Как вырастить сильного и счастливого ребёнка: 45 занятий для детей и родителей

Ясс Джалю, 2019

Эта книга нужна всем мамам и папам для того, чтобы вырастить счастливого и сильного ребенка, способного уверенно себя чувствовать в современном мире. Общечеловеческие ценности станут основой его личности и откроют ему новые перспективы и возможности. Это книга, которая должна быть в каждом доме!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить сильного и счастливого ребёнка: 45 занятий для детей и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Занятие 2

Уважение — каким образом мы можем продемонстрировать окружающим уважение и добиться подобного отношения к себе

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали. Выше этого нет ничего.

Конфуций

ВАЖНОЕ ИЗ ПРОШЛОГО ЗАНЯТИЯ

«Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично»

(М. Т. Цицерон).

На самом деле эта фраза подводит нас к основной мысли нашего сегодняшнего занятия: именно то, как мы ведем себя с окружающими, наглядно демонстрирует — уважаем ли мы их и ждем ли от них подобного отношения к самим себе.

Сегодня мы продолжаем говорить об уважении — на этот раз нужно будет углубиться в тему. Одного занятия для такой важной темы мало — ведь именно уважение помогает нам выстраивать крепкие и хорошие дружеские, семейные и рабочие отношения.

Цель этого занятия: закрепить знания, полученные на первом уроке, усовершенствовать представления об уважении, обсудить представления детей об уважительном отношении и соответствующем поведении.

Основная мысль педагога/родителя: «Если человек хорошо и уважительно относится к другим, то и другие будут относиться к нему так же. Бесполезно требовать от людей уважения, если сам ты относишься к ним с постоянной критикой и презрением».

Даже самые жестокие люди на самом деле страдают, но не могут цивилизованным образом выразить свое страдание. Конечно же это не значит, что их агрессии нужно потакать и терпеть грубое отношение. Но важно понять, что даже агрессорам нужна помощь и принятие — пусть даже сами они этого не осознают и не признают.

Своим примером можно даже самого грубого и невоспитанного человека научить тактичному общению. Это произойдет не сразу — внутренние изменения требуют времени, но они обязательно наступят! Часто людям бывает очень трудно справиться со своими эмоциями и чувствами. Но выразить доброжелательность и проявить терпение там, где правда на нашей стороне, может быть еще труднее.

Свои права нужно отстаивать обязательно, но в уважительной форме. Иначе агрессия породит агрессию. А вот если мы ответим на грубые слова спокойно и с уважением, то рано или поздно человеку, обидевшему нас, непременно будет стыдно за бестактные или даже жестокие поступки. Всегда важно суметь понять обидчика, преодолевая собственные болезненные воспоминания. Так быстрее пройдут душевные раны и наступит мир и покой!

СИТУАЦИЯ ИЗ ЖИЗНИ, ПОНЯТНАЯ ДЕТЯМ

Уроки закончились, а Катя сидела за партой и не уходила. Она видела в окно, что девочки ждали ее во дворе. «Опять будут говорить гадости», — с грустью думала Катя. Она решила подождать, пока обидчицы разойдутся по домам.

В класс вошла классная руководительница. Эта молодая и умная женщина очень нравилась Кате.

— Ты размышляешь, почему они над тобой издеваются? Я разберусь с этим, я уже поговорила со школьным психологом и поговорю с девочками. Травля недопустима! Но можно я тебе что-то расскажу о себе?

Катя серьезно посмотрела на учительницу:

— Да, мне интересно.

— Знаешь, меня тоже травили в школе…

— Вас?! — перебила учительницу Катя. — Вас-то за что? Вы такая!

— А тебя за что? — улыбнулась учительница. — Мне кажется, ты все пытаешься понять, за что над тобой издеваются. А травят обычно не за что-то, а просто потому, что могут травить, или потому, что отыгрываются на ком-то за свои обиды. К сожалению, они воспринимают твои попытки наладить с ними дружеский контакт как слабость, и это только усиливает их неуважение к тебе.

— А что вам помогло? — спросила Катя.

— Во-первых, класс не был моим единственным коллективом. У меня была спортивная секция, и я дружила с девочками и ребятами оттуда. Во-вторых, спорт помогал мне чувствовать себя увереннее. Я знаю, ты ходишь не на спорт, а в творческую студию. Какие у вас там отношения? Хорошие? Ну и отлично! Любое дело, увлечение, занятие, в котором ты развиваешься и в котором тебя ценят, повышает уверенность в себе. И тогда нападки не так ранят.

Учительница вздохнула:

— А еще я много думала о том, что происходит. И приняла решение самой не задирать никого, а еще вступаться за тех, кому трудно. Когда я приняла такое решение, я почувствовала себя очень сильной. Сейчас это звучит немного наивно, но тогда очень поддержало меня. А в целом мне помогли уверенность в себе и в том, что каждый достоин уважения. Пойдем, пора, девочки ушли. Зайди завтра к школьному психологу, она тебя ждет. И помни, ты сама ни в чем не виновата!

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С РЕБЕНКОМ:

• Какого отношения к себе ты хотел бы от окружающих?

• Что нужно, чтобы получить от других уважительное отношение?

Всегда нужно защищать себя и своё мнение, а также тех, кто нуждается в вашей поддержке и помощи. Но делать это уважительно. Если позиция в споре будет озвучена тактично, обидчику станет проще увидеть себя со стороны. Важно помочь людям, которые ведут себя жестоко или агрессивно, осознать свою жестокость, но делать это надо определенным образом: без оскорблений, но и без принижения собственного мнения. Сильными нам делают спокойствие и уверенность, а не жестокость. Жестокий человек слаб, он не знает, как выразить боль и страдание, живущие в нем, и потому обрушивает их на окружающих. И если ему не объяснить этого, он так и будет вымещать свою боль, не осознавая, что ее источник — это он сам.

Так, отстаивая свои права тактично и уважительно, мы на собственном примере учим обидчика, как можно и нужно вести себя с людьми, и даем ему шанс измениться. Это очень сильная позиция!

УПРАЖНЕНИЕ

Предложите ребенку поговорить о том, каким образом мы можем проявить уважительное отношение к окружающим.

1. ПОБЛАГОДАРИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ВРЕМЯ, КОТОРОЕ ОН УДЕЛИЛ НАМ.

Мы всегда должны быть искренне благодарны любому: другу, учителю, родственнику, просто случайному прохожему за то внимание и время, что он уделяет нам. Особенно, если человек делает это от всей души и старается помочь. Сколько бы сил он ни потратил на нас (пусть даже совсем немного), мы всегда можем поблагодарить его за это. Ему будет приятно!

2. ПОСТАРАТЬСЯ ЗАМЕЧАТЬ В ОКРУЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВА, А НЕ НЕДОСТАТКИ.

Нам будет проще сблизиться с человеком, если мы попытаемся разглядеть в нем что-то симпатичное и интересное. Кроме того, именно добрые и отзывчивые люди умеют легко подмечать достоинства других — ведь таким быть приятно?

3. БЫТЬ ЧЕСТНЫМ И НЕ ПОДРЫВАТЬ ДОВЕРИЕ.

Любой ищет общения с теми, кому можно доверять. В настоящей дружбе и любви важна честность и искренность — если вы доверяете друг другу, то общаться станет легко и приятно.

4. ПОМОГАТЬ ДРУГИМ.

Всегда очень важна готовность к взаимовыручке и взаимопомощи — для этого нам и нужны близкие! У кого еще мы попросим помощи в трудный момент?

5. ЦЕЛИТЬ УМЕНИЯ И ТАЛАНТЫ ДРУГИХ.

Очень здорово, когда человек не завидует чьим-то успехам, а старается перенять все важные моменты. Ведь именно так, обмениваясь опытом, мы можем учиться новому!

6. УВАЖАТЬ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.

Абсолютно каждый человек имеет своё мнение, а главное, имеет на него право. Поэтому, даже если ты не согласен с тем, что говорит другой, нужно его выслушать.

7. НАУЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ.

Без умения выслушать собеседника наладить контакт в общении невозможно.

8. НАУЧИТЬСЯ ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ.

Необязательно агрессивно настаивать на своем и перебивать, если собеседник с тобой не согласен. Наоборот, тем, кто умеет внимательно и с уважением выслушать человека, гораздо проще не раздражаться, а спокойно найти необходимые слова.

9. НЕ ДЕЛАТЬ СКОРОПАЛИТЕЛЬНЫХ ВЫВОДОВ.

Очень часто люди судят о других поверхностно: по одежде, по внешности, по дорогой или дешевой модели телефона. Оценивая таким образом человека, мы можем ошибиться и совершить грубый поступок или сказать обидные слова, о которых впоследствии будем жалеть.

10. ГОВОРИТЬ ЛЮДЯМ ХОРОШЕЕ ИЛИ НЕ ГОВОРИТЬ НИЧЕГО.

Не все люди нравятся нам с первого взгляда. Но в любом случае, наше мнение о другом человеке субъективно и может быть ошибочным. Поэтому лучше не оценивать человека вслух, поменьше говорить и побольше наблюдать. Чтобы невзначай не оскорбить того, кто этого вовсе не заслуживает.

11. ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМИ ДЕЛАМИ И ПРОБЛЕМАМИ, НЕ ЛЕЗТЬ В ЧУЖИЕ.

У каждого человека в жизни есть свои цели, задачи и мечты, и каждый сам выбирает путь, которым он всего этого будет достигать. Неуместно и невежливо лезть к людям с навязчивыми советами, рекомендациями и поучениями. Единственное, что мы можем сделать, — деликатно рассказать о собственном опыте, который, как нам кажется, может помочь собеседнику принять верное решение.

Что бывает с теми, кто не следует правилам уважения?

Мы всегда стараемся окружать себя теми, кто нам близок и созвучен. Человек, не стремящийся следовать правилам уважения, обязательно будет встречать в жизни неуважительное отношение. Ведь таково будет его ближайшее окружение!

Что бывает с теми, кто следует правилам уважения?

Таких людей окружает спокойствие, радость и понимание. Они всё лучше и лучше разбираются в окружающих и по мере накопления опыта учатся заранее избегать ситуаций и людей, от которых не стоит ждать уважительного отношения.

В чем отличие и сходство детей и взрослых, когда речь заходит об уважении?

Взрослые и дети должны одинаково следовать правилам уважения. Взрослые своим примером учат детей, а дети, в свою очередь, помогают взрослым относиться более внимательно ко всему сказанному и сделанному в детском присутствии.

Поразительно: если в начале прошлого занятия мы были уверены, что уважение — это что-то, что мы проявляем только по отношению к начальству, старшим или неким заслуженным людям, то теперь стало абсолютно ясно: уважения заслуживает каждый — и взрослый, и ребенок, и любой из нас.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С РЕБЕНКОМ:

— О чем нужно помнить, общаясь с грубым и агрессивным человеком?

А теперь фраза дня: «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали. Выше этого нет ничего» (Конфуций).

Очень важно учиться искренне и неподдельно интересоваться человеком — будь это друг, партнер, товарищ или просто едва знакомый человек. Важно стараться понять его позицию и оценить ситуацию, в которой он находится. Это позволит естественно и без лишних усилий выражать уважение к людям и таким образом транслировать им ту форму общения, на которую мы рассчитываем.

ФРАЗА ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ:

«Всякий, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском»

(Леонардо да Винчи).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить сильного и счастливого ребёнка: 45 занятий для детей и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я