рославльской группы и границей Украины. Удержать брянский узел до приказания и железную дорогу Брянск — Орел. База — Брянск.

Б. Для успешного выполнения поставленных задач необходима дружная работа отрядов всех наименований и местных партизан, возможная лишь при условии поддержания тесной связи по фронту и в глубину штабами всех отрядов. Чтобы прорыв небольших кавалерийских частей неприятеля и порча ими железных дорог в нашем тылу не вынуждал завесу к отступлению на широкий фронт, необходимо, помимо отрядов, назначенных для лобовой защиты железных дорог и несущих на них караульную службу по охране, добиваться во всех отрядах устройства подвижных, способных к маневрам по проселкам и не боящихся охвата, частей. Ввиду крайней нежелательности обременять обозами отряды завесы, необходимые подводы взимать при надобности от населения.

В. Срочные донесения присылать в штаб Западного участка отрядов завесы (поезд на ст. Сухиничи-Узловая) два раза в сутки — к 7 и 21 часам.

Военный руководитель Егорьев

Начальник штаба генерального штаба Свечин

Директива Высшего военного совета военному руководителю Западного участка Завесы о прикрытии направления от Брянска на Конотоп, Ворожбу и Льгов и создании Курского и Брянского отрядов15

№511

2 апреля 1918 г.

Вследствие дальнейшего продвижения германцев на Украину для нас приобретают особо важное значение направления от Брянска на Конотоп, Ворожбу и Льгов в интересах прикрытия нашей границы и внутренних областей. Ввиду этого:

1. Генерального штаба Сытину, не теряя времени, подготовить и исполнить заданную задачу по прикрытию этих направлений, обращаясь телеграфно: Москва, гостиница «Альпийская роза», Коллегия формирования, Трифонову. Для скорейшего сосредоточения сил сообщать Высшему военному совету положение дел Брянской группы и на указанных направлениях.

2. Наштаюз Петину назначить опытного офицера военным руководителем вновь создаваемого Курского отряда и обратиться в местный губернский Совет для назначения к выборному военному руководителю двух политических комиссаров, как это сделано в пограничных отрядах. При названных трех лицах образуйте штаб по штату, который будет передан вам вслед за сим генерал-квартирмейстером Сулейманом по телеграфу и почтой.

Военный руководитель Курского отряда со своим штабом подчиняется военному руководителю Западного участка генерального штаба Егорьеву, штаб которого из Сухиничи переезжает в Калугу.

Необходимо обратиться в Курский губернский Совет с предложением формировать Курский добровольческий отряд и ввести в его состав все уже существующие в Курске формирования. Дело это спешное, медлить невозможно. Курскому отряду выдвинуть заслон к Льгову, войти в связь с Брянским отрядом Сытина, штаб коего в Брянске.

Курскому отряду обеспечить направления Курск — Льгов, Курск — Суджа, Курск — Обоянь и Курск — Белгород. Положение дел доносить в копии Москва, Александровский вокзал, Высший военный совет.

3. Всероссийскую коллегию формирования прошу оказать срочное содействие отправкой в срочном порядке сформированных частей в Брянск, в распоряжение Сытина, и в Курск, в распоряжение наштаюз, который направит их в распоряжение назначенного руководителя.

4. Военному руководителю Западного участка Егорьеву принять зависящие меры скорейшего прикрытия соответствующими действиями вышеуказанных направлений от Брянска и Курска, донося подробно Высшему военному совету.

5. Имущество на формирование штаба Курского отряда назначить из имущества штаба Юго-Западного фронта. Выражаю желание, чтобы начальником Курского отряда был сам генерального штаба Петин.

6. Прошу Всероссийскую коллегию формирования направить срочно в Курск, в распоряжение Петина, 3 тысячи вооруженной пехоты, по три пулемета на каждые 100 человек, сколько можно конницы и артиллерии, снаряды, патроны, подрывные команды с имуществом.

Военный [руководитель Бонч-Бруевич]

Докладная записка военного руководителя в Высший военный совет об ускорении решения вопроса по организации пограничной охраны16

15 апреля 1918 г.

Прошу о скорейшем рассмотрении Народным комиссариатом по военным делам прилагаемых оснований по организации пограничной охраны.

Отряды завесы явятся резервами в отношении этой охраны, дающими возможность пограничной охране сдержать натиск передовых частей противника, если таковой последует.

Приложение: проекты декрета, организации и инструкции.

Военный руководитель Бонч-Бруевич

Проект декрета СНК РСФСР о формировании пограничной охраны17

15 апреля 1918 г.

Общее руководство организационной работой по формированию пограничной охраны Российской Федеративной Советской Республики Совет Народных Комиссаров постановляет возложить на учрежденное при Комиссариате финансов Главное управление пограничной охраны под руководством Совета пограничной охраны, состоящего из военного руководителя и двух комиссаров пограничной охраны.

На указанное управление возлагается направление и согласование деятельности комиссии по укомплектованию формируемых пограничных единиц, руководство формированием и обучением, обеспечение новой пограничной охраны вооружением, обмундированием и снабжением, санитарно — и ветеринарно-медицинская помощь, финансовое заведование, разработка новых уставов, инструкций и т. п.

Всем учреждениям военных округов, кои ведают вооружением, обмундированием и снабжением, продовольствием и санитарно-медицинской помощью, предписывается удовлетворять требования Совета пограничной охраны.

Проект декрета СНК РСФСР об организации пограничной охраны18

15 апреля 1918 г.

Для защиты фискальных интересов Р [оссийской] Ф [едеративной] С [оветской] республики учреждается пограничная охрана.

Высшее руководство пограничной охраной принадлежит Совету пограничной охраны, непосредственно подведомственному Народному комиссариату по делам финансов.

Непосредственное руководство и управление пограничной охраной сосредоточивается в Главном управлении пограничной охраны.

1) Командный состав назначается приказами соответствующих органов управления пограничной охраны (советами пограничной охраны и пограничного округа).

2) Прочие пограничники вербуются из всех граждан Российской республики не моложе 18 лет, из наиболее сознательных элементов трудящихся классов, по возможности грамотных.

3) Пограничники состоят на полном довольствии Р [оссийской] Ф [едеративной] С [оветской] республики и, сверх того, получают ежемесячно установленное штатами содержание.

4) Нетрудоспособные члены семьи пограничников обеспечиваются на общеармейских основаниях.

Проект инструкции по укомплектованию пограничной охраны19

15 апреля 1918 г.

Пограничная охрана комплектуется лицами, вступающими на службу по вольному найму.

Укомплектование пограничной охраны лежит на обязанности комиссий, образуемых распоряжением Совета пограничной охраны, с участием технических сил, назначаемых Главным управлением пограничной охраны.

С началом действий районов по вербовке пограничной охраны образуются соответствующими инстанциями штабы районов и подрайонов из лиц, предназначенных в командный состав района и подрайона для немедленной организации пограничной охраны района и подрайона.

Комиссии назначаются в составе: комиссара района, представителя исполнительного местного комитета рабочих и крестьянских депутатов и одного — из должностных лиц района. Сверх того, в комиссии участвует военный, а за отсутствием его — местный врач.

Комиссии исполняют всю практическую работу по вербовке людей для пограничной охраны в пределах уездов, указанных Народным комиссариатом по военным делам. Комиссии должны работать, поддерживая связь с местными уездными комиссариатами по военным делам.

За разрешением возникающих вопросов или недоразумений комиссии обращаются в Управление округа пограничной охраны или в местные губернские и уездные комиссариаты по военным делам.

Комиссии представляют еженедельный и одновременный отчет начальникам района и округа, а также в Главное управление пограничной охраны.

Приложение 1

На пограничную охрану возлагаются нижеследующие обязанности:

1. Защита фискальных интересов РФСР путем борьбы с контрабандой.

2. Защита экономических интересов РФС республики путем наблюдения за вывозом товаров из страны…, в случае боевых действий [погранохрана должна] явиться кадром для развертывания ближайших пограничных резервов Красной Армии.

Ввиду вышеуказанных задач пограничная охрана должна иметь в своем командном составе, с одной стороны, специалистов-пограничников, с другой — боевых офицеров.

Солдаты пограничной охраны должны получить обучение как пограничники и как солдаты Красной Армии.

Для установления тесной связи между пограничной охраной и Красной Армией при разбивке пограничной полосы на округа последние должны соответствовать военным округам. Штаб округа пограничной охраны должен включать боевого офицера — представителя штаба соответствующего военного округа.

Вся пограничная охрана разбивается на округа, районы, подрайоны, дистанции и заставы.

Во главе пограничной охраны стоит главный комиссар, подведомственный непосредственно и официально [народному] комиссару финансов, неофициально являющийся одним из военных комиссаров.

Непосредственная руководящая роль принадлежит Главному управлению, составленному из технических сил бывшего штаба Отдельного корпуса пограничной стражи, боевого офицера для постановки всей боевой части организации и главного комиссара. Во главе округов стоят штабы, составленные аналогично Главному управлению из технических сил пограничной охраны, комиссара округа и боевого офицера — представителя штаба округа Красной Армии.

Во главе района стоит штаб района, включающий представителя пограничной охраны, комиссара района, боевого офицера и представителя исполнительного местного комитета рабочих и крестьянских депутатов.

Во главе подрайона стоит коллегия, образованная из начальника подрайона, боевого офицера, ведающего инструкторской частью подрайона, и представителя солдат данного подрайона.

Ввиду того, что на пограничную охрану возлагается обязанность явиться кадром для развертывания резервов Красной Армии и обученного пограничного населения, необходима тесная связь между пограничной охраной и Красной Армией.

Пограничная охрана, включая опытный командный состав, должна будет в целом ряде мест, отдаленных от городских центров, взять на себя инструктирование и местных частей Красной Армии под общим руководством местных Советов. Инструкторские центры образуются при районах.

Ввиду возложенных на пограничную охрану боевых функций необходима постановка обучения не только пехотной и кавалерийской, но и артиллерийской службе. Должна быть организована и служба связи.

Обязанности комиссаров состоят в общем наблюдении за ходом работы в духе Советской власти, политическом воспитании солдат, отборе самых сознательных солдат для подготовки в инструкторских школах к занятию командных должностей, контроле над взаимоотношением солдат и командного состава, в [выполнении] следственных функций при конфликтах или злоупотреблениях по службе.

Комиссар имеет право вето при назначении или увольнении со службы в штабе, в который он входит.

Действия комиссара могут быть обжалованы в ближайшую высшую командную инстанцию.

Из приказа по Западному участку Завесы о задачах по охране демаркационной линии20

№ б/о, Калуга

[Не ранее 21 апреля 1918 г.]

Западному участку отрядов завесы приказано на фронте между линией Идрица (исключительно) — Великие Луки — Базар (оба включительно) — Ранцево (исключительно) и линией Новый Оскол — Старый Оскол — Нижнедевицк (включительно) выставить сторожевое охранение вдоль демаркационной линии и при малейших попытках противника перейти эту линию, оказать ему должный отпор. Для чего:

1. Невельско-Великолукский район, Каменев. Задерживать распространение неприятеля в полосе между северной границей участка и линией Полоцк — Велиж (исключительно) — р. Межа до устья р. Обша — р. Обша — Белой (включительно) — Сычовка (включительно). С наибольшей энергией сдерживать распространение неприятеля вдоль железной дороги Невель — Великие Луки — Ржев. Поддерживать связь с левофланговым отрядом Северного участка и оказывать ему возможное содействие для сопротивления на железной дороге Великие Луки — Бологое, База — Великие Луки и Ржев.

2. Смоленский район, Свечин.

Задерживать распространение неприятеля в полосе между южной границей Невельско-Великолукского района и линией Добрейки на Днепре — Дрибин — Шамово — Фролово — Починок — Ельня — р. Угра до Всходы (все пункты, кроме Дрибин, включительно). Сосредоточить главные усилия на обороне подступов к смоленскому узлу и задержании распространения неприятеля по железной дороге Смоленск — Вязьма. Удерживать районы Орши и Витебска, пока это возможно, не подвергая отряды поражению по частям. Принять меры для противодействия охвату смоленского узла но левому берегу Днепра по дорогам Орша — Красный — Смоленск и Могилев — Починок — Ельня — Дорогобуж, для чего поддерживать тесную связь с отрядом Миненко в Мстиславле. Выдвинуть на ст. Починок особый отряд для защиты участка железной дороги Смоленск-Починок, для связи с Рославль-ским отрядом и прикрытия направления Починок — Ельня. База-Смоленск и Вязьма.

3. Рославльский район, Угрюмов.

Задерживать распространение неприятеля между южной границей Смоленского района и линией Чечерск — Попова Гора — р. Беседь до Хотынска — р. Задня — р. Белизна — р. Ветьма — Песочня (все пункты, кроме Чечерск и Песочня, включительно). Обратить особое внимание на сосредоточение сил для обороны шоссе Рогачев — Рославль — Чипляево. Сторожевое охранение развернуть по самой демаркационной линии, имея за ним сильные поддержки в узлах дорог, и препятствовать всякой попытке противника, а особенно неорганизованных польских банд, распространяться на левом берегу Днепра. Подготовиться к своевременному, в случае угрозы неприятеля, выдвижению застав на ст. Наськово, Крапивинская, Пригорье и Рюковичи для охраны станционных и искусственных сооружений на участке Починок (исключительно) — Рюковичи (включительно). Подготовить к взрыву искусственные сооружения на шоссе и железной дороге. База — Рославль.

4. Брянский район, Сытин.

Выдвинув передовые отряды до соприкосновения с противником, упорно задерживать его в полосе между южной границей Рославльского района и линией р. Свапа — Дмитриев — Дмитровск — ст. Хотынец (включительно). Удерживать брянский узел до приказания и железную дорогу Брянск — ст. Хотынец. База — Брянск.

5. Курский район, Слувис.

Упорно задерживать продвижение противника, выдвинув передовые отряды на направления: а) Курск — Льгов, б) Курск — Суджа, в) Курск — Обоянь, г) Курск — Белгород. Цель — удержание до особого приказа г. Курска. Поддерживать самую тесную связь с частями Брянского отряда.

К Новому Осколу выдвинуть наблюдательный отряд. База — Орел.

6. Для успешного выполнения поставленных задач необходима дружная работа отрядов всех наименований и местных партизан, возможная лишь при условии поддержания тесной связи по фронту и в глубину штабами всех наименований. Чтобы прорыв небольших кавалерийских частей неприятеля и порча ими железных дорог в нашем тылу не вынуждали завесу к отступлению па широком фронте, необходимо, помимо отрядов, назначенных для лобовой защиты железных дорог и несущих на них караульную службу по охране, добиваться во всех отрядах устройства подвижных, способных к маневрированию по проселкам и не боящихся охвата частей. Ввиду крайней нежелательности обременять отряды завесы обозами необходимые подводы взимать при надобности от населения.

7. Срочные донесения присылать в штаб Западного участка отрядов завесы (г. Калуга) два раза в сутки — к 7 и 22 часам.

Военный руководитель В. Егорьев.

Комиссары: Арефьев, Пыжев

За начальника штаба Самойло

Письмо военного руководителя в Высший военный совет об ускорении решения вопроса организации пограничной охраны21

8 мая 1918 г.

15 апреля мной был представлен Высшему военному совету доклад о необходимости скорейшего рассмотрения вопроса об организации пограничной охраны; доклад этот вместе с приложенными к нему проектом декрета, проектом организации пограничной стражи и [проектом] инструкции по укомплектованию пограничной стражи был направлен 18 апреля сего года в Народный комиссариат по военным делам, согласно резолюции Высшего военного совета «для отзыва и доклада Совету Народных Комиссаров».

Считаю, что организация пограничной охраны должна быть проведена в ближайшее время, так как использование малочисленных отрядов завесы не по прямому назначению не может не приносить ущерба делу их боевой подготовки и службы.

Вместе с тем я полагаю, что, независимо от времени выставления пограничной охраны, необходимо теперь же выслать личный состав на контрольно-пропускные пункты, так как ввиду большого наплыва беженцев с обеих сторон обслуживание этих пунктов для отрядов завесы является непосильным.

Военный руководитель Бонч-Бруевич

Директива Военного Совета Западного участка завесы Военным Советам районов о порядке несения пограничной сторожевой службы22

№662/1094

9 мая 1918 г.

16 час. 35 мин.

1. Безотлагательно объявить содержание телеграммы войскам завесы, указав государственную важность отличного несения пограничной сторожевой службы.

2. Границу занять сторожевыми отрядами, сильными заставами, пулеметами сторожевых резервов, иметь, где можно, орудия.

3. Где не хватит войск — организовать заставы из местных жителей, дав начальниками надежных бывших унтер-офицеров.

4. Переходящих границу, кто бы ни были, немедленно разоружать, не стесняясь применения силы, войска должны знать — в настоящий момент неповиновение народному правительству есть неповиновение народу, способствующее контрреволюции.

5. Переход границы воспрещен в обоих направлениях.

6. Несение сторожевой службы должно отвечать правилам Полевого устава, особенно в смысле боевой готовности застав сторожевых резервов. Отношение к местным жителям должно быть соответственным достоинству звания солдат народной рабоче-крестьянской социалистической армии.

7. В вечернюю оперативную сводку включать сведения о случаях нарушения вышеуказанных требований с докладом о принятых мерах.

Егорьев

Комиссары: И. Арефьев, Пыжев

Из письма Военного совета Западного участка отрядОВ Завесы в Высший военный совет об открытии таможенных постов и об организации пограничной стражи23

14 мая 1918 г.

На войска завесы выпала задача по охране границы, устройству пропускных пунктов и таможенному осмотру. Таким образом, войска выполняют на границе функции чисто военные и функции таможенной и пограничной стражи…

Выполнение войсками задач пограничной и таможенной стражи крайне нежелательно, так как отвлекает [их] от выполнения прямой своей задачи.

Ввиду вышеизложенного является необходимым возможно скорее открыть распоряжением Народного комиссариата финансов таможенные посты и организовать отряды пограничной таможенной стражи, которая заменила бы солдат на военно-контрольных пунктах.

Эти отряды не должны быть красноармейскими и не должны комплектоваться из местных жителей, так как родственные и соседские связи влекли бы ослабление строгости пограничной службы и облегчали бы злоупотребления.

Из доклада в общую канцелярию народного комиссара по делам финансов о ходе работ Главного управления пограничной охраны24

23 мая 1918 г.

Сообщаю нижеследующие сведения о ходе работ Главного управления пограничной охраны…

В настоящее время пограничная охрана в первой стадии сформирована уже на всем протяжении указанных выше границ, причем временно, до выхода декрета Совета Народных Комиссаров об учреждении по границам Российской Федеративной Социалистической Республики пограничной охраны, по соглашению с Управлением контроля уже назначены начальники округа и районов, и таковые отправились в пункты своих управлений. Назначения на другие, низшие командные должности предоставлены начальникам управлений округа и районов непосредственно. Для укомплектования районов пограничниками выехали, образованные для сей цели (по указанию того же [Управления] военного контроля), комиссии…

Все вышеперечисленные работы по организации пограничной охраны получили утверждение народного комиссара по делам финансов 15 мая.

Для успешности формирования пограничной охраны преимущественно лицами, служившими ранее в Отдельном пограничном корпусе, в периодической печати было помещено обращение к бывшим пограничникам и ко всем гражданам республики с предложением присылать в Главное управление пограничной охраны свои заявления о желании их поступить на службу в пограничную охрану.

Независимо от работ по организации Петроградского округа пограничной охраны в Главном управлении сей охраны в г. Москве разработан проект декрета Совета Народных Комиссаров об организации пограничной охраны, каковой проект уже рассмотрен на междуведомственном совещании при [Народном] комиссариате иностранных дел, и означенным совещанием признан принципиально приемлемым. В ближайшие дни проект декрета вместе с заключениями заинтересованных ведомств вносится в Совет Народных Комиссаров.

Вместе с тем Главным управлением пограничной охраны разработаны штаты управления округа и районов, подлежащих сформированию на русско-германской границе, и разрабатываются штаты для организации пограничной охраны в Средней Азии.

Штаты управлений округа и районов, подлежащих сформированию на русско-германской границе, уже представлены для рассмотрения их да междуведомственном совещании, после чего [они] будут внесены на утверждение Совета Народных Комиссаров.

В связи с произведенными и производящимися работами по разработке вышеупомянутых штатов Главным управлением пограничной охраны возбуждается ходатайство об отпуске средств на содержание пограничной охраны на русско-германской и среднеазиатской границах.

Учреждение пограничной охраны в Средней Азии ввиду особых условий службы на этой окраине будет произведено на других, несколько иных условиях и поэтому составит предмет особого декрета, к разработке которого управление ныне приступает и имеет в виду внести означенный проект в Совет Народных Комиссаров в самое ближайшее время.

Начальник Главного управления пограничной охраны Г. Мокасей-Шибинский

Письмо Главного управления пограничной охраны в народный комиссариат финансов о разграничении функций таможенной службы и пограничной охраны25

24 мая 1918 г.

В настоящее время на войсках завесы одновременно с задачами чисто боевого характера лежит обязанность устройства пропускных пунктов и таможенного осмотра, т.е. эти войска выполняют на границе функции как чисто военные, так и таможенной и пограничной стражи.

Эти последние обязанности, отвлекая войска завесы от их основных задач, являются в то же время настолько специальными, что, казалось бы, безусловно, требуют вполне обособленной организации, на настоятельную необходимость чего уже поступают и сообщения с мест.

Уведомляя об изложенном, прошу сообщить для доклада Высшему военному совету, в каком положении находится в настоящее время вопрос об организации таможенной и пограничной стражи.

В отношении последней полагалось бы крайне необходимым провести такую организацию, которая, будучи близка к организации войсковых частей, позволяла бы наряду с выполнением пограничной охраны в мирное время возлагать на пограничную стражу чисто боевые задачи в первые дни мобилизации, т. е., короче говоря, придерживаться в организации этой стражи тех оснований, которые были заложены в организации бывшего Пограничного корпуса.

Декрет СНК об учреждении Пограничной Охраны26

[28 мая 1918 г.]

Совет Народных Комиссаров постановил:

1.

В ведомстве Народного комиссариата по делам финансов учреждается Пограничная охрана.

2.

На Пограничную охрану возлагается защита пограничных интересов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а в пределах приграничной полосы — защита личности и имущества граждан, в частности:

а) воспрепятствование тайному провозу грузов и тайному переходу лиц через сухопутные и морские границы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

б) защита от расхищения водных богатств в наших пограничных и территориальных водах;

в) надзор за соблюдением на пограничных реках правил международного судоходства;

г) охрана наших рыбаков и промышленников в пограничных морях, озерах и реках;

д) защита наших пограничных селений от нападения разбойников и кочевых племен:

е) осуществление в потребных случаях пограничного карантина и проч.

3.

Пограничная охрана располагается в одну или несколько линий. Народному комиссару по делам финансов предоставляется разрешать по его усмотрению расположение застав охраны и по железнодорожным станциям.

4.

Пространство от пограничной черты до расположения застав первой линии и семиверстное пространство от этих застав во внутрь республики считается приграничною полосою.

5.

Пространство воды в двенадцать морских миль от линии наибольшего отлива морских побережий Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, как на материке, так и на островах признается морскою таможенною полосою, в пределах которой все как русские, так и иностранные суда подлежат надзору со стороны Пограничной охраны.

6.

Пограничная охрана должна наблюдать, чтобы вдоль всей черты границы был свободный проезд в 6 аршин шириной, почему все строения, пашни и огороды должны находиться в некотором от границы расстоянии.

7.

В Пограничную охрану на службу принимаются граждане Российской Федеративной Советской Республики по вольному найму на тех же основаниях, какие установлены для приема в Красную Армию. Прием пограничников совершается организуемыми распоряжением Совета Пограничной охраны комиссиями, в состав коих входит по одному в каждую комиссию представителю местных Совдепов с правом решающего голоса.

8.

Непосредственное руководство Пограничной охраной во всех отношениях возлагается на Главное управление Пограничной охраны. При нем образуется Совет Пограничной охраны в составе двух комиссаров и одного военного руководителя.

9.

Вооружение и обмундирование служащих Пограничной охраны, а также оказание им врачебно-санитарной помощи производится на основаниях, принятых для Красной Армии. Отпуск из запасов Военного ведомства служащим Пограничной охраны вооружения, снаряжения, предметов обмундирования и продовольствия, а также инженерных и медико-санитарных средств производится по требованиям Главного управления Пограничной охраны, направляемым в соответствующие учреждения военных округов.

Подписали:

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.

28 (15) мая 1918 года.

Распубликован в №123 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 18 (5) июня 1918 года.

Декрет СНК о разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений27

[29 мая 1918 г.]

В интересах точного разграничения прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и других сборов, а также регулирования деятельности местных таможенных учреждений, Совет Народных Комиссаров постановил:

1. Обложение таможенною пошлиною и другими сборами ввозимых из-за границы и вывозимых за границу товаров принадлежит исключительно Центральной Советской власти.

2. Таможенные пошлины и другие связанные с ними сборы поступают в ресурсы общегосударственной казны.

3. Прием и выпуск поступающих из-за границы товаров, взыскание установленной пошлины и других сборов, а также досмотр пассажиров, и их багажа возлагается на таможенные учреждения, расположенные как на границе, так и внутри Республики.

4. Таможенные учреждения являются органами Центральной Советской власти и управляются непосредственно Народным Комиссариатом по финансовым делам по Департаменту Таможенных Сборов.

5. Никакие гражданские и военные власти, а равно профессиональные организации не имеют права вмешиваться в черте действий таможен в распоряжения, вытекающие из хода таможенного дела. Напротив того, все власти оказывают полную поддержку законным требованиям таможенных учреждений.

6. Областные и местные Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов имеют право надзора за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в технически распорядительную и административную часть таможенных работ.

В интересах надзора те же Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов могут назначать при таможенных учреждениях комиссаров, как из числа служащих таможенных учреждений, так и лиц, к их составу не принадлежащих.

7. Ответственность перед Центральной Советской властью за правильность и законность деятельности таможни несет ее управляющий. Комиссары при таможнях не имеют функций распорядительного характера и имеют только право надзора за деятельностью таможенных учреждений. О всех замеченных ими упущениях по управлению таможнями они обязаны сообщать назначившим их Советам Рабочих и Крестьянских Депутатов и Народному Комиссариату по финансовым делам.

8. Передвижение иностранных товаров, неоплаченных пошлиною, из одних таможен в другие производится с разрешения таможен по всей территории Российской Республики беспрепятственно. Никакие власти, в том числе, областные и местные Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов, не имеют права задерживать эти грузы в пути и облагать их контрибуцией до оплаты пошлиною и выпуска из таможен.

9. Право реквизиции и конфискации неоплаченных пошлиною иностранных товаров предоставляется исключительно Центральной Федеративной власти.

10. Назначения, увольнения и перемещения таможенных служащих являются исключительным правом Народного Комиссариата по финансовым делам.

11. Служащие таможенных учреждений, выделяемые местным профессиональным отделом Всероссийского Союза Таможенных Служащих для охраны таможенных складов, могут быть вооружены холодным и огнестрельным оружием по соглашению управляющего таможнею с местными Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов.

12. Пропускные пункты для проверки паспортов приезжающих из-за границы и отъезжающих за границу пассажиров учреждаются в местах нахождения таможенных установлений и действуют в полном согласии с таможенным ведомством.

13. Порядок охраны государственной границы в таможенном отношении вырабатывается совместно ведомством Пограничной Охраны и Департаментом Таможенных Сборов, причем в дознаниях по провозу контрабанды принимают совместное участие представители этих ведомств и местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов.

14. Временно, впредь до пересмотра таможенного устава, в связи с декретом о национализации внешней торговли, таможенные учреждения руководствуются в своих действиях всеми действующими на этот счет узаконениями и правилами под общим руководством Народного Комиссара по финансовым делам по соглашению с Народным Комиссаром Торговли и Промышленности.

15. Лица, виновные в неисполнении настоящего декрета, подлежат преданию революционному суду и наказанию по всей строгости действующих законов.

Подписали:

Председатель Совета Народных Комиссаров Вл. Ульянов (Ленин). Заместитель Народного Комиссара по финансовым делам Гуковский

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруевич.

29 (16) мая 1918 года.

Распубликован в №113 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 5 июня (23 мая) 1918 года.

Письмо Главного управления пограничной охраны в Главное управление Генерального штаба о ходе организации пограничной охраны28

31 мая 1918 г.

Уведомляю, что вопрос об организации пограничной охраны находится в таком положении…

2) По границе Нарва — Орша — Суджа проектируется сформировать 2-й округ. Организация пограничной охраны военного, вольнонаемного характера, причем каждый район будет представлять из себя пехотный полк 3-батальонного состава и 2 эскадрона. Средства на это до 1 июля испрашиваются. Штаты спроектированы.

Доклад военного руководителя в Высший военный совет об обстановке на демаркационной линии и необходимости инициативы Народного комиссариата по иностранным делам по созданию смешанной правительственной комиссии для установления постоянной демаркационной линии29

Май 1918 г.

На протяжении расположения всех отрядов завесы от Финского залива (в районе Нарвы) до границы с Украиной (в районе северной части Черниговской губернии) установлена временная демаркационная линия, описание которой и карта в масштабе 10 верст в дюйме с нанесенной на ней демаркационной линией своевременно были препровождены генерал-квартирмейстером Высшего военного совета в Народный комиссариат по иностранным делам.

Текст ст. IV договора гласит: «Германия готова, как только будет заключен всеобщий мир и проведена полностью русская демобилизация, очистить области, лежащие восточнее указанной в абзаце 1 ст. III линии…», т. е. к востоку от той границы, которая проведена синей линией на подлинной карте, приложенной к ратифицированному договору.

Из текста изложенной статьи следует, что Германия до заключения всеобщего мира очистить местность между постоянной границей договора и настоящей демаркационной линией не собирается. Таким образом, очищение немцами занимаемой территории и уход от демаркационной линии в скором времени не ожидается. Между тем демаркационная линия, установленная при участии малоопытных лиц, представителей отрядов, во многих участках для нас крайне невыгодна или же проведена так неудачно, как, например, в Орше, что постоянно вызывает столкновения с противником.

Вследствие изложенного полагаю необходимым, чтобы Высший военный совет просил Народный комиссариат по иностранным делам взять на себя труд по сношению с Германским представительством назначить смешанные правительственные комиссии для установления постоянной демаркационной линии.

Военный руководитель Бонч-Бруевич

Из доклада военного руководителя в Высший военный совет о создании местных комиссий на демаркационных линиях30

Май 1918 г.

Разрешение многих вопросов, возникавших в пограничной полосе наших демаркационных линий, а также урегулирование отношений между нашим, германским и украинским местными командованиями происходили до сих пор путем переговоров особых представителей или делегаций обеих сторон в пунктах или заранее намеченных (Ямбург, Гдов, Торопино, Псков, Карамышев, Себеж, Робчик, Стародуб и т. д.), или назначаемых да каждый случай в отдельности. Такая организация переговоров, имеющих нередко весьма срочный и серьезный характер, крайне неблагоприятно отражалась на ходе самих переговоров в отношении их своевременности и даже компетентности, не говоря уже о случаях неприбытия тех или других представителей в силу многих местных и случайных причин. В настоящее время, когда определена уже более или менее точно пограничная полоса с областями, оккупированными Германией, и с Украиной, является желательным установить постоянные местные комиссии, на обязанности которых можно было бы возложить:

а) установление прочной связи с таковыми же местными и постоянными комиссиями германского и украинского командований;

б) немедленное расследование всех случаев нарушения условий договоров и недоразумений в пограничной полосе на определенных участках;

в) разрешение возникших и уже расследованных вопросов путем личных сношений комиссий;

г) урегулирование более сложных соотношений по санкциям высших инстанций.

Было бы без сомнения наиболее целесообразным образовать смешанные комиссии в пунктах или нашего, или германского расположения, но таковая организация может при неустановившихся политических отношениях дать повод и способ к развитию тайной разведки с тон или с другой стороны, почему от таких смешанных комиссий приходится в настоящее время отказаться. Германское командование, судя по мнению, выраженному главной квартирой армий генерала Эйхгорна, вполне идет навстречу образованию постоянных местных комиссий, но ничего не упоминает об образовании каких-либо смешанных комиссий. Необходимость отказаться от образования смешанных комиссий вызывается еще тем соображением, что в будущем придется, вероятно, установить нейтральную зону между демаркационными линиями, при наличии которой может еще более развиться деятельность противника по тайной разведке.

Что касается организации таких односторонних комиссий в отношении выбора пунктов и назначения участков, то таковая должна удовлетворять требованиям:

1) расположение вблизи пограничной полосы,

2) обслуживание участка пограничной полосы не более 150 верст,

3) удобство путей сообщения,

4) удобство размещения,

5) оборудование средствами связи и сообщения. В отношении личного состава комиссии таковой должен быть компетентным, с одной стороны, в вопросах специально военного характера, с другой — в вопросах международных прав и интересов с государственной точки зрения, почему в этот состав должны войти представители местных наиболее крупных военных советов и военных руководителей и представители от (Народного) комиссариата по иностранным делам.

Сообразуясь с вышеизложенным, предлагается следующий проект организации постоянных местных комиссий в полосе демаркационных линий от Нарвского залива до юго-восточных границ Воронежской губернии:

Пункты расположения комиссий:

№4 — ст. Себеж — от устья р. Синей до озера Освея включительно (Новгородский отряд);

№5 — ст. Полота — от озера Освея до линии жел. дор. Полоцк — Невель включительно (Невельский отряд Западного участка завесы);

№6 — ст. Левша — от линии жел. дор. Полоцк — Невель до условной линии Сенно — Черея (Витебская группа Смоленского района);

№7 — ст. Орша — от линии Сенно — Черея до Шклова включительно (Оршанская группа);

№8 — м. Луполово — от Шклова до ст. Быхов включительно (Рославльский отряд);

№9 — с. Довск — (на пересечении Рогачевского и Гомельского шоссе) от ст. Быхов до р. Сож (Рославльский отряд);

№10 — ст. Унеча — от р. Сож до линии жел. дор. Унеча — Стародуб включительно (Новозыбковская группа Брянского района);

№11 — ст. Зернов — от линии жел. дор. Унеча — Стародуб до большой дороги Севок — Глухов включительно (Особый отряд Брянского района);

Военный руководитель Бонч-Бруевич

Из приказа по пограничной охране о перемещении Главного управления пограничной охраны в Москву31

4 июня 1918 г.

Ввиду перенесения всей деятельности Главного управления пограничной охраны в Москву временное отделение его в Петрограде упраздняется. Все поступающие бумаги и сношения должны направляться в Москву (Таганка, Нижняя Николо-Болвановская ул., №10).

На временно исполняющего должность помощника моего Попова возлагаю руководство эвакуацией в Москву как служащих, так дел и имущества; для этой цели ему предоставляется [право] подписывать сношения от имени Главного управления и в подлежащих случаях — за начальника Главного управления.

Дабы перерыв в деятельности Главного управления был наикратчайший, начальникам частей и отделений, временно пока остающимся в Петрограде, выработать распределение работ между составом, как уже выехавшим в Москву, так и подлежащим переводу, чтобы работа производилась по возможности беспрерывно. Отправку дел, законоположений и книг делать, не выжидая окончательного разбора всего имеющегося делопроизводства в каждом отделении…

Начальник Главного управления пограничной охраны Г. Мокасей-Шибинский

Из доклада Главного управления Генерального штаба начальнику Всероссийского главного штаба о состоянии пограничной охраны32

4 июня 1918 г.

Командированный мною в Комиссариат финансов начальник отделения Генерального штаба В. К. Токаревский выяснил современное положение вопроса о пограничной охране…

Составленный проект организации пограничной охраны не определяет совершенно тех отношений, которые должны существовать между военным ведомством и пограничной охраной.

Между тем и в настоящее время, как значится в докладе военного руководителя Высшего военного совета, отряды завесы явятся резервами в отношении пограничной охраны, дающими ей возможность сдержать натиск передовых частей противника.

Кроме того, и сама записка о задачах охраны неизбежно предусматривает выполнение ею и боевых задач. Да это вытекает и из самой сущности дела, а потому должно быть определено вполне точно, а не в таких общих выражениях, как это изложено в записке. Необходимо вполне определенно установить, что в смысле подготовки к войне пограничная охрана подчиняется исключительно и всецело военному ведомству.

Оно ведает всей военной стороной деятельности чинов пограничной охраны: строевое и тактическое обучение частей, изучение военного дела командным составом, разработка вопросов по мобилизации и т. д.

Только тогда, объединяясь с армией не только внешним образом по форме, но и по духу, пограничная охрана выполнит с успехом те серьезные задачи, которые на нее падают при объявлении мобилизации с началом военных действий. Эту безусловную подчиненность желательно отметить в декрете Совета Народных Комиссаров.

В представляемой переписке имеются два проекта декрета: один — приложенный к сношению военного руководителя Высшего военного совета и другой — внесенный по заявлению Г. Мокасея-Шибинского на обсуждение Совета Народных Комиссаров.

Конец ознакомительного фрагмента.

1917

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пограничники Беларуси. Ноябрь 1917 – март 1921 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Директивы командования фронтов Красной Армии (1917—1922 гг.). Сборник документов в 4-х томах. Т.1. Ноябрь 1917 г. — март 1919 г. М. Воениздат. 1971. (далее — Директивы. Т. 1.) С. 51—52.

3

Директивы. Т. 1. С. 54—58.

4

Директивы Главного командования Красной Армии (1917—1920). М. Воениздат. 1969. С. 26—27.

5

РГВА, ф.3, оп.1, д.78, лл. 114—116.

6

Директивы Главного командования Красной Армии (1917—1920). М. Воениздат. 1969. С. 30—31.

7

Директивы. Т. 1. С. 103—104.

8

Северная граница Западного участка определена телеграммой 16 марта (н. ст.) №234: железнодорожная ст. Идрица — Новосокольники и Великие Луки — дер. Базар и Ранцево, железнодорожная станция Калашниковская и г. Кашин — все пункты, кроме ст. Великие Луки, исключительно для Западного участка. Южная граница не определена и условно считается железнодорожная линия Гомель — Брянск — Калуга — Москва, включительно для Западного участка (прим. док.).

9

Очевидно, что это ошибка, не Витебск, а Минск, так как из Витебска до Орши тогда не было двухпутной железной дороги.

10

Директивы. Т. 1. С. 120—121.

11

Директивы. Т. 1. С. 115—116.

12

Директивы. Т. 1. С. 122—123.

13

Директивы. Т. 1. С. 124—125.

14

Директивы. Т. 1. С. 125—126.

15

Директивы Главного командования Красной Армии (1917—1920). М. Воениздат. 1969. С. 33—35.

16

Пограничные войска СССР. 1918—1928. Сборник документов и материалов. М. Наука. 1973 (далее — ПВ СССР. 1918—1928). С. 68.

17

ПВ СССР. 1918—1928. С. 68—69.

18

ПВ СССР. 1918—1928. С. 69.

19

ПВ СССР. 1918—1928. С. 69—71.

20

Директивы Главного командования Красной Армии (1917—1920). М. Воениздат. 1969. С.39—41.

21

ПВ СССР. 1918—1928. С. 71—72.

22

Директивы. Т. 1. С. 126.

23

ПВ СССР. 1918—1928. С. 393.

24

ПВ СССР. 1918—1928. С. 73—74.

25

ПВ СССР. 1918—1928. С. 74—75.

26

Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942. С. 602—603.

27

Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942. C. 537—538.

28

ПВ СССР. 1918—1928. С. 77.

29

ПВ СССР. 1918—1928. С. 77—78.

30

ПВ СССР. 1918—1928. С. 77—80.

31

ПВ СССР. 1918—1928. С. 80—81.

32

ПВ СССР. 1918—1928. С. 81—82.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я