Без психолога. Самоучитель по бережному обращению с собой

Ярослава Громова, 2019

Книга предназначена для людей, которые испытывают проблемы психологического характера, но никогда не обратятся к специалисту, хотя, возможно, и проявляют любопытство, что это такое – работа с психологом. Самоучитель предлагает не только описание различных психологических явлений, но и содержит практическую часть, цель которой – помочь по-новому взглянуть на привычные события, способы взаимодействия с собой и миром. Основная цель данной книги – наладить контакт с собой, найти основания для принятия себя и ресурсы для желанных изменений.

Оглавление

1. Включаю наблюдателя

Пока вы не вынесли свои мысли из своей головы — диалога нет, есть только нескончаемый монолог. Как только на бумаге появилась запись реплик из этого монолога — появился диалог.

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень» (Альберт Эйнштейн).

Не всегда надо именно подниматься, идти выше, но совершенно точно, чтобы что-то менять, надо найти возможность посмотреть со стороны или издалека на происходящее.

Достаточно странно прозвучит, но многие из нас не понимают, что именно чувствуют, отчего они это чувствуют, нравится ли им это, и если нет, то чего, собственно, хотят взамен. Те, кто мгновенно на эти слова возразил мне: «Что за ерунда! Я отлично знаю, что чувствую!» — пожалуйста, прямо сейчас возьмите ручку, бумагу или свой телефон, откройте программу заметок и напишите, что именно вы ощущаете. На абзац. Если получилось — пролистните эту главу, она для вас неактуальна. Если слова закончились примерно на третьем слове, тогда двигаемся с вами дальше.

Эксперимент первый

Для начала давайте разберемся, что такое эксперимент. В этой книге — это рекомендация, инструкция к упражнению, точнее сказать, побуждение к практике, к реальному действию, выраженному глаголами «написать», «придумать (и записать)», «посчитать (и записать)», «описать (письменно)», «сказать (и записать, что сказать и что получилось после)» и так далее. Записывать придется много. Потому что человек проявляется только во взаимодействии с человеком. Я, автор самоучителя, не смогу вступить в реальный диалог с каждым моим читателем. А собеседник нужен.

Возможно, кому-то из вас повезет и у вас найдется человек рядом, которого можно попросить помочь вам с экспериментами в книге (как вы понимаете, это должен быть не психолог, а друг, подруга, кто-то из близких). Для большинства читателей таким собеседником будете вы сами. Через свои тексты и записи.

Пока вы не перенесли свои мысли из вашей головы на бумагу — диалога нет, есть только нескончаемый монолог. Как только на бумаге появилась запись реплик из этого монолога — появился диалог. И появились вы как человек воспринимающий, а не только говорящий.

Итак, эксперимент первый. В течение дня описывайте себя. Записывайте все в две колонки, характеризующие действие и состояние так, как если бы вы описывали своего коллегу, родственника или ребенка, фиксируя то, что он/она (то есть вы) сейчас делает, что чувствует, какой он/она.

Эта практика требует времени в течение дня. Нужно остановиться и записать. Вечером прочесть. Такой эксперимент нужно проводить не менее недели, нужно пытаться сформировать навык наблюдения себя со стороны.

Как у вас, получается? Что радует или раздражает в этой практике? Как меняется настроение после того, как вы выполнили задание? Запишите и это…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я