Как вырастить сильного и счастливого ребёнка: 45 занятий для детей и родителей

Ясс Джалю, 2019

Эта книга нужна всем мамам и папам для того, чтобы вырастить счастливого и сильного ребенка, способного уверенно себя чувствовать в современном мире. Общечеловеческие ценности станут основой его личности и откроют ему новые перспективы и возможности. Это книга, которая должна быть в каждом доме!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить сильного и счастливого ребёнка: 45 занятий для детей и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Занятие 1

Уважение к себе и окружающим как фундамент крепких доверительных отношений

Уважение других дает повод к уважению самого себя.

Р. Декарт

В основе любых близких отношений между людьми лежит в первую очередь уважение. Но как объяснить детям, что же это такое? Все мы в детстве слышали фразу: «Старших нужно уважать». А почему только старших? А всех остальных не нужно? А вежливое поведение — это уже уважение? На самом деле есть более глубинные объяснения смысла понятия «уважение», способные изменить наши отношения с людьми и с самими собой. Давайте разбираться!

Целью данного раздела является формирование у ребенка ценностного отношения к себе и окружающим.

Важно сказать, что для успешной работы родитель сам должен демонстрировать уважительное отношение к собственному ребенку. Это связано с тем, что с самого детства родители являются неприкасаемым авторитетом для своих детей, служат примером. Ценность родителей до определенного возраста очень высока, кроме того, пока ребенок маленький, он на подсознательном уровне откладывает у себя модели поведения, взаимоотношения родителей друг с другом, с другими значимыми родственниками и т. д.

Уважение — это признание ценности другого человека, его жизни и личности.

Причем равного уважения достоин любой человек — независимо от пола, возраста, социального статуса, национальности.

Если вы когда-либо видели, что кто-то оскорбляет другого человека, грубо высмеивает его внешний вид, критикует его национальность или материальное положение — это НЕуважение. Такого быть не должно. Никогда.

Это нужно запомнить как не рушимое ни при каких обстоятельствах Золотое Правило Уважения: каждое живое существо достойно уважения, принадлежащего ему по праву с момента его рождения. Это и определяет его ценность.

Каким понятным и очевидным кажется это правило. Но, во-первых, мало его просто знать — важно следовать ему в повседневной жизни. А во-вторых, бывают моменты, когда мы, охваченные тоской или злобой, забываем все правила и начинаем грубо преследовать свой интерес. В такие моменты особенно важно вспоминать о Золотом Правиле Уважения.

Давайте подумаем, как это бывает. К примеру, завязалась перепалка, спор, ссора — и вы точно уверены, что правы. НО:

1. Ни при каких обстоятельствах ваша уверенность в правоте не дает вам права повышать голос, оскорблять и грубить. Помните: ваше поведение говорит о вас красноречивее любых слов.

2. Всегда важно набраться терпения и разобраться в ситуации, выслушав все стороны.

3. Даже если вы не добились желаемого результата и продолжаете настаивать на своем, вы все равно обязаны уважать личность собеседника. Только так вы можете показать ему то отношение, которого ожидаете к себе.

Когда нам кажется, что кто-то ведет себя грубо, агрессивно, неприемлемо, мы все равно должны помнить, что поступок и привычки не всегда характеризуют душу и истинную природу человека. И ни в коем случае не стоит выплескивать на человека все эмоции, которые нас в данный момент одолевают. Именно поэтому нельзя в конфликтной ситуации набрасываться на оппонента с обвинениями и проявлять нетерпимость и агрессию. Мы всегда можем дать собеседнику понять, что не одобряем его поведение, но сделать это должны с уважением.

Это не означает, что мы должны отступиться от своего мнения и сдать позиции. Безусловно, нужно выразить свое неодобрение и несогласие там, где это необходимо. Важна лишь форма выражения.

Учитесь отстаивать свои права, не оскорбляя других. Ищите правильные слова, чтобы собеседник вас понял. И тогда он обязательно вас поймет, пусть и не с первого раза!

Всегда помните о том, что ваше поведение характеризует лично вас. Ведь именно вы в данный момент произносите грубые слова и брызжете слюной! Как думаете, похоже это на уважительное общение?

Для того чтобы ребенок лучше усвоил смысл занятия, подойдет беседа. В данном случае она должна носить продуманный и системный характер. Необходимо создавать атмосферу доверия, не следует давить на ребенка. Важно дать ребенку высказать свое отношение, которое обязательно должно быть аргументированным.

Беседа не должна быть слишком формальной, ее следует проводить как можно более естественно. Если этого не делать, то ребенок будет замыкаться и не станет откровенно разговаривать, даже если вы его родитель.

Беседу необходимо продумывать заранее. Вопросы не должны внушать ребенку правильный ответ. Следует подготовить ряд вопросов, видео — и фотоматериалы и т. д.

По завершении беседы целесообразно провести рефлексию. Иными словами, ребенок должен сам проанализировать, что нового он усвоил, все ли ему понятно и т. д.

Давайте рассмотрим и обсудим понятную ребенку ситуацию из повседневной жизни.

Саша залетел домой и с порога закричал:

— Мама, есть хочу, давай обед!

Тут же в прихожей разделся, бросил рюкзак и прибежал на кухню.

— Мам? Где еда? Я же сказал, есть хочу!

— А где твой рюкзак? И почему твоя одежда валяется на полу? Так вот, сын, сначала прибери свою одежду, умойся, и после этого мы вместе накроем на стол и вместе пообедаем. Саша замер от неожиданности. Мама смотрела на него сердито. Он повернулся, вышел из кухни, хлопнул дверями ванной.

— Ну и пусть! — восклицал он, закрывшись в своей комнате после того, как перебросал в нее из прихожей кучу своих вещей. — Не будет обеда, так и не надо! Ну и не буду есть! Мама смотрела на все это удивленно, но ее раздирала обида.

— Ну и пусть! Не хочет сам обслуживать себя, и я ему не служанка, пусть сначала научится уважать чужой труд. Ничего, не умрет с голоду, — говорила мама сама с собой, наливая чай. Нетронутый обед остывал…

ПОПРОСИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С РЕБЕНКОМ:

• Почему Саша поссорился с мамой?

• Могли бы они избежать ссоры, если бы каждый повел себя по-другому? Как именно?

Изо дня в день с нами происходят одни и те же ситуации. Они могут выглядеть по-разному, но по сути несут в себе один и тот же смысл и поведенческий паттерн. Наши реакции в этих ситуациях также всегда одинаковы. В этом нет нашей ошибки или вины — мы, как правило, даже не замечаем этого шаблонного поведения. Отрефлексировать эти «замкнутые круги» и научиться выходить из них непросто, но очень важно. Именно это позволит нам начать избегать травмирующих ситуаций, как бы переписывая их сценарий.

Именно поэтому в любом споре или конфликте важно набраться терпения и методично, без обвинений и унижений обсудить с собеседником моменты, которые вас не устраивают. Важно также помнить, что любая ситуация, в которой мы оказались, была нами же прямо или косвенно спровоцирована. А, значит, мы несем за нее ответственность, даже если вина кого-то другого кажется нам очевидной.

Скорее всего, оппонент обязательно будет отпираться и не признает своих ошибок. Но не отступайте! Если вы сможете завести доверительный разговор, выразить свои переживания и дать человеку понять, что вы понимаете его чувства, всем будет только лучше!

И помните: абсолютно правильных ответов и моделей поведения не существует. Отношения невозможно изменить с помощью одного разговора — это целый процесс, в котором важна динамика положительных изменений. И именно ее вы создаете раз за разом, спокойно выражая свое мнение, не забывая при этом выслушать оппонента.

А теперь давайте вернемся к фразе «Старших нужно уважать». Безусловно, как мы уже говорили, уважения достойны не только старшие, а вообще все люди и живые существа на свете. Однако если брать «старших» как «родителей», тут действительно есть один важный момент.

Детей от взрослых всегда отличает одно — отсутствие ответственности. Взрослый берет на себя ответственность за ребенка и за все, что с ним происходит. Именно поэтому старший получает больше прав. Кроме того, именно он является главным в отношениях с ребенком. При этом взрослый не использует свою власть грубо и авторитарно: он должен всегда прислушиваться к ребенку, опираясь на его мнение и чувства. Это и есть уважительное отношение.

На самом деле дети также несут свою ответственность, о которой мы более подробно поговорим в других главах. Детям важно с самых ранних лет отмечать ситуации, в которых срабатывает их личная ответственность за поступки и слова. Эти маленькие с виду ситуации из детской жизни позже станут основой поступков взрослого человека.

Ребенок также никогда не должен забывать об уважении старшего.

Как выглядят уважительные отношения между взрослым и ребенком:

1. Ребенок внимательно слушает взрослого, не перебивает и разговаривает с ним вежливо. Должен ли взрослый вести себя так же?

2. Ребенок уважает труд взрослого и помогает ему. Должен ли взрослый уважительно относиться к делам ребенка, даже к самым маленьким?

3. Ребенок уважает решения значимого взрослого. Он может высказать свое мнение и отношение к ситуации, но всегда помнит о том, что окончательное решение принимает именно взрослый. Должен ли взрослый учитывать мнение ребенка?

4. Уважение к взрослому также проявляется в умении не требовать, а договариваться, не принимать всё как должное, а благодарить. Должен ли взрослый благодарить ребенка?

5. Если ребенок не согласен с решением взрослого, он всегда может попросить уделить ему время и разъяснить ситуацию. Должен ли взрослый внимательно отнестись к такому разговору?

Подумайте ВМЕСТЕ с ребенком, как взрослый может и должен проявлять уважение к ребенку. Приведите минимум 3 примера.

Что бывает с теми, кто не следует золотому правилу уважения?

Люди, не признающие права других на уважительное и тактичное отношение, сами страдают от неуважительного отношения. К человеку всегда возвращается то отношение, которое он сам дает другим.

Чем менее сдержан и спокоен человек, тем более и более раздраженным и агрессивным он становится со временем. В итоге ему очень трудно бывает даже с самим собой, потому что в душе у него начинают преобладать негативные чувства и эмоции.

Что бывает с теми, кто следует золотому, правилу?

Такие люди умеют заранее избегать конфликтов и ссор, что позволяет им всегда оставаться спокойными и уверенными в себе.

Они так же уважительно относятся к самим себе, как и к остальным. Именно поэтому они никогда не потерпят неуважительного отношения. Вместо этого они всегда дадут понять, если имела место бестактность, грубость либо неуместное поведение.

Ну что, заметили, как важно уважать друг друга, чтобы создать доверительные отношения? Но конечно же всегда нужно помнить о том, что человека честного, доброго, который заботится о других и ведет себя дружелюбно, уважать гораздо проще, чем человека подлого, агрессивного и самовлюбленного.

На следующем занятии мы продолжим говорить об уважении — там есть еще много важных моментов, которые необходимо обсудить.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С РЕБЕНКОМ:

— Уважения достоин любой человек, даже тот, чье поведение нам не нравится. Ведь все можно исправить, ты согласен?

— Что такое «разговаривать уважительно»?

А теперь давайте обсудим фразу из начала урока: «Уважение других дает повод к уважению самого себя» (Р. Декарт).

Сегодня мы много говорили о том, что агрессивное и нетерпимое поведение недостойно уважения — ведь оно, в свою очередь, не несет в себе уважительного отношения к окружающим. Таким образом, мы не можем уважать самих себя, если ведем себя грубо, выплескивая свою внутреннюю злобу и боль на близких. И, наоборот, проявляя доброту, терпимость, сострадание, мы выказываем уважение к собеседнику и начинаем больше уважать самих себя, пребывая в мире и внутреннем спокойствии.

ФРАЗА ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ:

«Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично»

(М. Т. Цицерон).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить сильного и счастливого ребёнка: 45 занятий для детей и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я