Величие и героизм женщины

Яхья Мустафаоглу

Женщина-Мать, дающая жизнь детям Земли, является Матерью Человечества! Женщина имеет право на полное участие в решении всех человеческих судеб!Именно женщины являются спасителями человечества в новую эпоху, а не мужчины или пророки! Женская материнская энергия, многократно усиленная новыми космическими энергиями, приведет к небывалому возвышению духа и сознания и сотворит чудеса преображения всей жизни человечества. Это Веление Времени, зовущее женщину к духовному величию и подвигу во имя жизни!

Оглавление

Глава 5. ГЕРОИЧЕСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ТУРЦИИ

1. БАХРИЕ УЧОК

2. ГУЛЬ ЭСИН

3. НАЗИФЕ КАДЫН

4. НЕЗАХАТ ОНБАШИ

5. НЕНЕ ХАТУН

6. РАХМИЕ ХАНЫМ

7. САБИХА ГЁКЧЕН

8. СЮРЕЙЯ АГАОГЛУ

9. ФАТМА СЕХЕР ЭРДЕН

10. ХАЛИДЕ ЭДИП АДЫВАР

1. БАХРИЕ УЧОК

Бахрие Учок (1919 — Октябрь 1990) родилась в городе Трабзон. Окончила Отделение Средневековой Истории Турецкого Ислама на Факультете Языка, Истории и Географии Анкарского Университета. И одновременно она закончила Оперное Отделение Государственной Консерватории.

Бахрие Учок одиннадцать лет работала преподавателем лицея в городах Самсун и Анкара. В 1953 году стала первой женщиной — преподавателем Факультета Богословия Анкарского Университета. В 1954 году с успехом защитила диссертацию на тему «Женщина Правитель в Исламских Государствах» и получила степень доцента.

Будучи современной, образованной, культурной женщиной и несмотря на свою горячую любовь к музыке, особенно к классической, оперной музыке, Бахрие пожертвовала карьерой оперной певицы ради просвещения Турецких женщин и всего общества.

Владеющая персидским и арабским языками, Баxрие Учок, оставаясь последовательницей оригинального, чистого от искажений Корана, дала современный и реалистичный комментарий Ислама, как религии…

По этой причине, начиная с 1960 года, она начала получать запугивающие угрозы. И все же, не испугавшись угроз, она продолжала свою просветительскую деятельность, публикуя свои книги, исследовательские очерки и статьи в газетах…

Некоторые из ее книг имеют такие названия: «Репатрианты из Ислама и ложные Пророки», «Женщины — Правительницы в Исламском Государстве», «История Ислама» и т.п..

В своих речах Учок подчеркивала, что религия Ислама неправильно интерпретируется, что соблюдать пост не обязательно, что в Исламе нет понятия необходимости прикрытия головы… Она доказывала, что истинный Ислам был искажен в течении многих веков (например, во время многочисленных переводов с одного языка на другой), и что его необходимо очистить от неправильных наслоений…

В 1989 году в одной из открытых бесед на телевидении она так же отстаивала свою позицию. После чего она начала получать сильные угрозы со стороны организации «Исламское Движение».

После различных угроз и запугиваний, 6-го октября она получила посланный ей домой книжный пакет. В пакете была спрятана бомба. Когда Бахрие у дверей своего дома пыталась открыть пакет, бомба взорвалась. Так была убита эта мужественная защитница истины!

Несмотря на постоянно преследовавший ее смертельный риск, Бахрие Учок всю жизнь решительно защищала истины, в которые верила и героически трудилась во имя просвещения людей.

2. ГЮЛЬ ЭСИН

Гюль Эсин Айдын — первая женщина Турецкой Республике, ставшая независимым старостой. Основатель современного турецкого государства и первый президент Турецкой Республики — Ататюрк высоко оценил ее деятельность и лично сам наградил ее.

В 1930 года впервые Турецкие женщины на выборах получили право выбирать и быть избранными в муниципалитет. И 26 октября 1933 года по новому закону женщины получили право выбирать и быть избранными в совет старейшин деревни, села или городского района.

В первые же годы Турецкой Республики, когда к женщине было проявлено чувство уважения и по достоинству дано право участия в выборах, Гюль Эсин стала старостой административной единицы.

11 декабря 1933 года в газете «Народный Дом» передовое сообщение под заголовком «Женщина — районный (городской) староста Великой Революции, пусть будет благославенной и счастливой твое назначение и твой труд» стало известно всей стране. Получив около 500 голосов Гюль Эсин в свои 32 года была избрана старостой в деревне Карпузлу, района Чине Айдынской области и приступила к своим обязанностям.

Став деревенской старостой Гюль Эсин внесла немало важных новых реформ. Она запретила азартные игры в кафейнях. Это смелое решение сделало ее известной всему народу. Она также боролась с изжитой традицией похищения невест и запретив похищение девушек она установила процесс законной регистрации брака т.е. фактически узаконила процедуру светского бракосочетания.

Это был большой успех молодой женщины в строительстве основ социальной жизни современной Турции.

Узнав о деятельности Гюль Эсин, Ататюрк высоко оценил ее социальное творчество, назвав Гюль Эсин «женщиной республики» и сам лично наградил ее!

Гюль Эсин в деревне того периода, когда женщина была унижена и угнетена, мужественно защищала достоинство женщины, старалась установить лучшие взаимо отношения в обществе, смело указывая пути к новому более правильному образу жизни, внося в жизнь своего народа красоту и гармоничное общественное устройство, одним словом — культуру! Несмотря на то, что многие жители ее деревни и окрестных деревень выступали против, Гюль Эсин, как староста, смогла поднять уровень жизни своего народа до уровня культуры и цивилизации современного общества. В те годы строительства молодой Турецкой Республики это было настоящим подвигом!..

3. НАЗИФЕ КАДЫН

Назифе Кадын, родилась в деревне Каваконю. Во время Войны при Чанаккале (на проливе Дарданелла) она сама в домашней пекарне пекла хлеб и раздавала его солдатам, находившимся на линии фронта.

9 марта 1922 года Чанаккале — Бигадич были захвачены греками. Греческие командиры узнали, что Назифе Кадын носит хлеб солдатам на линию фронта, и догадались что, следовательно, она знает расположение турецких войск.

Ее схватили и начали допрашивать. Назифе Кадын мужественно сопротивлялась грекам, которые хотели силой получить у нее эти сведения и не выдала своих. Она говорила, что не знает ничего и передает хлеб через одного не военного человека, который приходит и забирает хлеб у нее…

Но потом, чтобы покончить с мучительным допросом, она бесстрашно сказала, что если бы даже знала что-то о расположении турецких войск, то все равно ничего бы не ничего сказала! В ответ на это ее ужасно пытали пока она не умерла от убийственных пыток, а потом сожгли в хлебной печи ее же пекарни.

Бесстрашная Назифе Кадын, глубоко преданная своей Родине и верящая в ее освобождение, предпочла смерть от руки врагов, но не выдала важные сведения о расположении Турецких войск. Ее подвиг навсегда останется примером стойкости, преданности и героизма!..

4. НЕЗАХАТ ОНБАШИ. Турецкая Жанна д-Арк

Отец Незахат Ханым — Хафиз Халид Бей во время Войны на Чанаккале (небольшой турецкий город на проливе Дарданелла) был командиром 70-го отряда ополченцев. Потерявший жену в годы войны Хафиз Халид Бей не мог никому оставить 8-ми летнюю дочь Незахат и вынужден был взять ее с собой на фронт.

Маленькая Незахат росла на линии фронта Чанаккале среди сражений и свиста пуль, и постепенно привыкла к суровой фронтовой обстановке. Она даже получила военное обучение. Во время обучения Незахат научилась лихо ездить на лошади, стрелять из винтовки, владеть саблей и др. видами оружия и уже в 12 лет получила звание капрала!..

Вместе с отцом она перебегала из окопа в окоп, она на равных со взрослыми солдатами участвовала в вооруженных стычках и сражениях, и уничтожила более сотни вражеских солдат!.. Это была маленькая девочка с большим, огненным сердцем!..

Во время сражений Незахат шла к психологически потрясенным, дрожащим солдатам и вселяла в них мужество и бесстрашие, говоря: « Ну, давай вместе сражаться!». И воодушевленные ее примером воины шли за ней в бой, как шли когда-то воины за Жанной Д-Арк.

В письме, найденном в кармане у одного убитого в сражении воина, он так писал своей матери: «Мама, если бы ты знала Маленькую Незахат и слышала героические разговоры этой маленькой девочки со своим отцом — бывалым воином, ты бы еще лучше поняла почему я нахожусь здесь на фронте. Мы — мехметчики, считаем Незахат — Турецкой Жанной Д-Арк!..» (Мехметчик — ласковое народное прозвище турецкого солдата.)

30 января 1921 года капрал Незахат была представлена к награде Медалью Независимости Турецкой Республики. Она была первым гражданином Турции представленным к этой почетной награде! И это предложение, представление к награде Незахат было принято! Однако, к сожалению, медаль не была вручена из-за ее малого возраста. Было решено наградить ее вместо медали приданым, но и это почему-то не было сделано…

Спустя годы, когда ей было уже 78 лет, правительство вспомнило о Незахат Ханым и Турецкий Парламент наградил ее «Сертификатом Признательности и Благодарности». Капрал Незахат умерла 24 сентября 1993 году в больнице Военно Медицинской Академии — Гюльхане.

Незахат Ханым уже с юных лет, находясь в самой сложной жизненной обстановке на фронте, среди войны, смогла своим еще практически детским сознанием осознать значение Свободы и необходимость сражаться за нее. Героически сражаясь вместе со взрослыми солдатами, она часто показывала им пример мужества, отваги и военной доблести, и вела их за собой в бой!.. К тому же она была необыкновенно благородным, нравственно возвышенным и скромным человеком! Незахат была не только героем—воином, но и героем духа!..

5. НЕНЕ ХАТУН

Нене Хатун (1857 — 1955) родилась в Эрзуруме. В 1955 году Обществом Единства Турецких Женщин она была избрана Матерью Года!..

Нене Хатун во время Турецко — Русской Войны 1877 — 1878 годов (известной так же как 93 фронт) в одном из бастионов города Эрзурум — на бастионе Азизие, вместе с народом героически защищала свой город.

7-го ноября 1877 года, когда русские войска захватили этот важный оборонительный бастион, народ Эрзурума сам перешел к активным действиям. Женщины и мужчины — весь народ Эрзурума высыпал на улицы для защиты своего города. И Нене Хатун была среди них. Перед выходом из дома она кормила грудью своего трехмесячного младенца. Сказав ребенку: «Тебя мне дал Бог. И я тебя оставляю на хранение Богу!», — она попрощалась со своим ребенком.

Нене Хатун была ранена в этом сражении. Не смотря на свои раны, и помня о ребенке, оставленном дома без присмотра, она, стараясь остановить кровотечение других раненных, делала им перевязки и оказывала первую медицинскую помощь. Работая с раненными, как медсестра, она так же готовила им пищу, разносила воду и не зная усталости бегала от одного дела к другому.

В такой трудной военной обстановке Нене Хатун проявила свой героический характер и народ узнал об этой смелой и мужественной женщине. Так эта самоотверженная и полная героического энтузиазма женщина заслужила уважение и любовь своего народа и вошла в Историю.

На один из вопросов посетившего ее Американца — Уполномоченного Офицера НАТО, Нене Хатун так ответила: «Я тогда выполняла свой долг. И сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, я полна сил и воодушевления и готова делать такую же работу еще лучше!»

В последующие годы, во время Освободительной Войны она потеряла и мужа, и сына и других близких…

В 1952 году к северу от Бастиона Азизие был установлен монумент символизирующий 93 фронт. Тогда, в числе еще нескольких живых участников тех сражений вспомнили и о Нене Хатун.

В 1954 году Турецкие Вооруженные Силы присвоили ей звание «МАТЬ» (Мать Армии, Мать народа)! В 1955 году Обществом Единства Турецких Женщин ей была присвоено почетное звание Мать Года!..

Несмотря на все свои заслуги Нене Хатун, особенно после потери всех своих близких, жила в такой нищете, что с трудом могла найти средства даже на хлеб! Но никогда не жаловалась и никого ни о чем не просила!.. Возвышенное сердце героично не только на фронте в бою, но и в обычных серых буднях!..

Нене Хатун сражалась, защищая свободу народа, и во время военных действий служила раненным не думая о себе! Она защищала жизнь и свободу и своего ребенка, и всех детей своей страны, и ее будущее!.. Героическое Служение Общему Благу и своему долгу сделало ее подвиг всенародным! Она стала Матерью Народа!..

6. РАХМИЕ ХАНЫМ

Рожденная 1890 году в городе Адана, Рахмие Ханым была участником Войны за Независимость, развернувшейся между Турцией и Францией в 1920 году.

В начале войны она героически выполняла очень трудные задания в разведке и часто рисковала жизнью. И в тылу она так же мужественно и самоотверженно выполняла задания, связанные с изготовлением оружия. Позже участвовала во многих боях и жестоких сражениях…

В 1920 году во время атаки на французские позиции, видя что атака захлебывается от усталости и страха Турецких солдат, Рахмие подняла их на бой словами: «Я будучи женщиной стою на ногах, а вы — мужчины — валяетесь на земле! Не стыдно ли вам передо мной?!»

В том же бою она бросилась вперед чтобы прикрыть двух своих товарищей оставшихся под сильным огнем противника и пала с простреленной грудью!..

Рахмие Ханым во время войны бралась за самые трудные, рискованные и физически тяжелые задания и не жалея себя героически их выполняла!..

Своими подвигами она показала и доказала, что духовная сила Сердца может быть сильнее его физической силы!..

Она умела мобилизовать и поднимать упавший дух испуганных и уставших солдат и вести их в бой и на подвиг, сама будучи для них живым примером самоотверженности и героизма!..

7. САБИХА ГЁКЧЕН

Приемная дочь Ататюрка — Сабиха Гёкчен (22 марта 1913 — 22 марта 2001) в 23 года ставшая первой Турецкой женщиной пилотом и первой в мире женщиной — военным пилотом-истребителем.

Сабиха родилась 22 марта 1913 года в городе Бурса. В детстве, потерявшая обоих родителей, девочка росла под покровительством брата. Но Сабиха хотела учиться и c малых лет искала пути для этого. В 1925 году во время визита в Бурсу Президента Турецкой Республики Ататюрка 12 летняя Сабиха сумела к нему пробиться и познакомиться с ним. Кратко рассказав о себе, Сабиха сказала, что хочет учиться и попросила у главы государства помощи.

Ататюрк с разрешения старшего брата Сабихи принял ее в качестве своей дочери и увез в Анкару. Сабиха стала одной из восьми приемных детей первого Президента Турции. В 1934 году после принятия парламентом Закона о Фамилиях Ататюрк присвоил своей приемной дочери фамилию Гёкчен, что означает — Небесная.

В 1935 году во время торжеств по случаю открытия нового Летного Училища Тюрк Кушу (Турецкая Птица) Сабиха Гёкчен была восхищена полетом планера и в ней зажглась мечта о полетах! При поддержке Ататюрка она поступила в Гражданское Летное Училище Тюрк Кушу при Турецкой Авиационной Ассоциации и успешно закончив его получила Диплом Высококласного Планериста.

Гёкчен продолжила свое летное образование в Крыму и в Турции, и 25 февраля 1936 года впервые начала летать на моторных самолетах.

Сабиха Гёкчен благодаря успехам в обучении и с одобрения Ататюрка решила стать военным летчиком. И несмотря на то, что в Турецкие военные летные училища женщин не брали, она в 1936 — 1937 годах сумела получить и успешно закончить 11 месячное специальное обучение.

В 1937 году Гёкчен принимает участие в Операции при Тунсели и, таким образом, становится Первой в Турции Женщиной — Военным Пилотом. В торжествах, в которых участвовали Президент Турции, Премьер Министр, и Начальник Генерального Штаба Турецких Вооруженных Сил ей была вручена Медаль — Почета Турецкой Авиационной Ассоциации!

В 1938 году за пятидневный полет — тур по Балканам на своем самолете, Гёкчен была награждена Начальником Генерального Штаба Югославии Медалью Знак Почета «Белый Орел».

Поскольку к тому времени никакого Закона, позволявшего женщине работать в Вооруженных Силах в Турции еще не было, Гёкчен была вынуждена покинуть Армию! С 1938 года она начинает заниматься преподавательской деятельностью в Летном Училище Тюрк Кушу (Турецкая Птица). До 1955 года она успешно вела эту работу и была избрана членом Совета Правления Турецкой Авиационной Ассоциации.

За свою жизнь она в общей сложности летала на 22 различных типов самолетов — бомбардировщиках, истребителях, спортивно-акробатических самолетах и других. За время своей летной жизни Гёкчен налетала более 8000 часов, из них 32 часа боевых полетов…

Сабиха Гёкчен покинула этот мир на 88 году жизни в Военно Медицинской Академии Гюльхане в Анкаре.

Имя Сабихи Гёкчен носит новый современный Международный Аэропорт Стамбула, расположенный на азиатской стороне. Это второй Международный Аэропорт Стамбула после Аэропорта имени Ататюрка, находящегося на Европейской стороне мегаполиса.

В 1996 году для плаката «20 самых известных лётчиков в истории», изданного Воздушными силами США, Сабиха Гёкчен была избрана как единственная женщина-пилот!

Несмотря на очень трудные условия своего времени Сабиха Гёкчен, преодолев все препятствия, смогла стать Первой Турецкой Женщиной Пилотом и Военным Пилотом. Она своей смелостью, мужеством и героизмом показала, что женщина может совершать подвиги не только на земле, но и в небе! Она стала для Турецких женщин примером храбрости, отваги и героизма!..

8. СЮРЕЙЯ АГАОГЛУ

Сюрейя Агаоглу (1903 — 29 декабря 1989) — турчанка родившаяся в Азербайджане. Первая женщина адвокат в Турции, защитница прав и свобод женщин, писательница.

Отец — Ахмет Агаоглу был профессором правоведом. Когда в годы обучения в Лицее Сюрейя говорила о Республике, одноклассники и друзья насмехались над ней, и тогда она решила стать адвокатом. А когда она подала заявление для поступления на Юридический Факультет Стамбульского Университета она столкнулась с препятствиями…

В те времена, когда все женщины ходили покрытые паранджой, она пошла в Университет на собеседование даже не прикрыв голову платком. На ее слова о желании поступить на Юридический Факультет члены Приемной Комиссии посмеялись и отказали ей в этом. Но Сюрейя не сдалась и продолжала упорно стремиться к своей цели. И когда она привела еще трех девушек, так же как и она желавших поступить на Юридический Факультет, Университет принял решение принимать на этот Факультет и девушек.

В тот период учиться вместе — в одной группе мужчинам и женщинам было запрещено. По этой причине на этом же Факультете дополнительно был открыто как бы женское отделение в виде отдельного класса. Это стало причиной того, что время от времени процесс обучения оказывался в трудном положении.

В конце концов Сюрейя Агаоглу успешно закончила Юридический Факультет Стамбульского Университета и стала адвокатом. Она много и усиленно занималась защитой прав женщин и стала известным своей смелостью публицистом и борцом за права женщин.

В 1949 году она Сюрейя Агаоглу была избрана в Совет Директоров Исполнительского Комитета Международной Ассоциации Юристов.

Всю жизнь она боролась за права женщин, объясняя людям важность свободы женщины и необходимость защиты их прав. И как адвокат она в своей практике была примером борца-просветителя и защитника женщин.

29 декабря 1989 года покидая публичную дискуссию под названием «Права женщин и современность» Сюрейя Агаоглу упала и получила кровоизлияние мозга. Все попытки ее спасти были безуспешны…

В этом же 1989 году в ее честь была напечатана Турецкая Банкнота (денежная курюра).

Кроме того, Сурейя Агаоглу была создателем нескольких обществ, среди них: Общество Распостранения Свободный Мыслей, Общество Турецко-Американских Университетов, Общество Друзья Детей…

В своих книгах — «То, что я видела в Лондоне» и «Так прошла целая жизнь», Сурейя Агаоглу так же раскрывает различные правовые и юридические темы взятые из жизни…

В период, когда женщина была угнетена, бесправна и не могла получить равное с мужчинами образование, Сурейя Агаоглу приняла смелое решение стать адвокатом, защищающим права и свободы женщин! Для этого она дерзновенно и упорно боролась за право получить юридическое образование и победила в этой борьбе, став первой в Турции женщиной адвокатом. Эта героическая женщина сама стала примером борца за права женщин! Она вдохновляла на подвиги многих молодых девушек и учила их не отступая перед трудностями бороться до победы за свои права и свободы! Вместе с тем, она всю жизнь работала для расширения и защиты прав и свобод матерей, женщин и детей!

9. ФАТМА СЕХЕР ЭРДЕН

Фатма Эрден родилась в 1888 году в городе Эрзурум. Она пламенно хотела получить возможность участвовать в народной освободительной войне. И для этого она в 1919 году встретилась с вождем народа — Ататюрком и получила его благославение. Не много сохранилось сведений о ее жизни и подвигах, но известно главное.

Фатма, всем сердцем желавшая участвовать в Войне за Независимость Турецкой Республики, поехала в город Сивас чтобы встретиться с руководителем республики на Сивасском Конгрессе. После встречи с Ататюрком она была назначена командующим группой воинов. Ее пламенное сердце убедило великого вождя!

Фатма Эрден героически сражалась, будучи командиром 300 солдат. Особенно она отличилась в одном из важнейших сражений, повлиявших на исход всей Войны за Независимость — в битве за площадь Главного Командования. Даже попав в плен, она смогла бежать и снова встать во главе своих воинов и победить в сражении.

Героическая женщина по окончании Войны за Независимость вышла на пенсию в звании старшего лейтенант. И в мирное время она всем сердцем заботилась о народе и служила общему благу. Она всю свою пенсию отдала организации Красного Полумесяца (эквивалент Красного Креста).

За ратный подвиг и проявленныйй в войне героизм Фатма Сехер Эрден удостоена установки бюста в Мавзолее главы государства — в Аныткабире — в Мавзолее Ататюрка, в Анкаре!..

Фатма Эрден не только сражалась вместе с мужчинами и всячески поддерживала их в этой войне, но и показала способность женщины быть лидером среди мужчин, способность командовать ими и вести за собой на подвиг.

Фатма Сехер Эрден — неустрашимая мужественная женщина, обладавшая сердечной духовной силой и героическим энтузиазмом, была истинным народным героем! Она командовала большой группой воинов, была им живым примером самоотверженности, отваги и постоянной готовности к подвигу!

10. ХАЛИДЕ ЭДИП АДЫВАР

Турецкая писательница, педагог, политик, общественный деятель и военнослужащий — Халиде Эдип Адывар (1882 — 1964) родилась в Стамбуле.

В 1897 году в возрасте 15 лет Халиде Эдип перевела произведение Эбботта Джейкоба «Мать». За это она была награждена османским султаном Абдул-Хамидом Орденом милосердия.

Статьи о свободе и правах женщин, а так же о равенстве женщин и мужчин, опубликованные в 1908 году в газетах, нажили ей врагов со стороны тех, кто желал сохранить порабощение женщин. Халиде утверждала, что права женщин нарушают из-за не знания большинством женщин своих прав, и их незаинтересованности отстаивать их.

С 1909 года Халиде Эдип получает назначение в сферу образования, где работает как преподаватель и инспектор. В 1916 году будучи директором турецкой школы она опекала армянских сирот, оказывала им всевозможную поддержку. Как последователь нового курса турецкой политики она участвовала в реабилитации армянских сирот после Ливанских событий 1916 года.

В последующие годы Адывар, в качестве пригнашенного профессора, читает лекции в университетах Колумбии и Дельхи. Она была приглашена Махатмой Ганди в Индию для чтения лекций о правах женщин. В 1939 году она едет в Америку для чтения лекций о правах женщин.

В 1912 году во время Балканской Войны она работала в больницах медсестрой. А в 1920 году она переехала в Анадолу (Анатолию) и как капрал приняла участие в Освободительной Войне. Халиде работала и при штабе и на поле битвы помогала раненным как медсестра Красного Полумесяца. За проявленный в боях героизм была повышена в звании до Старшего Сержанта.

Халиде Адывар — близкий друг и сподвижница Ататюрка. Она находиласть рядом с ним в самые тяжелые годы. Халиде Адывар была в военном штабе Ататюрка и дала подробное описание взятия Измира (Смирны) в 1922 году.

Халиде Эдип в годы войны наряду с пребыванием на фронте, тайно посещала Стамбул, принимала участие в акциях женщин и выступала с речами на собраниях и митингах. В своих выступлениях она рассказывала о положении на фронте, о потребностях солдат в пище и одежде, говорила о необходимости мобилизации женщин для помощи фронту. Она учила женщин как все это делать и собирала с их помощью все необходимое для солдат. С другой стороны, она вселяла надежду в сердца женщин, у которых на фронте были отцы, мужья или дети, страдавшие от ран или погибшие в бою. Она говорила, морально поддерживая женщин: «Ночь, какой бы темной она ни была, всего лишь ночь. Но в человеческой жизни не бывает ночи без утра!»

Халиде Эдип не только принимала активное участие в войне, но и всю свою жизнь занималась общественной и политической деятельностью: она писала книги и на Турецком и на Английском языках, делала переводы с Английского на Турецкий. Основная тематика ее работ такова: Любовь между женщиной и мужчиной, любовь к своему народу и к своей Родине, Свобода, Культура и т.п.. В свое время она стала самой популярной Турецкой писательницей за рубежом. Многие ее произведения были переведены на Английский, Французский, Немецкий, Русский, Венгерский, Финский, Португальский и языки Урду и Сербский…

В 1940 году она стала Заведующим Кафедры Английской филологии в Стамбульском Университете. В 1950 она была избрана в Турецкий Парламент, а в 1954 ушла из политики. Халиде Эдип покинула этот мир в 1964 году в возрасте 82 года.

Халиде Эдип — одна из первых женщин участвовавший в Национальной Борьбе, одна из создателей первого Женского Общества в Турции, она имеет звание Первой Восточной женщины, читавшей лекции в Англии. Всю свою жизнь Халиде Эдип на себе испытала различные формы угнетения и насилия, но не смотря на это мужественно продолжала свою борьбу за свободу. Она всегда бесстрашно и открыто говорила обо всем неправильном, несправедливом и требующим изменения. Она знала, что так жить, как раньше жили порабощенные женщины больше невозможно. Поэтому была решительна и непреклонна!

Халиде Эдип — сама своей жизнью и делами стала ярким примером для женщин в их борьбе за свободу, равенство и социальную справедливость. Онa защищала не только свою свободу, но прежде всего свободу всех женщин своей страны и всего мира, а также — национальную свободу и независимость.

В своих литературных произведениях и устных выступлениях, она говорила о высоком значении Свободы и Культуры в жизни людей. Вместе с этим, благодаря сильной воле, она защищала свободу и на площадях, и на митингах, и на поле боя…

И несмотря на притеснения, угнетение и насилие, она мужественно работала на общее благо и героически боролась во имя социальной справедливости и для развития Культуры и добилась многих позитивных изменений в жизни женщин и людей своего времени.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я